Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 18:48, реферат
Особенностью драматургии симфонии является четкое деление четырехчастного цикла на две половины. Первые две части раскрывают перед слушателем светлое и гармоничное миросозерцание человека. Третья часть – траурный марш – трагический перелом в развитии основной концепции симфонии. Ее трагизм – во внезапно открывшихся перед романтическим героем «теневых» сторонах жизни – фальши и лжи. Лишь в финале, вступление к которому воспринимается как катастрофа, обрушившаяся на человека, в результате мучительно долгой и напряженной борьбы приходит новое ощущение полной гармонии героя с природой.
Густав Малер. Первая симфония.
Первая симфония была закончена Малером в 1888 году.
Дух борьбы, преодоление внешних и внутренних препятствий, стоящих на пути человека к достижению идеала, определяют концепцию Первой симфонии композитора.
Особенностью драматургии симфонии является четкое деление четырехчастного цикла на две половины. Первые две части раскрывают перед слушателем светлое и гармоничное миросозерцание человека. Третья часть – траурный марш – трагический перелом в развитии основной концепции симфонии. Ее трагизм – во внезапно открывшихся перед романтическим героем «теневых» сторонах жизни – фальши и лжи. Лишь в финале, вступление к которому воспринимается как катастрофа, обрушившаяся на человека, в результате мучительно долгой и напряженной борьбы приходит новое ощущение полной гармонии героя с природой.
I часть. Вступление к симфонии погружает слушателя в поэтический мир природы. Смысл его - показать становление человека в тесном общении с природой. Значение вступления еще в том, что здесь содержатся интонационные «зерна» важнейших тем-образов симфонии. Квартовая интонация играет в симфонии по существу роль «лейтмотива природы». Этот же квартовый ход является интонационной основой многих тем симфонии. В качестве главной темы I части Малер использовал песню «Солнце встало над землей» из вокального цикла «Песни странствующего подмастерья. Тема воспринимается словно первое пробуждение высвободившихся сил. В первом разделе разработки рождается новый образ лирического размышления (характер мягкой элегичности придается новой теме тембром виолончелей, сопровождаемых наигрышем флейты и протянутыми квинтами валторн).
Начало второго раздела разработки связано с резкой сменой тонального освещения и со сложным контрапунктическим объединением многих тем вступления и экспозиции. В наиболее целостном виде предстает здесь новая тема из начального раздела разработки, в которой меняется лишь ракурс «освещения», но не смысловое содержание. Последний, третий раздел разработки выполняет две функции – заключительного этапа разработки выполняет две функции – заключительного этапа разработки и предыкта к репризе. Он вносит новый образный смысл во всю разработку – впервые появляются скорбные нисходящие полутоновые интонации у скрипок, а затем у скрипок и флейт. Но здесь рождается и интонационное ядро будущей главной темы финала – носителя героического начала. Таким образом, уже в разработке 1 части намечается острый конфликт двух образных сфер, на преодоление которого будет направлен в основном финал симфонии. В репризе максимальная звучность почти всего состава оркестра и stretto придают главной теме характер стремительного и энергического шествия. Кода 1 части, построенная почти целиком на «голосах природы» из вступления, основного мотива главной темы и квартовой лейтинтонации почти у всех групп оркестра на ff, придает заключению 1 части смысл гимна – апофеоза красоте и силе природы. II часть – скерцо – закрепляет найденное композитором в 1 части гармоничное отношение «героя» к окружающему миру. Основная тема скерцо – в духе грубоватого радостного лендлера, исполняемая всей деревянной духовой группой оркестра, интонационно близка «лесным» фанфарам вступления к симфонии.
В своем развитии, тонко варьируясь, она предстает все в новом освещении, неизменно сохраняя при этом характер буйной жизнерадостности. В репризе первой части скерцо усиление звучности и уплотнение фактуры изложения придают танцу характер грандиозной массовой сцены. Тема трио, сохраняя трехдольность приобретает черты грациозного танца. Здесь сплавлены песенность и танцевальность. В 3 части – траурном марше – обличие негативных сторон жизни раскрыто через гротеск. В этой части симфонии композитор прибегнул не только к переосмыслению признаков жанра траурного марша, но и окружил его целым комплексом полярных образов, создающих впечатление полной несовместимости с траурным шествием. При помощи некоторых фактурных и оркестровых – тембровых приемов Малер совершенно отходит от первоприроды жанра траурного марша. Создается впечатление злой насмешки над самым сокровенным и святым в чувствах человека. Ощущение трагической несовместимости создается в этой части неожиданным вторжением как бы «извне» сначала дерзко звучащего наигрыша гобоя, а затем танцевальной, вульгарной псевдоцыганской темы, в которой воплотился дух музыки, широко бытовавшей в кабачках и на улицах Вены того времени. По своим масштабам средний раздел играет роль лишь эпизода, но чрезвычайно важного для будущего финала симфонии: он воспринимается как свет надежды, мелькнувший во время кошмарного сна, или воспоминание о светлом и безмятежном прошлом. 4 часть – финал – итог всего сложного музыкального действия, развернувшегося в предыдущих частях. Малер вплотную приближается здесь к мироощущению художника – экспрессиониста, воспринимающего мир часто сквозь призму безысходности, ужаса. В двух мотивах вступления заключен в концентрированной форме основной идейный конфликт симфонии – противопоставление стихийно – разрушительного и действенно – созидательного начал. Первая симфония обнаруживает такую важнейшую черту симфонизма Малера, как внутренняя сюжетность.