Характеристика творчества С. Рахманинова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 17:30, доклад

Описание работы

1. Творческий облик Рахманинова. Взаимосвязь видов деятельности
2. Наследие. Жанры творчества
3. Национальная основа творчества
4. Рахманинов и романтизм
5. Особенности стиля: мелодия, гармония, ритм

Файлы: 1 файл

0585245_1BACC_harakteristika_tvorchestva_s_v_rahmaninova.doc

— 37.00 Кб (Скачать файл)

ХАРАКТЕРИСТИКА   ТВОРЧЕСТВА  С.РАХМАНИНОВА  (1870-1943)

1. Творческий  облик  Рахманинова.  Взаимосвязь  видов  деятельности

2. Наследие. Жанры  творчества

3. Национальная  основа  творчества

4. Рахманинов  и  романтизм

5. Особенности  стиля: мелодия,  гармония, ритм

             1. Р-в  вошел  в  историю   музыки  как  выдающийся  композитор, дирижер  и  пианист.

Взаимообогащение  этих  трех  видов  деятельности  и  определяло  творческий  облик  композиторра. Не случайно, в  центре  рах-го  тв-ва – прежде  всего, ф-я  музыка (прелюдии, этюды-картины, «Муз. моменты») и,особенно, концерты  для  фо-но с оркестром – жанр, в  котором  наиболее  тесно  переплелось его  композиторское  и  исполнительское  дарование.(4 концерта  и  «Рапсодия  на  темы  Паганини»  для  фо-но  с оркестром). 

          2. Кроме  того, комп-р  создал 3 оперы, 3 симф-и, симфонические  поэмы  «Утес» и «Остров  мертвых», «Симфонические танцы»  для орк-ра, хоровые  произведения  (кантата  «Весна», вок-симф. поэма «Колокола»), духовную  музыку  («Литургия  Иоанна  Златоуста» и «Всенощное бдение» для  хора  а*капелла). Сокровищницей  рах-го  тв-ва  стали  его  романсы.      

         3. Р-в, как  личность  и   как  худ-к, был  глубоко   укоренен  в  русской  культуре. Национальная

почвенность  определила  неповторимость, ярчайшую  самобытность  иск-ва  Р-ва. В его тв-ве  про-

слеживается  связь  не  только  с  русской  классической  музыкой, но и с  поэзией, живописью (напр.

с  иск-вом  И.Левитана). Традиции  русской муз-ной  классики в  творчестве  Р-ва – это  многие особенности стиля кучкистов: лирико-эпический  тип  симфонизма,  фольклорные  истоки  тв-ва, нередко  восточный колорит  музыки; это и традиции Чайковского – тончайший мелодизм, углубленная, экспрессив-я лирика, волновой  принцип  развития  мелодики. Истоками  тв-ва  Р-ва  стали и старинная  церковная музыка, прежде всего, знаменный  распев, с его архаическим звучанием, речитативным характером  интонирования, опорой  на  терц. и  сек-е  попевки  (3-й  концерт, Г.П.1 ч, 3-я  сим-я, лейтмотив), и русская протяжная песня («Симф.танцы»  средний  раздел 1 ч.). Символом  русского  начала  выступает и  колокольность – явление многозначное  в тв-ве  Р-ва. Это и конкретный образ, напр-р, в «Колоколах», где  различные  оттенки  колокольных  звучаний  символизируют  различные  этапы  чел-кой  жизни, и  звукообраз  (прелюдия  cis-moll, вступление  ко  2  концерту, этюд-картина  Es-dur), и специфическое средство  выраз-ти  с секвенцовыми  или  терцовыми  раскачиваниями  одних  и  тех  же  звуков  (Г.П. 1-й части 2 конц.).

        4.Иск-во  Р-ва  глубоко связано с романтизмом. Творчество  было  для  него  самовыражением. Основной тон  высказывания – лирический. Широко  представлена  тема  любви, тема  природы (особенно  в романсах), трагическая тема одиночества. Р-ву  свойствен ром-й  пафос высказывания (прелюдия cis-moll) обостренная  экспрессия  чувств. Пейзажное  начало  разнообразно – от  тончайших, акварельных  зарисовок  («Островок», «Сирень»), до сочных, ярких  картин («Весенние  воды»). В  музыке  Р-ва  представлены  и  традиции  европ-го  романтизма, особенно  Шуберта (Муз-ные моменты), Шопена (жанр прелюдии, художественного  этюда), Листа (виртуозный  фортепианный стиль, концертность, оркестральность  звучания). Помимо  романтических  традиций, есть  соприкосновения  и  с  веризмом  (опера  «Алеко»), и  символизмом  (симф. поэма  «Остров  мертвых»  по  картине  Беклина, цикл  романсов  на  стихи  поэтов-символистов).

            5. Р-в  вошел  в  историю   музыки  как  выдающийся мелодист. Характерными  чертами рах-й

мелодики  является  распевность, широта  дыхания. Это  темы  длительного  развертывания, так наз.

«мелодии-дали», с  длительным  подходом  к  кульминации  и  долго  выдерживаемой  кульминаци-  онной  зоной (Г.П.1 ч.2 конц.). Нередко  начало  тем  с  вершины-источника  образуют  так.наз  «об-

ращенные  волны»  («Не  пой, красавица»). Среди  приемов  развития  часто  исп-ся  секвенции (при-

чем  не  сначала  темы, как  у  Чайк-го, а  на  более  далеком  расстоянии), вариантность  (от народной песни). Немало  мелодий  имеют  восточную  окраску  с  характерной  ритм-й узорчатостью, хроматикой  («Не пой, красавица», «Она, как  полдень, хороша»). В  области  гармонии  Р-в остается  в пределах классической  функциональной  системы, но часто  хроматически  заостряет  ее, используя  альтерацию. Широко  применяются  ак-ды  побочных  ступеней, различные  септ- и нонак-ды, терцовые  сопоста-вления  («Утро»), органный пункт («Не пой…»). Особо велика  роль  плагальности, развернутые  плагальные (Субдоминантовые) обороты («Сон»). Именной аккорд: VII4 3, с квартой  («О  нет, молю, не  уходи», «Отрывок  из  Мюссе», каватина  Алеко). Особая  роль в музыке  Р-ва  принадлежит  ритму. Ритм  как формообразующее  начало  в «Симф. танцах», прелюдии  соль  минор, 3 ч. 2 концерта, «Полишинель». Нередко – остинатные  ритмы, гемиолы – несовпадения  строения  мотивов  и  тактового  размера  (2-я часть 2-го концерта, вступление), обилие маршевых  и  токкатных  ритмов.


Информация о работе Характеристика творчества С. Рахманинова