Хоровое творчество С. Танеева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 07:37, реферат

Описание работы

Одной из особенностей русской хоровой культуры является наличие повышенного интереса к пению a capella. Это объясняется всем ходом музыкально-исторического развития в нашей стране. В народе песня исполнялась в прошлые века в повседневном быту—в обрядах, хороводах, играх и т. д. — хором без инструментального сопровождения. Другой ранней формой хорового пения на Руси было церковное хоровое пение, и оно также — по законам культа — не допускало привлечения инструментов. Это создало в течение веков богатые традиции пения a capella, на основе которых в России рано стали создаваться профессиональные хоры. Некоторые из них достигали больших художественных высот в этом трудном виде музыкального исполнительства. Всемирно известными были Придворная певческая капелла в Петербурге и Синодальный хор в Москве.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 58.89 Кб (Скачать файл)

Одна из особенностей хорового письма Танеева — почти постоянная устойчивость количества реальных хоровых голосов в его партитурах, тогда как для русской народной хоровой музыки и произведений в этом духе характерно именно отсутствие этой устойчивости: часто унисон развертывается в многоголосие, и, наоборот, многоголосное звучание так же свободно переходит в унисон и октаву. Это можно встретить в хоровых произведениях Глинки, Мусоргского, а в наше время —у Шапорина, Давиденко, Коваля. Танеев только в отдельных случаях отходит от принципа сохранения устойчивого количества голосов, пользуясь иногда и унисоном (например, в хоре «Развалину башни»).

Применяя контрапунктические «премудрости», Танеев все время заботится о хорошей звучности хора. Он знает природу человеческих голосов и добивается естественного звучания хоровых партий, используя соответствующие регистры. Композитор никогда не злоупотребляет крайними звуками диапазонов. Он умеет держать голоса в определенном расположении их друг к другу, обеспечивающем прекрасную звучность. Полифоническое голосоведение не мешает слитности звучания. Это — результат мастерства хорового стиля Танеева.

Владея всеми тайнами хорового голосоведения, Танеев, однако, не стремится к изощренности в сменах колорита, возможных в хоре a capella. Он походит к хору, как к компактной, однородной массе, которой доступно широкое многоголосие, но недоступны яркие тембровые краски. И хотя он пишет для самых разнообразных составов хора, но для него это имеет скорее характер рационального подхода к различным комбинациям хоровых голосов. И мы не можем, к сожалению, отметить в его хорах (за некоторыми исключениями, — например, в хоре «Вечер») стремления к колоритной инструментовке хоровой звучности, к широкому использованию характерности тембров хоровых голосов. Это, вероятно, происходит потому, что у Танеева на первом месте стоит забота о голосоведении, о строго музыкальной выразительности и подчинении ее идейному содержанию произведения, но не о «нарядности» звучания.

Значительные трудности представляют хоры Танеева со стороны строя, — вытекающие из хроматизмов и сложной гармонии. Облегчающим моментом является строгая логика голосоведения. Большие требования предъявляет Танеев к исполнителям своих хоров. Его произведения требуют наличия хорошей вокальной основы у хоровых певцов, позволяющей извлекать певучий, тянущийся звук, свободный во всех регистрах.

Яркость музыкальных образов, монументальность формы, изумительное владение хоровыми красками, полифоническое мастерство при большой глубине содержания, нередко достигающей философской обобщенности, — все это определило громадное историко-стилистическое и художественное значение произведений Танеева для хора a capella.

[1] См. Б. Асафьев, Русская музыка. Изд. «Academia», M.—Л. стр. 120. 
[2] Для хора a capella Танеевым написаны следующие произведения (перечисляется изданное):

  • Хоры без обозначения opus’a: «Венеция ночью» (Фет), «Ноктюрн» (Фет), «Веселый час» (Кольцов)—1880 год; «Песня короля Регнера» (Языков), «Вечерняя песня» (Хомяков)—1882 год.

  • Ор. 8. «Восход солнца» (Тютчев). Посвящено Русскому Хоровому Обществу В Москве (изд. 1898).

  • Ор. 10. «Из края в край» (Тютчев). Посвящено хору Императорской оперы в Петербурге (1898).

  • Ор. 15. Два хора a capella для четырех смешанных голосов (1900): № 1. «Звезды» (Хомяков), «Московскому Синодальному хору>>; № 2. «Альпы» (Тютчев), И. А. Мельникову.

  • Ор. 23. Ночи. Три терцета a capella для сопрано, альта и тенора (Тютчев). Могут исполняться также и хором (1907): № 1. «Сонет Микель-Анджело»; № 2. «Рим ночью»; № 3. «Тихой ночью».

  • Ор. 24. Два квартета a capella для двух сопрано, альта и тенора (Пушкин). Могут исполняться также и хором (1907): № 1. «Монастырь на Казбеке»; № 2. «Адели».

  • Ор. 27. Двенадцать хоров a capella для смешанных голосов (Полонский). Посвящается хору Московских Пречистенских курсов для рабочих (1909): № 1. «На могиле»; № 2. «Вечер»; № 3. «Развалину башни»; № 4. «Посмотри, какая мгла»; № 5. «На корабле»; № 6. «Молитва»; № 7. «Из вечности музыка вдруг раздалась»; № 8. «Прометей»; № 9. «Увидал из-за тучи утес»; № 10. «Звезды»; № 11. «Ио горам две хмурых тучи»; № 12. «В дни, когда над сонным морем».

  • Ор, 35. Шестнадцать хоров a capella для мужских голосов (Бальмонт). Посвящается Хоровому Обществу чешских учителей (1914): № 1. «Тишина»; № 2. «Призраки»; № 3. «Сфинкс»; № 4. «Заря»; № 5. «Молитва»; № 6. «В пространствах эфира»; № 7. «И сон и смерть»; № 8. «Небесная роса»; № 9. «Мертвые корабли»; № 10. «Звуки прибоя»; № 11. «Морское дно»; № 12. «Морская песня»; № 13. «Тишина»; № 14. «Гибель»; № 15. «Белый лебедь»; № 16. «Лебедь».

  • Посмертные издания — хоры «Сосна» (Лермонтов) и «Фонтан» (Козьма Прутков) — ранние произведения (1877 и 1880), впервые опубликованные в журнале «Советская музыка», 1940, № 7.

[3] См. журнал «Музыкальный Современник» за 1916 год, № 8, стр. 28.

Статья из сборника:

Памяти Сергея Ивановича Танеева (1856-1946). Сборник статей и материалов к 90-летию со дня рождения. Под ред. В. Л. Протопопова — М.-Л., Музгиз, 1947. — 276 с., ил., нот.

Другие статьи по данной теме на сайте:

Ольхов К. Хоры a capella С. И. Танеева // Хоровое искусство. Вып. 2. Л.: «Музыка», 1971. — с. 29-53

 


Информация о работе Хоровое творчество С. Танеева