История развития информационных технологий в музыке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 19:31, курсовая работа

Описание работы

В конце XX и начале XXI века отмечается распространение информационных и коммуникационных технологий практически во всех сферах деятельности человека, включая образование. В области образования имеют место процессы компьютеризации, интернетизации, а также информатизации. Данные процессы во многом преобразуют составляющие методической системы обучения. В результате такого преобразования повышается качество, эффективность и доступность образования. В настоящее время образование осуществляет переход от «обучения» к «образованию», происходит становление непрерывного и опережающего образования, его фундаментализация. Образование характеризуется направленностью на личностно-ориентированное обучение и развитием творческих способностей обучаемых, а также внедрением информационных и коммуникационных технологий в образовательный процесс, созданием единого интерактивного образовательного информационного пространства и, наконец, переходом к открытому образованию.

Содержание работы

Введение
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЯ «ИНФОРМАЦИЯ» И «ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ». ПРОЦЕССЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ И КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ
1.1 Информационная технология. Виды информационных технологий, их основные принципы
1.2 Информационные системы, их классификация
ГЛАВА 2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПЕДАГОГИКЕ
2.1 Педагогические цели использования информационных технологий
2.2 Методические возможности средств информационных технологий
2.3 Классификация педагогических программных средств
ГЛАВА 3. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МУЗЫКЕ
3.1 Программные средства обучения музыке
3.2 Интернет-технологии в обучении музыке
3.3 Музыкальная педагогика и тенденции её дальнейшего развития
ГЛАВА 4. ЗНАЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИХ ИНТЕГРАЦИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

курсовая(Ерфилова)555.doc

— 94.00 Кб (Скачать файл)

В настоящее время  существует большое количество различных  классификаций и типологий педагогических программных средств.

По методическому назначению педагогическими программными средствами могут выступать:

- компьютерные учебники (уроки);

- программы-тренажеры  (репетиторы);

- контролирующие (тестовые  оболочки);

- информационно-справочные (энциклопедии);

- имитационные;

- моделирующие;

- демонстрационные (слайд-  или видео-фильмы);

- учебно-игровые;

- досуговые (компьютерные игры: аркадные, квесты, стратегии, ролевые, логические, спортивные и др. типы).

  • ГЛАВА 3. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МУЗЫКЕ

Современный урок музыки - это урок, в ходе которого применяются современные педагогические технологии, компьютерные технологии, используются электронные музыкальные инструменты. Урок музыки характеризуется созданием творческой обстановки, так как содержание музыкальных занятий составляют эмоции и их субъективное переживание. Подобное специфическое содержание обуславливает выбор разнообразных методик, видов работы и новых мультимедийных средств.

  •           Компьютер предоставляет широкие возможности в творческом процессе обучения музыки, как на профессиональном уровне, так и на уровне любительского творчества.
  •   Музыкальные компьютерные технологии открыли принципиально новый этап технического воспроизводства музыкальной продукции: в нотопечатании, в жанрах прикладной музыки, в средствах звукозаписи, в качественных возможностях звуковоспроизводящей аппаратуры, в театрально-концертной деятельности, в звуковом дизайне и трансляции музыки (в том числе трансляции по Интернету).
  •   Одним из ведущих направлений в области музыкальной педагогики ХХI века выступает знакомство обучающихся с информационно-компьютерными технологиями. Освоение информационно-компьютерных технологий объективно необходимо:

  • · во-первых, для профессиональной подготовки композиторов и исполнителей,

  • · во-вторых, для использования как источника вспомогательного учебного материала (справочного, обучающего, редактирующего, звукозаписывающего, звуковоспроизводящего и т.п.).

  •   В некоторых вузах России электронные технологии, касающиеся музыкального творчества, изучаются как предмет учебного плана. В подобных учебных заведениях на основе компьютерных систем разрабатываются звуковые «словари», создаются музыкальные композиции с использованием световых и цветовых спецэффектов, кино-видеоряда, актерской пантомимы.

  •   Компьютерные программы также используются в обучении игре на инструментах, в развитии музыкального слуха, в проведении прослушивания музыкальных произведений, в подборе мелодий, в аранжировке, импровизации, наборе и редактирования нотного текста. Компьютерные программы позволяют определять диапазон инструмента, беглость исполнителя в пассажах, исполнение штрихов и динамических оттенков, артикуляцию и т.п. Кроме того, компьютер позволяет разучивать пьесы с «оркестром». Он также может выступать как «тренажер» по дирижированию (с использованием телеаппаратуры). Компьютерные программы позволяют проводить музыкально-слуховой анализ мелодий (тем) произведений в курсе истории музыки. Для многих музыкальных дисциплин компьютер представляется ценным источником библиографических и энциклопедических сведений.

  •   Широко распространенные проектные задания с компьютерными презентациями, которые позволяют более наглядно представить либо иллюстративный материал.

  •   Следует отметить, что применение компьютерных технологий направлено на индивидуальный характер работы, что в целом отвечает специфике занятий музыкой. Персональный компьютер позволяет варьировать индивидуальный режим работы музыканта в соответствии с его темпоритмом, а также с объемом выполняемой работы.

  • 3.1 Программные средства обучения музыки

  •   Существует множество программ для работы с музыкой на компьютере. Условно их можно разделить на следующие группы:

  • · музыкальные проигрыватели,

  • · программы для пения караоке,

  • · музыкальные конструкторы,

  • · музыкальные энциклопедии,

  • · обучающие программы,

  • · программы для импровизации, группового музицирования, сочинения музыки.

  •   Первая группа программ включает такие программы, как Windows Media Player, WinAmp и т.д.

  •   Они позволяют воспроизводить музыкальные файлы, создавать список мелодий, записывать их в различных форматах. Этот спектр программ широко известен всем пользователям операционной сиситемы Windows.

  •   Для преподавания пения целесообразно использование таких программ, как например, VocalJam. Сочинить свою собственную композицию можно с помощью программы KarMaker. Эти программы построены по одному принципу - проигрывается «минус», а на экране выводятся слова песни.

  •   Большую помощь на уроках музыкальной литературы, музыки оказывают музыкальные энциклопедии. Например, «Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия», где собраны сведения практически обо всех современных группах и исполнителях, музыкальных альбомах. С помощью данной энциклопедии можно узнать об истории развития какой-либо группы, о становлении рока, джаза, поп-музыки в различных странах, прослушать запись или просмотреть видеоклип. Для проверки знаний в энциклопедии имеется специальный раздел под названием «Викторина», состоящий из различных вопросов и музыкальных фрагментов.

  •   В программе «Шедевры музыки» собраны обзорные материалы, о разных направлениях музыки, материал охватывает период от эпохи барокко до современной музыки. Кроме этого, в программе имеются биографические сведения о композиторах, описаны истории созданий известных произведений. Произведения сопровождаются комментариями, аудио и видеофрагментами. Программа оснащена словарем различных терминов и музыкальных инструментов, что существенно облегчает работу.

  •   Программа «Музыкальный класс», позволяет заниматься как музыкой, так и сольфеджио. Эта программа носит обучающий характер. Она адаптирована для учащихся младших классов.

  •   В программе имеется также раздел «Теория музыки», в котором пользователь самостоятельно выбирает урок, прослушивает его и выполняет упражнения для проверки усвоения знаний. Недостатком программы является быстрый темп проигрывания музыкальный материалов.

  •   В программе также предусмотрены режимы музыкальных игр, к примеру, «Крестики-нолики», «Музыкальные кубики». Сущность игр состоит в определении инструментов, ансамблей длительности нот. Данные игры позволяют составлять музыкальный диктант из кубиков.

  •   Такой раздел программы, как «История музыкальных инструментов» содержит информацию о группах музыкальных инструментов, их видах и истории создания. А гармонично дополняет этот раздел программы режим работы «Электронное пианино». Он дает возможность исполнить произведение на любом из предложенных 10 инструментов. Такое сочетание очень эффективно, так как наряду с теорией осуществляется и практика: пользователи не только теоретически изучают музыкальные инструменты, но и виртуально играют на них.

  •   Ко всему прочему, программа «Музыкальный класс» оснащена «Киберсинтезатором». Эта функция делает возможным создание соб<span class="dash0417_0430_0433_043e_043b_043e_0432_0


  • Информация о работе История развития информационных технологий в музыке