Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 17:05, курсовая работа
«Хорошо темперированный клавир» - Ветхий завет, а бетховенские сонаты – Новый завет» – это определение Ганса фон Бюлова справедливо и сегодня. Многие пианисты находят в них для себя многое: оттачивают свой стиль исполнения, приемы игры. Для исследователей сонаты Бетховена также это одна из самых притягательных тем. Они очень непросты, неповторимы, самобытны и поэтому являются наиинтереснейшей сферой изучения. Неслучайно столь обширна литература о творчестве Бетховена. Имеющиеся весьма глубокомысленные труды о композиторе, посвящены отдельным произведениям, жанрам (симфонии, квартеты, фортепианные сонаты, скрипичные сонаты и т.д.), проблемам стиля, формообразования.
В коде присутствуют все три партии. В первом разделе доминирует побочная партия, звучащая в G-dur (транспозиция главной партии – первые 2 такта). Второй раздел построен на тематизме главной партии в основной тональности fis-moll, а в третьем связующая партия звучит в Fis-dur. Завершается кода снова проведением главной партии, но для неё свойственна ладовая неустойчивость – мерцание dur и moll.
Выводы по III части. Таким образом, мы в очередной раз сталкиваемся со спиралевидной композицией у Бетховена. Пройдя два витка спирали (гл.п., св. п., п.п.) в экспозиции и репризе формы, он создаёт ещё один, итоговый – в коде.
IV часть.
Последней частью этого цикла является фуга. Как уже говорилось, соотношение быстрых и медленной части оказалось столь контрастным, что для разрешения этого противоречия понадобилась особенная форма и особенное начало финала. Открывается четвёртая часть сонаты длительным вступлением-фантазированием, как бы «нащупыванием» темы. Вступительный раздел построен на темповых контрастах, в их диалоге постепенно вызревает тема экспозиции двойной фуги. Музыкальная мысль рождается из отдельных красочных пятен и импровизационных пассажей. Смысловая сущность вступительного раздела примерно та же, что в интродукции финала 9 симфонии – поиски финального образа радости. Роль речитатива здесь играет последовательность аккордов, каждый раз вводящая в новый раздел, пока круг не замыкается доминантой B-dur.
Фуга написана с генделевской эпической монументальностью, пронизана ритмами народных танцев. Жизнеутверждающий характер задаётся темой: скачок на дециму и низвергающийся каскад шестнадцатых. Над фугой Бетховен ставит надпись: «фуга на три голоса, с большой свободой».
Поскольку фуга изучается в предмете «полифония», её изучение не является задачей нашего исследования. В связи с этим мы воспользуется схемой, данной Н.Николаевой в книге «Музыка французской революции XVIII века» (4, 324), приведенной в приложении.
Выводы по финалу и циклу в целом. Тенденция к завершению сонатного цикла фугой наметилась еще в центральном периоде творчества Бетховена. Но устойчивым типом финала фуга становится в произведениях последних лет. Полифонические формы являются объединяющим фактором в данном цикле: фугато появляется в разработке первой части сонаты для того, чтобы более мощно и грандиозно выявить свой потенциал в финале. Если первое фугато не являет собой самостоятельной формы, сжато, характеризуется отсутствием интермедий, то финальная фуга характеризуется колоссальными масштабами, наличием не только противосложений, но и огромных интермедий.
Вместе с тем в первом фугато Бетховен проявил чрезвычайную изобретательность – тема излагается стреттно, а дальнейшие её проведения, идут одновременно в двух голосах. В финальной фуге изобретательность проявляется в изобилии приемов работы с темой: ракоходы, инверсии, проведение темы в увеличении, а так же стретты.
В предыдущих изученных нами сонатах композитор устанавливал связи между частями не только с помощью тематизма и тональности, но и посредством модификации структур. Здесь этот принцип вновь находит подтверждение: цементирование цикла осуществляется благодаря диалогу полифонических форм, структурной арке, переброшенной от первой части к финалу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Каждая соната Бетховена – явление индивидуальное. В каждом случае содержание, тематизм, композиционная и драматургическая логика уникальны и взаимообусловлены. Поэтому анализ трёх сонат, даже взятых из разных периодов творчества даёт лишь поверхностное представление об эволюции цикла.
С самого начала своей «лабораторной» деятельности в жанре сонаты, Бетховен стремится к объединению контрастных частей в единое, неразрывное целое. Методы, которыми он решает эту проблему, почерпнуты, с одной стороны из кантовой диалектики, т.е. из философии, с другой, открыты им самим в имманентных свойствах музыки.
Итак, роль объединяющих факторов в цикле выполняют:
1. Замысел, подчас уникальный, предположительно программный, но не обозначенный самим автором, как в случае с сонатой №14, а возможно и чисто экспериментальный (12 и 13 сонаты); отметим, что Бетховена, несомненно, занимала диалектика психических процессов (причинно-следственные связи смены душевных состояний).
2. Обусловленность тематизма.
В основе рождения всех тем
лежит принцип производного
3. Тонально-гармонические
связи. Уже в сонате №3
4. Наконец, новый диалектический,
спиралевидный принцип
Если всё же говорить
об эволюции цикла, то очевидно следующее.
Уже с ранних опусов Бетховен стремится
к синтезу камерного и
Сонатно-симфонический цикл Бетховена эволюционировал на разных этапах творчества композитора. . В сонатах менялось количество частей: от трех и четырехчастности, к двухчастности в последнем опусе. В ней больше всего отмечается контраст между частями. Соната проходит огромный путь у Бетховена и превращается из танцевально-обобщенной музыки в очень сложную философскую, психологическую ткань. Бетховен очень гибок в своих исканиях. Все его сонаты неповторимы, для каждой он ищет новую форму, необыкновенные средства для её выражения. Композитор избегает всякого рода схематичностей, в этом смысле он преодолевает традиции, заложенные его современниками – Моцартом и Гадном.
1 Конен В.Д. История зарубежной музыки. М.: Музыка, 1976. стр. 24.
2 Там же.
3 Б.В.Асафьв. Музыкальная форма, как процесс, стр. 120
Информация о работе Эволюция сонатного цикла в фортепианном творчестве Л.Бетховена