Калинников Виктор Сергеевич

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 13:26, доклад

Описание работы

КАЛИННИКОВ Виктор Сергеевич (1870—1927) — русский композитор, дирижер, общественный деятель, профессор Московской консерватории; преподавал также в Московском филармоническом училище, Синодальном училище (теория музыки, гобой, сольфеджио), руководил хорами, преподавал пение в школах. Брат композитора Василия Сергеевича Калинникова (1866—1900). Автор преимущественно хоровой музыки.

Файлы: 1 файл

Калинников Виктор Сергеевич.docx

— 15.38 Кб (Скачать файл)

Калинников Виктор Сергеевич

КАЛИННИКОВ Виктор Сергеевич (1870—1927) — русский композитор, дирижер, общественный деятель, профессор Московской консерватории; преподавал также в  Московском филармоническом училище, Синодальном училище (теория музыки, гобой, сольфеджио), руководил хорами, преподавал пение в школах. Брат композитора Василия Сергеевича Калинникова (1866—1900). Автор преимущественно  хоровой музыки.

К началу 20 в. в русской  духовной музыке сложилось т.н. «новое направление» (называемое иногда московской школой, школой Синодального училища  церковного пения). Среди композиторов, чьи духовные сочинения могут  быть отнесены к «новому направлению», – С.В.Рахманинов, А.Т.Гречанинов, А.Д.Кастальский, П.Г. и А.Г.Чесноковы, Викт.С.Калинников, Александр Васильевич Никольский. Характерными чертами «нового направления» являлись: приложение к церковно-музыкальной  композиции приемов народного музыкального мышления и опыта национальной композиторской школы; обращение к церковному уставу и предписываемым им певческим традициям; раскрепощение хоровой фактуры, ритма, гармонии от «школьных» норм и  поиск средств, соответствующих  формам национального церковного пения.

 

Сочинения:

15 хоров a capella:

"Элегия"; "Осень" - стихи А.С. Пушкина

"Зима" - сл. Е.Баратынского

"Солнце, солнце встает" - сл. А. Федорова

"Ой, честь ли то молодцу" - сл. А. Толстого

"Звезды меркнут" - сл. И. Никитина

"Нам звезды кроткие  сияли" - сл. А. Плещеева

"На старом кургане" - сл. И. Никитина

"Утром зорька" - сл. А.  Скитальца

"Кондор" - сл. И. Бунина

"Жаворонок" - сл. В. Жуковского

"Проходит лето"

"Спесь" - сл. А. Толстого

"У приказных ворот" - сл. А. Толстого

"Лес" - сл. А. Кольцова ;

Среди духовных сочинений:

«Камо пойду от Духа Твоего»

Литурия. .

Ныне отпущаеши

 Детские песни с  фортепьяно; обработки русских народных  песен ("Ты взойди, солнце красное", "У ворот батюшкиных", "Эй, ухнем", "Вниз по матушке  по Волге", "Заиграй, моя волынка") и революционных песен ("Интернационал", "Марсельеза") для смешанного  хора a capella; хоровые переложения  ("Рыцарский романс" Глинки, "Песня  темного леса", "Море", "Спящая  княжна" Бородина и др.). Хоры  Калинникова — обычно небольших  размеров (исключение — эпическая  картина "Лес" на сл. А.  Кольцова, "Утром зорька"), разнообразны  по жанрам, тематике: хоровые романсы  ("Элегия", "Нам звезды кроткие  сияли", "Проходит лето"), лирические  пейзажи ("Жаворонок", "Солнце, солнце встает", "Звезды меркнут  и гаснут", "Зима"), хоры лирико-эпические  ("Кондор", "На старом кургане"  — памяти брата, близкий его  одноимённому. романсу, на сл. И.  Никитина), характерные картинки  в русском стиле ("Ой, честь  ли то молодцу", "Спесь", "У  приказных ворот" — все на  сл. А. К. Толстого). В хорах Калинникова  соблюдается тесная связь музыки  и слова, встречаются изобразит.  моменты ("Осень", "Спесь", "Кондор" и др.). Мелодика близка  городской, иногда крестьянской  песне; встречается подражание  речевым интонациям. Гармония хоров  красочна; нередки ладовость, плагальные  обороты, несовершенные кадансы,  секвенции. При гармоническом  в основном изложении применяется  мелодизация голосов, полифония.  Хоры написаны в простых формах: период, 2-частная, 3-частная, строфическая (элементы строфичности наблюдаются  у Калинникова и в других  формах). Хоровая фактура разнообразна: эпизодически используется неполный  хор; мелодия часто проводится  в различных партиях, в виде "перекличек", органный пункт  применяется и в верхних голосах,  на разных ступенях гаммы; меняется  число голосов: наряду с удвоенным  2-голосием употребляется выдержанное  4-голосие и divisi. Голоса, как правило,  используются в умеренных диапазонах. Обработки народных песен несложны, близки к народному многоголосию. У Калинникова имеется Концертная  увертюра для оркестра, статья  — "О хоровом пении" ("Вестник  искусств", 1922, № 2, подписана буквой  К.). Сочинения Калинникова, ставшие  русской классикой, популярны  среди профессиональных, учебных,  любительских коллективов.


Информация о работе Калинников Виктор Сергеевич