Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 01:17, творческая работа
Цель проекта.
Выявить особенности  влияния классической музыки на физическое здоровье школьников.
 
Задачи проекта.
1.Изучить теоретический  материал по данной теме.
2.Провести тестирование  и сравнительную диагностику  оценки функционального состояния учащихся до и после прослушивания классических музыкальных произведений.
3.Предложить рекомендации  по оздоровлению организма средствами  музыкального искусства.
Очень точно о назначении музыки сказал П.И.Чайковский: «Цель музыки – возбудить душевное волнение. Никакое другое искусство не пробуждает столь возвышенным образом благородные чувства в сердце человека».
Занятия музыкой развивают музыкальный слух, и у человека повышается чувствительность к улавливанию различных звуков. Эта способность может помочь лётчикам, водителям, механикам по еле уловимым оттенкам звука работающего мотора определить, какие в нём случились неполадки. Студенты и школьники, обладающие развитым слухом и хорошим чувством музыкальной интонации, осваивают трудности произношения иностранного языка намного скорее, чем те, у кого музыкальный слух не развит.
    Занятия пением положительно 
влияют на интонационное 
Пение в хоре, игра на музыкальных инструментах развивает в человеке такую важную черту характера, как чувство коллективизма.
   Общение с музыкой 
    В наше время обладание 
минимальными  навыками и знаниями 
в области музыки является 
непременным условием для 
Давно заметив неоспоримое влияние искусства на жизнь и здоровье, человек настойчиво обращался к нему в надежде на помощь. И искусство помогало ему, возвращая силы и душевное равновесие, делая жизнь достойной человека.
Музыка способна создавать особое психоэнергетическое поле, передающее положительную энергетику творцов – слушателям. Эта энергетика обладает множественностью воздействия: она способна исцелять человека и возвращать к жизни, стимулировать его интеллект и оказывать психологическую помощь, вселять надежду и укреплять уверенность в себе.
Музыкальная терапия может стать эффективным методом лечения школьных неврозов, которые сегодня всё больше поражают учащихся, как в процессе получения образования, так и в современной жизни в целом.
   Таким образом, можно 
сделать вывод о том, что 
преобразующая сила музыки 
Глава III.
Музыка во благо, музыка во вред.
В нашем сложном мире любое явление 
можно использовать как во благо, 
так  и во вред. Музыка – не исключение. 
Жаль, что новая музыка так часто 
аритмична. Действительно, в последнее 
время появилось множество новы
* Если классическая музыка 
* Если под воздействием 
* Вообще, растения и животные 
предпочитают гармоничную 
* Растения и цветы под 
* Под звуки современной «попсы» коровы ложатся и отказываются есть.
* В Китае, например, можно обнаружить в аптеках музыкальные альбомы – пластинки или кассеты – с названиями «Пищеварение», «Бессонница», «Печень», «Почки»… Ну, и так далее. Примерно тоже самое, существует в Японии, В Индии.
* Монахи из монастыря Бриттани обнаружили, что коровы, получая вместе с кормами ещё и музыку Моцарта, дают больше молока.
* в Канаде струнные квартеты 
Моцарта исполняются прямо на 
городских площадках, чтобы 
* Любопытная деталь подмечена 
японцами: когда произведения Моцарта 
звучат возле дрожжей, то с 
их присутствием получается 
* Музыка Моцарта оказывает, несомненно, положительное влияние на процессы высшей мозговой деятельности, требующиеся для математики и шахмат.
*  Музыка снимает напряженность 
во время деловых переговоров, 
ученики под музыкальное 
В музыке можно найти всё: и успокоение, и энергию, и здоровье. Надо лишь уметь слушать.
Глава IV.
Сила воздействия классической музыки на детей школьного возраста.
Изучив и проанализировав 
   Мы решили провести 
В своём исследовании мы использовали методику «Градусник» (экспресс-вариант методики САН). Способ проведения тестирования, тексты опросов, инструкция и оценка результатов представлены в книге Т.А.Барышевой и В.А.Шекаловой «Креативный ребёнок: Диагностика и развитие творческих способностей» (см.Приложение №1).
Программа прослушивания длилась 9 минут и состояла из фрагментов музыкальных произведений, подобранных и предложенных учителем музыки:
1.Э.Григ «Утро» из 
2..В.А.Моцарт «Маленькая 
3..П.И.Чайковский «Октябрь. Осенняя песня» из цикла «Времена года» - 2 минуты.
4..В.А.Моцарт «»Турецкий марш»» - 2 минуты.
   В результате проведённого 
тестирования нами были 
Проанализировав полученные оценки функциональных состояний (САН) учащихся 6-х классов, можно сделать вывод о том, что восприятие классической музыки дало положительный эффект. В результате улучшение самочувствия отмечено у 15 учащихся, повысилась степень активности у 11 учащихся , а положительное изменение настроения наблюдалось у 12 учащихся. (всего в 6-х классах 23 человека).
Таким образом, мы убедились сами доказали, что классическая музыка благотворно влияет на здоровье человека.
Заключение.
Изучив и проанализировав 
 1)музыка способна порождать 
особую энергетику 
 2)музыка обладает 
 3)терапевтические возможности 
музыкального искусства 
Выдвинутая нами гипотеза о том, что духовное развитие человека средствами классического музыкального искусства благотворно влияет на состояние его здоровья, была подтверждена в ходе практической исследовательской деятельности. Полученные результаты тестирования и диагностики подтвердили наше предположение.
Поскольку оздоровление организма при помощи музыки доступно всем, то знания о том, как это достигать, необходимы. Мы считаем, что нужно расширять возможности звучания настоящей музыки в нашей жизни и предлагаем рекомендации по использованию средств музыкального искусства для оздоровления организма, а также репертуар произведений для сеансов музыкальной терапии. (см.Приложения 3,4).
   Подводя итог нашему 
Используемая литература:
1.Барышева Т.А., Шекалов В.А. «Креативный ребёнок: Диагностика и развитие творческих способностей2 – Ростов-на Дону, 2004.
2. «Большая советская 
3.Лобанова Е.А. «
4.Райгородский Б.Д. «Что 
5.Фролова Т.А. «Влияние 
.
Приложение№1.
Методика «Градусник»
(экспресс-вариант методики САН)
Цель применения: оперативная оценка функционального состояния(Самочувствия, активности и настроения).
| Функциональное состояние. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 
| С (самочувствие) | |||||
| А (активность) | |||||
| Н (настроение) | 
Значения цифр: 1 – очень плохое, 2 – плохое, 3 – удовлетворительное, 4 – хорошее, 5 – отличное.
Инструкция:
Сначала оцените своё самочувствие 
(С) и поставьте цифру в 
Аналогично оцените степень активности (А) и настроения (Н).
Оценка результатов.
Интегральный коэффициент высчитывается по формуле: САН= (С=А=Н) : 3.
Использовать экспресс-
                                                     
Приложение №2
Таблица «Результаты исследования 6 "А"»
Таблица «Результаты исследования 6 "Б"»
                              
Рекомендации 
по использованию средств 
Если у вас угнетённое депрессивное состояние или, наоборот, вы перевозбуждены, не можете уснуть или сосредоточиться, то не спешите принимать лекарства. Попробуйте выйти из этих состояний с помощью музыки.
Этапу прослушивания музыкального материала при выходе из депрессивного соточния:
Этапы прослушивания музыкального материала при выходе из возбуждённого состояния:
Слушая музыку, вы постепенно войдёте в «музыкальный поток», и ваше настроение незаметно изменится в лучшую сторону.
Рекомендации психотерапевтов:
                              
                              
                              
Репертуар произведений 
для сеансов музыкальной 
| Желаемое действие. | Рекомендуемое музыкальное произведение. | 
| Снятие нервного напряжения | П.И.Чайковский «Июнь Баркорола» из цикла «времена года»; «Сентиментальный вальс». Д.Шостакович «Романс» из к\ф «Овод»; К.Дебюсси «Лунный свет»; К.В.Глюк «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика»; Л.Бетховен «соната№14». | 
| Снятие депрессивного  | Ф.Шуберт «Аве Мария»; В.А.Моцарт «Рондо в турецком стиле»; Ж.Бизе «Хабанера» из оперы «Кармен»; Д.Верди «Марш» из оперы «Аида». | 
| Снятие головной боли и мигрени. | М.Огиньский «Полонез»; Ф Мендельсон «Весенняя песня». | 
| Повышение общего тонуса. | П.И.Чайковский «Вальс» из «Серенады для струнного оркестра»; В.А.Моцарт «Маленькая ночная серенада»; Ж.Бизе Увертюра из оперы «Свадьба Фигаро». | 
| Расслабление, успокоение. | Н.А.Римский-Корсаков Песня индийского гостя из оперы «Садко»; Э.Григ «Утро» из сюиты «Пер Гюнт». | 
| Улучшение пищеварения. | П.И.Чайковский «Вальс цветов» из балета «Спящая красавица»; В.А.Моцарт «Мелодичная музыка»; Ф.Лист «Фортепианные концерты». | 
| Стимулирование творческого  | Фортепианная музыка А.Скрябина и Ф.Шопена; Симфоническая и фортепианная музыка С.С.Прокофьева; Музыка И.С..Баха. |