Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 12:31, доклад
По содержанию – лирическая, патриотическая, сатирические и т.д.
По соц.функции – обрядовые, бытовые, военно-строевые и т.д
По исполнительному составу – сольные, хоровые, с инструментальным сопровождением и без.
Танец - вид искусства, основным средством создания худ.образа которого является движение.
Марш – музыкальный жанр, характерными чертами которого являются строгий, размеренный темп, четкий ритм.
Классификация музыкальных жанров
1. Бытовой жанр — жанр изобразительного искусства, посвящённый повседневной частной и общественной жизни.
Песня – род словесно-музыкального искусства; жанр вокальной музыки.
Музыкальная форма песни, как и ее поэтическая форма, обычно куплетная или строфическая.
Классификация песен:
По содержанию – лирическая, патриотическая, сатирические и т.д.
По соц.функции – обрядовые, бытовые, военно-строевые и т.д
По исполнительному составу – сольные, хоровые, с инструментальным сопровождением и без.
Танец - вид искусства, основным средством создания худ.образа которого является движение.
Марш – музыкальный жанр, характерными чертами которого являются строгий, размеренный темп, четкий ритм.
2. Инструментальные жанры
– музыка, предназначенная для
исполнения на каком-либо
Сона́та— жанр инструментальной музыки, а также музыкальная форма, называемая сонатной формой. Сочиняется для камерного состава инструментов, как правило, соло или дуэта.
состоит преимущественно из трёх частей, реже из четырёх:
первая часть — в скором темпе в сонатной форме
вторая часть — в медленном темпе, либо сонатная форма без разработки, либо сложная трёхчастная форма
третья часть — менуэт, введённый Гайдном, или скерцо, введённое Бетховеном, в форме песни с трио;
четвёртая часть — финал, используется в более сложной форме рондо, сонатной или в рондо-сонатной, реже вариационной форме.
Симфо́ния— музыкальное произведение, как правило, в сонатной циклической форме, предназначенное для исполнения, как правило, симфоническим оркестром; один из важнейших жанров симфонической музыки.
Обычно имеется четыре части.
1-я часть, в быстром темпе (аллегро), пишется в сонатной форме;
2-я, в медленном движении, пишется в форме вариаций, рондо, рондо-сонаты, сложной трёхчастной, реже в форме сонаты;
3-я — скерцо или менуэт — в трёхчастной форме da capo с трио (то есть по схеме A-trio-A);
4-я часть, в быстром
темпе — в сонатной форме,
в форме рондо или рондо-
Сюи́та — циклическая форма в музыке, состоящая из нескольких самостоятельных контрастирующих частей (многочастное произведение), объединённых общим замыслом.
Музыкальная форма – реализация содержания
МУЗЫКА́ЛЬНАЯ ФО́РМА — построение музыкального произведения, соотношение его частей. В современном искусстве существуют музыкальные формы, сложившиеся на протяжении веков в народном быту и творчестве композиторов. В ходе исторического развития откристаллизовались составные элементы музыкальных форм, ячейки, образующие основу музыки — мелодию. Наименьший из этих элементов, называемый мотивом (см.), представляет собой часть мелодии, обладающую ясным, определенным музыкальным содержанием. Обычно мотив состоит из 1-го такта, заключая в себе одну сильную долю. Последования 2—3-х мотивов образуют относительно законченное музыкальное построение, называемое фразой (см.):
Две (или несколько) фраз в свою очередь соединяются в еще более крупное построение, называемое предложением (см.). Наконец, последование 2-х (иногда и более) предложений составляет законченный раздел, который завершается кадансом; такое построение называется периодом (см.). Обычно периоды состоят из 8 или 16 тактов:
Многие мелкие пьесы представляют собой один период. Но обычно музыкальные произведения состоят из цепи периодов.
В ходе истории постепенно
выработались различные способы
сопоставления и развития составных
элементов музыки: они либо повторяются
в неизменном виде, либо видоизменяются
(варьируются), либо противопоставляются,
контрастируют по характеру и
т. д. Разные способы развития и сопоставления
элементов мелодии привели к образованию
различных музыкальных форм. Так, последование
2-х периодов (вроде вышеприведенного)
образует простейшую форму — двухчастную (см.). Сложнее трехчастная форма (см.), состоящая из 3-х разделов:
1-й и 3-й разделы одинаковы, средний носит
иной, контрастный характер. Непрерывно
видоизменяемое повторение мелодии образует вариации (см.). Другие музыкальные формы
— куплетная, рондо,сонатная, ф
Крупные произведения, состоящие из отдельных частей, объединенных общим замыслом, относятся к циклическим формам; важнейшие из них — сонатный цикл и сюита. Части циклических произведений строятся в какой-либо из вышеуказанных форм — сонатной, рондо, трехчастной и т. д.
По своей внутренней структуре музыкальные формы делятся на простые и сложные. В простых формах каждая из составляющих частей — не сложнее периода (эти формы возникли в песенной и танцевальной музыке). Сложные музыкальные формы состоят из 2-х, 3-х и более частей, и в них каждая часть (или только 1-я) — сложнее периода.
Термин “музыкальная форма” обозначает не только конкретную структуру произведения, но и сам процесс его развертывания. Укажем в связи с этим на название одной из наиболее выдающихся музыковедческих работ Б. В. Асафьева — “Музыкальная форма как процесс”.
Полифонич. Ф. м. отличаются прибавлением к трём осн. аспектам Ф. м. (жанровому, текстовому - в вок. музыке и горизонтальному) ещё одного - вертикального (взаимодействие и система повторности между различными, одновременно звучащими голосами
Магистральные русла становления и расцвета полифонич. Ф. м. пролагаются развитием специфических полифонич. техник письма и идут в направлении возникновения и усиления самостоятельности и контрастности голосов, их тематич. выработанности (тематич. дифференцированности, тематич. развития не только по горизонтали, но и по вертикали, тенденции к сквозной тематизации), сложения специфических полифонич. Ф. м. (не сводимых к типу полифонически изложенных общих Ф. м. - песенных, танц. и др.).
Метризация многоголосия открыла новые возможности ритмич. контрастов голосов и соответственно придала новый облик полифонич. Ф. м. Начиная с рационалистич. организации метроритма (модальная ритмика, мензуральная ритмика; см. Модус, Мензуральная нотация) Ф. м. постепенно обретает специфич. для европ. музыки сочетание совершенной (далее даже изощрённой) рационалистич. конструктивности с возвышенной одухотворённостью и глубокой эмоциональностью. Большая роль в выработке новых Ф. м. принадлежала Парижской школе, затем др. франц. композиторам 12-14 вв.
В развитии вертикального аспекта полифонич. Ф. м. исключит. значение имело освоение повторности в виде техники имитации и канона, а также подвижного контрапункта. Являясь впоследствии обширным и многообразным отделом техники письма и формы, имитация (и канон) стала основой наиболее специфичных полифонич. Ф. м.
Гомофонные музыкальные
формы нового времени.
Наступление эпохи т. н. нового времени (17-19 вв.) знаменовало резкий перелом в развитии муз. мышления и Ф. м. (появление новых жанров, доминирующее значение светской музыки, господство мажорно-минорной тональной системы). В идейно-эстетич. сфере выдвинулись новые методы художеств. мышления - обращение к светскому муз. содержанию, утверждение принципа индивидуализма как ведущего, раскрытие внутр. мира отдельного человека
В отношении ф. м. эпоха
нового времени отчётливо распадается
на два периода: 1600-1750 (условно - барокко,
господство генерал-баса) и 1750-1900 (венские
классики и романтизм).
Принципы формообразования в Ф. м. барокко:
на протяжении одночастной формы б. ч.
сохраняется выражение одного аффекта,
поэтому Ф. м. характеризуются преобладанием
однородного тематизма и отсутствием
производного контраста, т. е. выведения
др. темы из данной. Свойств. музыке Баха
и Генделя величавость связана с происходящей
отсюда монолитностью, массивностью частей
формы. Этим же определяется "террасообразная"
динамика в.Ф. м., использующих динамич.
контрасты, отсутствие гибкого и динамичного
crescendo; идея произв. не столько развивается,
сколько развёртывается, как бы проходя
предопределённые стадии.
Осн. гомофонные Ф. м. барокко:
1) формы сквозного развития (в инстр. музыке
осн. тип - прелюдия, в вок. - речитатив);
образцы - Дж. Фрескобальди, преамбулы
для органа; Гендель, клавирная сюита d-moll,
прелюдия; Бах, органная токката d-moll, BWV
565, прелюдийная часть, до фуги;
2) малые (простые) формы - бар (репризный
и безрепризный; напр., песня Ф. Николаи
"Wie schцn leuchtet der Morgenstern" ("Как чудесно
светит утренняя звезда", её обработка
у Баха в 1-й кантате и в др. соч.)), двух-,
трёх- и многочастная форма (пример последней
- Бах, месса h-moll, No14); в вок. музыке нередко
встречается форма da capo;
3) составные (сложные) формы (соединение
малых) - сложная двух-, трёх- и многочастная;
контрастно-составные (напр., первые части
орк. увертюр И. С. Баха), особенно важна
(в частности, у Баха) форма da capo;
4) вариации и хоральные обработки;
5) рундо (в сравнении с ронду 13-15 вв. - новая
инстр. Ф. м. под тем же названием);
6) старосонатная форма, однотемная и (в
зародыше, развитии) двухтемная; каждая
из них - неполная (двухчастная) или полная
(трёхчастная); напр., в сонатах Д. Скарлатти;
полная однотемная сонатная форма - Бах,
"Страсти по Матфею", No 47;
7) концертная форма (один из главнейших
истоков будущей классич. сонатной формы);
8) многообразные виды вок. и инстр. циклич.
форм (они также и определённые муз. жанры)
- Пассион, месса (в т. ч. органная), оратория,
кантата, концерт, соната, сюита, прелюдия
и фуга, увертюра, особые виды форм (Бах,
"Музыкальное приношение", "Искусство
фуги"), "циклы циклов" (Бах, "Хорошо
темперированный клавир", франц. сюиты);
9) опера. (См. "Анализ музыкальных произведений",
1977.)
Исполнительство
Мужские:
-тенор (высокий)
-баритон (средний)
-бас (низкий)
2. Женский:
-сопрано (высокий)
-меццо-сопрано (средний)
-контральто (низкий)
Хор – хоровой, певческий коллектив, муз.ансамбль, состоящий из певцов, совместное звучание человеческих голосов.
Хор, объединяющий голоса одной группы называется однородным.
Хор, объединяющий разные группы голосов, называется смешанным.
Мужской хор состоит из теноров и басов, с подразделением каждой партии на 2голоса: первые (высокие) и вторые (низкие) тенора и первые, и вторые басы.
Женский хор –состоит из сопрано и альта, с подразделением каждой партии на 2голоса: первые и вторые сопрано, и первые и вторые альты.
Детский хор состоит из 2партий сопрано и альтов.