Классификация музыкальных жанров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 12:31, доклад

Описание работы

По содержанию – лирическая, патриотическая, сатирические и т.д.
По соц.функции – обрядовые, бытовые, военно-строевые и т.д
По исполнительному составу – сольные, хоровые, с инструментальным сопровождением и без.
Танец - вид искусства, основным средством создания худ.образа которого является движение.
Марш – музыкальный жанр, характерными чертами которого являются строгий, размеренный темп, четкий ритм.

Файлы: 1 файл

Klassifikatsia_muzykalnykh_zhanrov.docx

— 25.89 Кб (Скачать файл)

Классификация музыкальных  жанров

1. Бытовой жанр — жанр изобразительного искусства, посвящённый повседневной частной и общественной жизни.

Песня – род словесно-музыкального искусства; жанр вокальной музыки.

Музыкальная форма песни, как и ее поэтическая форма, обычно куплетная или строфическая.

Классификация песен:

По содержанию – лирическая, патриотическая, сатирические и т.д.

По соц.функции – обрядовые, бытовые, военно-строевые и т.д

По исполнительному составу  – сольные, хоровые, с инструментальным сопровождением и без.

Танец -  вид искусства, основным средством создания худ.образа которого является движение.

Марш – музыкальный жанр, характерными чертами которого являются строгий, размеренный темп, четкий ритм.

2. Инструментальные жанры  – музыка, предназначенная для  исполнения на каком-либо инструменте  или группе инструментов. К основным  жанрам инструментальной музыки  относят: сонату, симфонию, сюиту.

Сона́та— жанр инструментальной музыки, а также музыкальная форма, называемая сонатной формой. Сочиняется для камерного состава инструментов, как правило, соло или дуэта.

состоит преимущественно  из трёх частей, реже из четырёх:

первая часть — в  скором темпе в сонатной форме 

вторая часть — в  медленном темпе, либо сонатная форма  без разработки, либо сложная трёхчастная  форма 

третья часть — менуэт, введённый Гайдном, или скерцо, введённое  Бетховеном, в форме песни с  трио;

четвёртая часть — финал, используется в более сложной  форме рондо, сонатной или в рондо-сонатной, реже вариационной форме.

Симфо́ния— музыкальное произведение, как правило, в сонатной циклической форме, предназначенное для исполнения, как правило, симфоническим оркестром; один из важнейших жанров симфонической музыки.

Обычно имеется четыре части.

1-я часть, в быстром  темпе (аллегро), пишется в сонатной  форме;

2-я, в медленном движении, пишется в форме вариаций, рондо,  рондо-сонаты, сложной трёхчастной,  реже в форме сонаты;

3-я — скерцо или  менуэт — в трёхчастной форме  da capo с трио (то есть по схеме A-trio-A);

4-я часть, в быстром  темпе — в сонатной форме,  в форме рондо или рондо-сонаты.

Сюи́та — циклическая форма в музыке, состоящая из нескольких самостоятельных контрастирующих частей (многочастное произведение), объединённых общим замыслом.

 

Музыкальная форма – реализация содержания

                                                                    Музыкальная форма

 

МУЗЫКА́ЛЬНАЯ ФО́РМА — построение музыкального произведения, соотношение его частей. В современном искусстве существуют музыкальные формы, сложившиеся на протяжении веков в народном быту и творчестве композиторов. В ходе исторического развития откристаллизовались составные элементы музыкальных форм, ячейки, образующие основу музыки — мелодию. Наименьший из этих элементов, называемый мотивом (см.), представляет собой часть мелодии, обладающую ясным, определенным музыкальным содержанием. Обычно мотив состоит из 1-го такта, заключая в себе одну сильную долю. Последования 2—3-х мотивов образуют относительно законченное музыкальное построение, называемое фразой (см.):

 

Две (или несколько) фраз в свою очередь соединяются в  еще более крупное построение, называемое предложением (см.). Наконец, последование 2-х (иногда и более) предложений составляет законченный раздел, который завершается кадансом; такое построение называется периодом (см.). Обычно периоды состоят из 8 или 16 тактов:

 

Многие мелкие пьесы представляют собой один период. Но обычно музыкальные  произведения состоят из цепи периодов.

В ходе истории постепенно выработались различные способы  сопоставления и развития составных  элементов музыки: они либо повторяются  в неизменном виде, либо видоизменяются (варьируются), либо противопоставляются, контрастируют по характеру и  т. д. Разные способы развития и сопоставления элементов мелодии привели к образованию различных музыкальных форм. Так, последование 2-х периодов (вроде вышеприведенного) образует простейшую форму — двухчастную (см.). Сложнее трехчастная форма (см.), состоящая из 3-х разделов: 1-й и 3-й разделы одинаковы, средний носит иной, контрастный характер. Непрерывно видоизменяемое повторение мелодии образует вариации (см.). Другие музыкальные формы — куплетная, рондо,сонатная, фуга (см.). В смешанных формах сочетаются признаки разных форм (напр., рондо-соната). Есть, наконец, произведения свободной формы (см.), выходящие за рамки исторически сложившихся традиционных форм.

Крупные произведения, состоящие  из отдельных частей, объединенных общим замыслом, относятся к циклическим формам; важнейшие из них — сонатный цикл и сюита. Части циклических произведений строятся в какой-либо из вышеуказанных форм — сонатной, рондо, трехчастной и т. д.

По своей внутренней структуре  музыкальные формы делятся на простые и сложные. В простых формах каждая из составляющих частей — не сложнее периода (эти формы возникли в песенной и танцевальной музыке). Сложные музыкальные формы состоят из 2-х, 3-х и более частей, и в них каждая часть (или только 1-я) — сложнее периода.

Термин “музыкальная форма” обозначает не только конкретную структуру  произведения, но и сам процесс  его развертывания. Укажем в связи  с этим на название одной из наиболее выдающихся музыковедческих работ  Б. В. Асафьева — “Музыкальная форма как процесс”.

 
                                        Полифонические музыкальные формы.

 

Полифонич. Ф. м. отличаются прибавлением к трём осн. аспектам Ф. м. (жанровому, текстовому - в вок. музыке и горизонтальному) ещё одного - вертикального (взаимодействие и система повторности между различными, одновременно звучащими голосами

 

Магистральные русла становления  и расцвета полифонич. Ф. м. пролагаются развитием специфических полифонич. техник письма и идут в направлении возникновения и усиления самостоятельности и контрастности голосов, их тематич. выработанности (тематич. дифференцированности, тематич. развития не только по горизонтали, но и по вертикали, тенденции к сквозной тематизации), сложения специфических полифонич. Ф. м. (не сводимых к типу полифонически изложенных общих Ф. м. - песенных, танц. и др.).

 

Метризация многоголосия открыла новые возможности ритмич. контрастов голосов и соответственно придала новый облик полифонич. Ф. м. Начиная с рационалистич. организации метроритма (модальная ритмика, мензуральная ритмика; см. Модус, Мензуральная нотация) Ф. м. постепенно обретает специфич. для европ. музыки сочетание совершенной (далее даже изощрённой) рационалистич. конструктивности с возвышенной одухотворённостью и глубокой эмоциональностью. Большая роль в выработке новых Ф. м. принадлежала Парижской школе, затем др. франц. композиторам 12-14 вв. 

 

В развитии вертикального  аспекта полифонич. Ф. м. исключит. значение имело освоение повторности в виде техники имитации и канона, а также подвижного контрапункта. Являясь впоследствии обширным и многообразным отделом техники письма и формы, имитация (и канон) стала основой наиболее специфичных полифонич. Ф. м.

 

 
                             Гомофонные музыкальные формы нового времени.

 

Наступление эпохи т. н. нового времени (17-19 вв.) знаменовало резкий перелом в развитии муз. мышления и Ф. м. (появление новых жанров, доминирующее значение светской музыки, господство мажорно-минорной тональной системы). В идейно-эстетич. сфере выдвинулись новые методы художеств. мышления - обращение к светскому муз. содержанию, утверждение принципа индивидуализма как ведущего, раскрытие внутр. мира отдельного человека         

В отношении ф. м. эпоха  нового времени отчётливо распадается  на два периода: 1600-1750 (условно - барокко, господство генерал-баса) и 1750-1900 (венские  классики и романтизм). 
        Принципы формообразования в Ф. м. барокко: на протяжении одночастной формы б. ч. сохраняется выражение одного аффекта, поэтому Ф. м. характеризуются преобладанием однородного тематизма и отсутствием производного контраста, т. е. выведения др. темы из данной. Свойств. музыке Баха и Генделя величавость связана с происходящей отсюда монолитностью, массивностью частей формы. Этим же определяется "террасообразная" динамика в.Ф. м., использующих динамич. контрасты, отсутствие гибкого и динамичного crescendo; идея произв. не столько развивается, сколько развёртывается, как бы проходя предопределённые стадии.     

Осн. гомофонные Ф. м. барокко:  
        1) формы сквозного развития (в инстр. музыке осн. тип - прелюдия, в вок. - речитатив); образцы - Дж. Фрескобальди, преамбулы для органа; Гендель, клавирная сюита d-moll, прелюдия; Бах, органная токката d-moll, BWV 565, прелюдийная часть, до фуги;  
        2) малые (простые) формы - бар (репризный и безрепризный; напр., песня Ф. Николаи "Wie schцn leuchtet der Morgenstern" ("Как чудесно светит утренняя звезда", её обработка у Баха в 1-й кантате и в др. соч.)), двух-, трёх- и многочастная форма (пример последней - Бах, месса h-moll, No14); в вок. музыке нередко встречается форма da capo; 
        3) составные (сложные) формы (соединение малых) - сложная двух-, трёх- и многочастная; контрастно-составные (напр., первые части орк. увертюр И. С. Баха), особенно важна (в частности, у Баха) форма da capo; 
        4) вариации и хоральные обработки;  
        5) рундо (в сравнении с ронду 13-15 вв. - новая инстр. Ф. м. под тем же названием);  
        6) старосонатная форма, однотемная и (в зародыше, развитии) двухтемная; каждая из них - неполная (двухчастная) или полная (трёхчастная); напр., в сонатах Д. Скарлатти; полная однотемная сонатная форма - Бах, "Страсти по Матфею", No 47;  
        7) концертная форма (один из главнейших истоков будущей классич. сонатной формы);  
        8) многообразные виды вок. и инстр. циклич. форм (они также и определённые муз. жанры) - Пассион, месса (в т. ч. органная), оратория, кантата, концерт, соната, сюита, прелюдия и фуга, увертюра, особые виды форм (Бах, "Музыкальное приношение", "Искусство фуги"), "циклы циклов" (Бах, "Хорошо темперированный клавир", франц. сюиты);  
        9) опера. (См. "Анализ музыкальных произведений", 1977.) 
        

 

 

 

Исполнительство

  1. Тембры певческих голосов

Мужские:

-тенор (высокий)

-баритон (средний)

-бас (низкий)

2. Женский:

-сопрано (высокий)

-меццо-сопрано (средний)

-контральто (низкий)

 

Хор – хоровой, певческий коллектив, муз.ансамбль, состоящий из певцов, совместное звучание человеческих голосов.

Хор, объединяющий голоса одной  группы называется однородным.

  Хор, объединяющий разные группы голосов, называется смешанным.

Мужской хор состоит из теноров и басов, с подразделением каждой партии на 2голоса: первые (высокие) и вторые (низкие) тенора и первые, и вторые басы.

Женский хор –состоит из сопрано и альта, с подразделением каждой партии на 2голоса: первые и вторые сопрано, и первые и вторые альты.

Детский хор состоит из 2партий сопрано и альтов.

 


Информация о работе Классификация музыкальных жанров