Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 01:57, реферат
Сюита (от французского слова suite, буквально – ряд, последовательность) – циклическое инструментальное произведение, состоящее из нескольких самостоятельных пьес, для которого характерны относительная свобода в количестве, порядке и способе объединения частей, наличие жанрово-бытовой основы или программного замысла.
Краткий исторический экскурс Ошибка! Закладка не определена.
Определяющая роль танца 4
Рождение сюиты 4
Драматургия цикла 4
Сюита в творчестве И.С.Баха 4
Приложение 4
Пассакалья (от итальянского passacaglia – проходить и calle – улица) – песня, позднее танец испанского происхождения, первоначально исполнявшийся на улице в сопровождении гитары при отъезде гостей с празднества (отсюда и название). В XVII веке пассакалья получила распространение во многих европейских странах и, исчезнув из хореографической практики, стала одним из ведущих жанров инструментальной музыки. Ее определяющие черты: торжественно-траурный характер, медленный темп, 3-дольный метр, минорный лад.
Ригодон (от французского rigaudon, rigodon) – французский танец. Музыкальный размер 2/2, alla breve. Включает 3-4 повторяющихся раздела с неравным количеством тактов. Получил распространение в XVII веке. Название, согласно Ж.Ж.Руссо, происходит от имени его предполагаемого создателя Риго (Rigaud). Ригодон – видоизменение старинного южно-французского народного хороводного танца. Входил в состав танцевальной сюиты. Использовался французскими композиторами в балетах и балетных дивертисментах опер.
Чакона (от испанского chacona; возможно, звукоподражательное происхождение) – первоначально народный танец, известный в Испании с конца XVI в. Музыкальный размер 3/4 или 3/2, темп живой. Сопровождался пением и игрой на кастаньетах. Со временем чакона распространилась по Европе, стала медленным танцем величавого характера, как правило, в миноре, с акцентом на 2-й доле. В Италии чакона сближается с пассакальей, обогащаясь вариациями. Во Франции чакона становится балетным танцем. Люлли ввел чакону в качестве заключительного номера в финал сценических произведений. В XVII-XVIII веках чакона включается в сюиты и партиты. Во многих случаях композиторы не делали различий между чаконой и пассакальей. Во Франции оба названия использовались для обозначения произведений типа куплетного рондо. Чакона имеет много общего также с сарабандой, фолией, английским граундом. В XX в. практически перестала отличаться от пассакальи.
Экосез, экоссез (от французского écossaise, буквально – шотландский танец) – старинный шотландский народный танец. Первоначально музыкальный размер – 3/2, 3/4, темп умеренный, сопровождался волынкой. В конце XVII века появился во Франции, затем под общим названием «англез» распространился по всей Европе. Позднее стал веселым парно-групповым танцем быстрого темпа, в 2-дольном размере. Особенную популярность приобрел в 1-й трети XIX века (как разновидность контрданса). Музыкальная форма экосеза представляет собой две повторяющиеся 8- или 16-тактовые части.
1 антраша (с франц.) – прыжок, скачок; пируэт (с франц.) – полный оборот танцовщика на месте.
2 Интересно, что термин «балет» появился в конце XVI века (от итальянского balletto – танцевать); и означал он тогда не спектакль, а лишь танцевальный эпизод, передающий определенное настроение.
3 Иоганн Якоб Фробергер (1616-1667) – немецкий композитор, органист. Способствовал распространению в Германии национальных традиций. Сыграл значительную роль в становлении и развитии инструментальной сюиты.
4 Характеристику вставных номеров сюиты можно найти в приложении к данной работе.
5 От латинского discretus - разделенный, прерывистый: прерывность.
6 Так, по мнению А.Швейцера, шесть партит первоначально И.С.Бах задумывал назвать «немецкими сюитами».
7 Автор книги «Сюиты для виолончели соло И.С. Баха»
8 Сам Бах, по утверждению А.Корто, просил исполнять его сюиты, думая о струнных инструментах.
9 Использован материал Юлии Блонской «О танцах XVII века» (Львов, «Cpiбний Вовк»)