Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 18:51, реферат
Современная музыкально-педагогическая практика ставит перед каждым преподавателем задачи, решение которых неизбежно требует развития навыков практического музицирования у каждого ребенка. Сегодня это означает, что каждый обучающийся игре на музыкальных инструментах должен уметь подбирать по слуху, аккомпанировать, импровизировать, сочинять.
Порунов Александр Владимирович
Порунова Ирина Владимировна
Современная музыкально-педагогическая практика ставит перед каждым преподавателем задачи, решение которых неизбежно требует развития навыков практического музицирования у каждого ребенка. Сегодня это означает, что каждый обучающийся игре на музыкальных инструментах должен уметь подбирать по слуху, аккомпанировать, импровизировать, сочинять.
В настоящее время в специальной
музыкально-педагогической литературе
освещаются различные аспекты
Важность, необходимость развития музыкально-творческих умений отмечают многие исследователи-музыканты, но степень преподавательского воздействия на их развитие оставляет желать лучшего.
Проблема развития музыкально-творческих умений учащихся в классе фортепиано не нова, однако, новизной обладает подход к этой проблеме с использованием синтезатора, его художественно-технических ресурсов.
Программа «Клавишный синтезатор» является предметом школьного компонента учебного плана, рассчитана для учащихся старших классов (возраст 12-16 лет) отделения музыкального искусства, фортепианного отдела. Программа курса рассчитана на один год обучения в ДШИ, ее общая трудоемкость составляет 72 часа в год, из них 36 часов отводится на самостоятельную работу учащихся по освоению предмета.
Программа является интегрированной, так как предполагает тесную взаимосвязь процесса обучения музицирования на синтезаторе с различными музыкально-теоретическими дисциплинами: фортепиано, сольфеджио, музыкальная литература, хор.
Актуальность программы состоит в обосновании подхода к обучению детей игре на синтезаторе, как инструменте, все более популярном в последнее время в подростковой среде с одной стороны, и, необходимостью внедрения в музыкальное образование новых информационных технологий с другой. Обращение к синтезатору способствует преодолению разрыва между электроакустической аурой бытования музыки в реальной жизни и традиционным звуковым материалом школьного музицирования. Его
использование способствует обогащению музыкального кругозора учащихся. На основе собственной творческой практики учащиеся приобретают возможность получить важные знания о строении музыкальных произведений, почувствовать выразительность того или иного художественного средства, а значит, их постижение музыкального искусства становится более глубоким.
Синтезатор дает возможность одному музыканту сочетать в своей деятельности три роли: композитора, исполнителя и звукорежиссера, предоставляя ему возможность выбора тембров, их обработки, записи музыки в память инструмента и т.д. Использование синтезатора в обучении учащихся класса специального фортепиано целесообразно, так как они уже имеют необходимую музыкальную базу: музыкальную грамоту, чтение с листа, технические навыки.
Таким образом, целью обучения по данному курсу становится приобщение учащихся класса фортепиано к музицированию на клавишном синтезаторе, как представителе группы электронных цифровых инструментов, в самых разнообразных формах проявления этой творческой деятельности (аранжировки, импровизации и сочинения).
Задачи обучения игре на клавишном синтезаторе:
Программа курса построена на основных принципах развивающего обучения:
Основной формой учебной работы
является урок, проводимый в форме
индивидуального занятия
Структура занятия: уроки обучения игре на синтезаторе предполагают включение таких разделов как импровизация, аранжировка, сочинение, чтение с листа, краткий музыкально-теоретический анализ музыкального материала, в зависимости от этапов освоения содержания курса. Обязательными для каждого занятия являются проверка домашнего задания, освоение нового теоретического или практического материала, закрепление изученного на уроке.
На уроках используются следующие методы: показ педагога, вычленение простого из сложного, наводящие вопросы, творческие задания.
Формы контроля результатов обучения: контрольные уроки один раз в четверть, класс - концерты, проводимые в декабре и мае.
На контрольных уроках осуществляется проверка музыкально-теоретических знаний учащихся, а также – исполнительских навыков в виде контрольного исполнения импровизации и сочиненного произведения.
Успехи учащихся на классных занятиях и контрольных уроках оценивают по пятибалльной системе и словесной характеристикой. В основе оценивания лежит принцип поощрения; оценка – как вознаграждение за трудолюбие в оптимистическом контексте.
Итоговая оценка выставляется с учетом оценки за выступления учащегося на контрольных уроках и оценок текущей аттестации.
В результате обучения по данной программе учащийся должен:
Обучение старшеклассников игре на
синтезаторе будет
№ |
Наименование разделов и тем |
Общее количество часов в год |
Общее количество часов | ||
Теория |
Практика |
Самостоятельная работа | |||
1. |
Введение Художественные возможности |
2 |
1 |
– |
1 |
2. 2.1. 2.2. 2.3. |
Теория музыки Буквенно-цифровая система Традиционные аккордовые обороты Блюзовая гамма |
8 2 4 2 |
2 1 1 1 |
2 – 1 – |
4 1 2 1 |
3. 3.1. 3.2. 3.3. 3.4. |
Импровизация Жанровая импровизация Джазовая импровизация Ритмическая импровизация Ансамблевая импровизация |
20 6 10 2 2 |
2 1 1 – – |
8 2 4 1 1 |
10 3 5 1 1 |
4. 4.1. 4.2. |
Аранжировка Аранжировка произведений из репертуара
фортепианного класса |
20 10 10 |
2 1 1 |
8 4 4 |
10 5 5 |
5. 5.1. 5.2. |
Сочинение Сочинение элементов к джазовым темам Сочинение жанровых произведений на основе заданных эскизов |
20 4 16 |
2 1 1 |
8 1 7 |
10 2 8 |
6 |
Резерв часов٭ |
2 |
– |
2 |
– |
Итого за год |
72 |
9 |
28 |
35 |
٭ В программе предусмотрен резерв для возможного перераспределения часов, в зависимости от подготовки учащихся к восприятию содержания курса.
В течение года учащийся должен:
Рекомендуемый перечень популярных джазовых и эстрадных тем для работы по импровизации:
Техническое обеспечение программы:
1. Клавишный синтезатор YAMAHA серии PSR – 2шт.
2. Акустические системы BEHRINGER EUROLIVE B212 (двухполосная 600-ваттная акустическая система; 150 Вт синус-тон / 600 Вт пиковая мощность) – 2 шт.
3. Микшерный пульт BEHRINGER XENYX 1002 FX – 1шт.
4. Электронный метроном – 1 шт.
Литература, рекомендуемая для преподавателей: