Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 10:45, реферат
История изучения и публикаций русской фольклорной колыбельной песни насчитывает более полутора веков. Несмотря на то, что в сборниках русского фольклора многие колыбельные печатаются как отдельные законченные произведения, в быту каждая из этих песен имеет множество вариаций, а самое главное – каждый исполнитель в зависимости от своей фантазии и умения владеть словом может продолжать её до бесконечности, придумывая всё новый и новый сюжет.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра дополнительного образования и сопровождения детства
Слушатель курсов по программе
«Становление личности детей
и подростков средствами фольклора»
Гостенина Ольга Николаевна
Самостоятельная работа №1
«Колыбельной песни невидимая сила»
(символика фольклора)
Руководитель:
ст. преподаватель Корнев Д.В.
Москва 2013
Каждый праздник на Руси
Песнею венчался:
Хоровод ли кто водил,
Плакал ли, смеялся…
Звонка, радостна, грустна,
Быстра иль протяжна
Песня русская прошла
Сквозь века отважно.
Ну а первою была
«Песня колыбели»,
Помним нет ли те слова,
Но нам всем их пели…
Первой встретить ребенка в этом мире призвана колыбельная песня – удивительный дар прошлого. Созданная в далеких веках, передаваясь из поколение в поколение, она дошла и до нашего времени, ведь древние не зря говорили, что воспитание человека начинается с колыбельных песен.
История изучения и публикаций
русской фольклорной колыбельной песни
насчитывает более полутора веков. Несмотря
на то, что в сборниках русского фольклора
многие колыбельные печатаются как отдельные
законченные произведения, в быту каждая
из этих песен имеет множество вариаций,
а самое главное – каждый исполнитель
в зависимости от своей фантазии и умения
владеть словом может продолжать её до
бесконечности, придумывая всё новый и
новый сюжет.
Древнее происхождение колыбельных
песен доказала А.Н. Мартынова. Она считает,
что колыбельные песни произошли из охранительных
заговоров, входивших в обряд «первого
укладывания ребенка в колыбель», которые
должны были защитить ребенка от бессонницы,
болезней, действий враждебных сил. А.Н.
Мартынова показала, что антропоморфные
образы Дремы, Сна, Покоя присутствовали
в подобных заговорах и потом из них перешли
в тексты колыбельных:
Ходит сон по сеням,
А дрема по терему,
Ищет Валю в пологу, А дрема говорит:
Нагибком качелю.
Накатитесь на глаза!
Для колыбельных песен характерна персонификация предметов и явлений окружающего мира, наделение животных чертами и качествами людей. Главным персонажем славянских колыбельных песен является кот. Он становится первым объектом наблюдения для ребенка - живет в избе, привлекает внимание своими движениями, игривостью, мягкой шерсткой. Кот изображается весьма подробно, с присущими ему внешними признаками, повадками и привычками:
Котик, коток,
Серый хвосток,
Шейка твоя белогорлистая.
Воспринимая кота как помощника матери, его зовут ночевать, ребенка качать и обещают всякие награды: «кувшин молока, конец пирога», «тапы в лапы», «склянку вина», «редьки хвост и великий пост», «хвостик вызолочу, лапки высеребрю» и т.д.
Кота уговаривают не ходить к чужим детям:
Не качай ты, коток,
Чужих деточек
Малолеточек.
Поди к нам ночевать
Да Ванюшу качать.
Иногда кот ведет себя как воришка, слизывает сметану, творог. Описания проказ кота, напоминающие типичные детские шалости, часто заканчиваются нравоучениями:
Не лизь на колодку,
Бо разобьешь головку.
Кот не послушался,
Пошел по водицу,
Тай упал в крыницю.
Другие животные упоминаются реже, иногда на месте кота оказывается зайчик, а в колыбельных северных губерний можно найти соболей, куниц, лисиц.
У народов, живущих в тайге, зафиксированы колыбельные песни, содержащие обращения к медведю и волку – важнейшим тотемным животным. С первых дней жизни ребенка мать просила их оказать покровительство.
Персонажами колыбельных песен могут становиться и птицы. Чаще всего в колыбельных появляются голуби, или, как их называют на детском языке, гуленьки. В песнях рассказывается, как голуби прилетают на колыбель ребенка и думают о том, чем бы его накормить, напоить, утешить и порадовать. Образ кроткого, нежно воркующего голубя олицетворяет нежность и заботу. Обилие уменьшительных префиксов, повторение буквы «л» в словах передают их воркование:
Люли, люли, люлиньки,
Сели гули налюлиньку,
Стали гули ворковать,
Чем Ванюшу нам питать? Стали Ваню кормить.
Чайком, молочком, сахарком,
Реже в колыбельных упоминаются другие птицы - куры, вороны, грачи:
Ай качи, качи, качи,
Прилетели к нам грачи.
Они сели на ворота
Ворота-то - скрып, скрып,
А Коленька спит-спит.
В колыбельных песнях также встречается персонаж, которым пугают ребенка. В русском крестьянском быту им может стать и медведь, и «серый волк», и «бука», и другие страшные для ребенка существа:
Придет серенький
волчок,
Схватит Катю за бочок,
Утащит ее в лесок…
К животным, птицам, мифологическим персонажам обращаются с просьбой не пугать ребенка и помочь ему заснуть. Поэтому часто встречаются императивные формы: «Поди, муха, под сарай, / Нашу Маню не пугай. / Бай-бай-бай».
Часто в колыбельных используются
слова “лю-ли”, “люшеньки-люли”, колыбельку
до сих пор называют “люлькой”, ребенка
- “лялей”, “лялечкой”, детей “лелеют”.
Происходят все эти ласковые слова от
дочери богини Лады – Лели. Славянская
Леля – это Богиня Весны, первых ростков,
цветов, юной женственности. Древние славяне
считали, именно Леля заботится о едва
проклюнувшихся всходах – будущем урожае.
Леля, как и Рожаница–Мать Лада, заботится
о домашнем уюте, о материнстве, о малышах.
Заметим, что во всех народных колыбельных
песнях ребенка называют по имени. Поэтому
любая народная колыбельная песня – это
обращение мамы, бабушки к заботливой,
оберегающей ребеночка богини Лели.
Ай, люли-люленьки.
Прилетели гуленьки.
Сели гули на кровать
Стали гули ворковать
Стали гули ворковать,
Стал наш Юра засыпать.
Птицы в древнеславянском мировозрении
– это вестники Бога. Именно они помогают
заботиться о растущем малыше.
После принятия христианства в колыбельных
песнях появляются образы традиционных
защитников - ангелов, святых, господа
Бога, которых призывают для помощи и благословения.
Чаще всего обращаются к Богородице с
просьбой защитить младенца от нечистой
силы, уберечь, усыпить:
Успения Мать,
Уложи младеня спать
На тесову на кровать.
В колыбельных песнях встречаются не только благопожелательные обращения. Известны тексты, в которых ребенку желают смерти.
Баю, дитятко,
Качаю тебя,
Чтоб ты спало, В Дунай реку,
Не плакало
И матушке
Обращение к смерти является одной из традиционных форм охранительной магии. Желая смерти своему ребенку, матери стремились обмануть злые силы. Аналогичную направленность имели и отрицательные охранительные прозвища. Черти не схватят Некраса и Немила, ведь уже в именах сказано, какие они ужасные! Так и «смертная» колыбельная не призывает смерть, а обманывает ее. Колыбельная охраняет не только младенца; в первую очередь, пропевание этих жутких текстов утверждает в сознании матери мысль о том, что все магические ритуалы выполнены.
Вся эта символика “прочитывалась” древними славянами так же легко, как мы читаем книгу. И так же легко эта символика, как и все, что ребенок слышит в самом раннем детстве от мамы, бабушки, откладывается где-то в нашем подсознаниии.
Удивительно поэтично описывается природа в народных колыбельных. Даже если зарисовка бесхитростна («солнце село, скрылось прочь, день угас, настала ночь»), то уточнение места, где это происходит – «во лазоревом краю» – создает лирический образ. А лазоревый край – это, между прочим, не что иное, как райское место, Ирий (Вырий).
Нередко отдыхающая природа описывается при помощи перечисления уснувших персонажей и мест их ночлега:
Вот и люди спят,
Вот и звери спят.
Белочки на ёлочках,
Медвежатки в норочках.
Птички спят на
веточках,
И это не простое перечисление
зверей, птиц, рыб и растений «в привязке
к конкретной местности». Здесь на самом
деле доступным для ребенка образом сформулирована
идея единства всех царств природы, присущая
славянской традиции; мысль о том, что
синхронность поведения с их обитателями
– основа гармоничного сосуществования
и поддержания цельности мира.
С другой стороны, в колыбельных изображаются позитивно окрашенные картины будущего дня, в котором пробудившаяся природа добросердечно одарит:
Скоро ноченька пройдет,
Красно солнышко взойдет.
Вольна пташка запоет.
Свежи росушки падут,
В поле цветушки взрастут,
Нетрудно заметить, что в подобных словах передаются чувства безопасности и радости жизни. Символика использованных здесь образов включает силы небесного мира (солнце, роса, пташка) и земного (поле, цветы, сад), причем они рисуются в исключительно светлых и беспечальных тонах.
Часто сравнивались постельки детские с теми, что якобы имелись у котика. При этом оказывалось, что и колыбелька, и перинка, и одеяльце деточки лучше. Вот, например:
У кота ли, у кота
Колыбелька золота.
У дитяти моего
Есть покраше его.
Это сравнение вовсе не случайно. В возрастном развитии имеется период, когда ребенку совершенно необходимо «иметь все самое лучшее», быть в выигрышном положении по сравнению с другими. Это связано с началом процесса социализации и осознанием собственной роли в семье как маленького, зависимого человека.
Очень тонкий психологический момент заключается в том, чтобы помочь детке пройти этот естественный период: не разочаровать и «не перегнуть палку». В колыбельных песенках реализуется некий «виртуальный» перевес в пользу малыша, прочувствование которого избавляет его от требования такового в реалиях жизни. Таким образом, речь идет не о возвеличивании самомнения ребенка, а о том, чтобы он не споткнулся о порожек самооценки.
По славянскому мировоззрению, душа ребенка, недавно пришедшая в земной мир из Ирии – райского места, во сне путешествует туда же. В этом пути, чтобы не заблудиться (т.е. чтобы ребенок не умер во сне) и донести привет от предков до дома, ему нужны были проводники.
Вот почему не бычок и не барашек, а птицы (гуленьки, грачи, журавли), заюшки, котики и даже серенький волчок выбирались для колыбельных, – именно эти персонажи были связаны с переходом души в иной мир и могли сопровождать ее в походе туда и обратно, обеспечивая безопасность.
Не было случайного выбора у наших предков ни в чем, а уж в отношении детей – и подавно.
Как и во все времена, современные дети требуют бережного отношения, любви и ласки. Исследования последних лет показали, что колыбельные песни снимают тревожность, возбуждение, действуют на ребенка успокаивающе. Колыбельные песни, несущие свет и добро, в народной педагогике рассматриваются как обереги. Интересно, что материнские колыбельные имеются у всех народов. Значит возникли они не случайно, это социальная закономерность и даже необходимость
Детский музыкальный фольклор является ценным средством воспитания ребёнка, имеет большое значение в приобщении его к истокам родного, истинного русского народного творчества.
Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства.
Колыбельные песни - бесценный материал, который позволяет ребенку "почувствовать" язык, ощутить его мелодичность и ритм, проникнуться народным духом. Колыбельные обогащают словарь и кругозор детей, обучают образовывать однокоренные слова (например, котя, котенька, коток; коза, козонька и.т.д.), позволяют запоминать слова и формы слов и словосочетаний, повторяющиеся звукосочетания, фразы, звукоподражания развивают фонематичесикй слух.
Например:
Люли, люли, люленьки,
Прилетели гуленьки.
Сели возле люленьки.
Стали люленьку качать.
Стали малышку усыплять.
Баю, баю, баиньки,
Прилетели галоньки.
Сели у качалоньки.
Стали галки напевать
И качалоньку качать.
Выучив текст песни, младшие дошкольники смогут ответить на следующие вопросы:
Кто такие гуленьки?
Что они делают возле люленьки малыша?
Кто такие галоньки?
Что они делают возле люльки малыша?
Залогом успешной работы с детьми младшего дошкольного возраста является неоднократное повторение одного и того же текста. Это необходимо для того, чтобы они воспринимали этот текст как старого знакомого. После многократного повторения текста, когда дошкольники хорошо владеют его содержанием, можно предложить ответить на вопросы. Необходимость отвечать на вопросы не только развивает речь ребенка, делает ее образной, художественной, но помогает сделать процесс восприятия художественной литературы осмысленным
Колыбельная песня заранее дает ребенку простейшую схему картины мира, знакомит с расстановкой сил, персонифицированных в образах людей, животных, мифологических персонажей, и с главными принципами, которыми должен руководствоваться человек, вступающий на дорогу жизни.
Напевность, особый ритм
учат детей плавному произношению фраз,
предложений. Значительно обогащается
и словарный запас. В произведениях устного
народного творчества изобилие слов-признаков
предметов, образных сравнений, используется
множество синонимов, антонимов и т.п.
Сначала ребенок копирует то, как взрослый
выполняет те или иные движения и интонации,
с которыми поется песня.
Позже появляются слова, тексты песен.
Удивительно быстро многие слова песен
переходят в активный словарь детей и
звучат уже во время игр, разговоров с
ровесниками.
В детском саду они могут звучать на занятиях,
в повседневной жизни, на тематических
концертах, развлечениях.
Некоторые колыбельные песни дети могут петь сами, использовать в своих играх. Иногда допускается облегчение мелодии, адаптации их для детей, придумывание собственных колыбельных. Всё это стимулирует самостоятельные творческие проявления детей, импровизацию своих собственных мелодий при убаюкивании куклы, мишки…