Компенсаторная и катарсическая функция искусства на примере музыкального произведения Моцарта Симфония №40

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 16:10, научная работа

Описание работы

Родился 27 января 1756 в Зальцбурге (Австрия) и при крещении получил имена Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил. Мать – Мария Анна, урожденная Пертль; отец – Леопольд Моцарт (1719–1787), композитор и теоретик, c 1743 – скрипач в придворном оркестре зальцбургского архиепископа. Из семерых детей Моцартов выжили двое: Вольфганг и его старшая сестра Мария Анна. И брат и сестра обладали блестящими музыкальными данными. Леопольд был одним из ведущих европейских музыкальных педагогов. Его книга «Опыт основательной скрипичной школы» (нем. Versuch einer gründlichen Violinschule) была опубликована в 1756 году — в год рождения Моцарта,

Содержание работы

1.О мэтре……………………………………………………………………3-7 стр.
2.Анализ Симфонии №40………………………………………………….7-8 стр.
3. Проявление компенсаторной функции искусства …………………. 8-9 стр.
4.Проявление катарсической функции………………………………… 9-10 стр.
5. Список использованной литературы………………………………… 11 стр.

Файлы: 1 файл

Копия Научная1.docx

— 43.62 Кб (Скачать файл)

     2.Анализ  Симфонии №40 

     Являясь поклонником музыки Вольфганга Амэдеуса Моцарта, я хотела бы проанализировать Симфонию Моцарта № 40 Соль минор. Ранний аналитик и критик музыки Моцарта Отто Джен назвал Симфонию № 40 “симфонией боли и жалоб.” Другой критик сказал, что это была “только радость и мультипликация” (Кремер). В то время, как эти два замечания могут использоваться в качестве разнообразных способов интерпретировать симфонию, ее характер и настроение остаются очаровательными.            

Инструменты для этой части включают в себя: деревянные духовые (флейты, гобои, кларнеты, и фаготы), скрипичные (скрипки, альты, виолончели, и басы) и рожки. Они не включают ударных или духовых инструментов. Рожки используются в маленьком количестве, только чтобы подчеркнуть крещендо.           

Сама  симфония состоит из четырех частей:                        

Часть первая – Molto allegro.                       

Часть вторая – Andante.                       

Часть третья – Allegretto.                       

Часть четвертая – Allegro assai.

     Первая  часть симфонии открывается фортепьяно в минорной тональности, вводя основную тему, которая повторяет себя в течение этой части. Такое открытие необычно: слушатель, возможно, ожидал своего рода введение, чтобы подготовиться к такой теме, но Моцарт решает опустить любую прелюдию, таким образом, устанавливая определенное чувство неугомонности или беспокойства. Первая часть показывает частые смены фортепьяно и сильной стороной. Вместе с другими выразительными элементами это способствует общему напряжённому настроению части. Первая часть представлена в сонатной форме в Аллегро.

     После сонаты Моцарт замедляет свою вторую попытку к анданте. Альты играют основную тему и позже присоединяются две скрипки, подражая друг другу. Доминирующие скрипичные инструменты поддерживают динамику в пределах диапазона фортепьяно, но затем вступают басы. Метр в этой части хотел показать  двойной состав, и как  первая часть, эта составлена в форме сонаты  аллегро.

     В третьей части игру оркестра сопровождают скрипичные. Форма менуэта и трио естественно делит третью часть на три секции с различной динамикой. Секция менуэта и основная тема играется в минорной тональности, в то время как фортепьяно - в мажорной тональности. Темп аллегретто остается в течение всей партии. Музыка третьей части начинает звучать в соль-минорной тональности и затем изменяется на соль мажор.

     В заключительной части симфонии снова доминируют скрипичные. Темп этой части аллегро assai, который объединился с разобщенным мелодичным движением в играемой основной части, поддерживает напряженное, возбужденное настроение симфонии. Этими секциями обмениваются фортепьяно в адажио (медленный темп), с узким мелодичным диапазоном и соединенным движением. Часть, главным образом, звучит в едином тембре, за исключением мест, играемых престо, где движение разобщено, а диапазон – широк. Тональность этой части – соль минор. 

3. Проявление компенсаторной  функции искусства 

     Во  время создания этой симфонии, в  первой половине 1788, когда творческие способности Моцарта раскрылись в полную силу, его повседневная жизнь внезапно начала ухудшаться. Несмотря на то, что он недавно был назначен придворным композитором  Императора Джозефа II, его зарплата была скудной, а обязанности были легкими. Два или три года назад график концертов Моцарта был очень интенсивным, а изобилие студентов давало ему хороший доход. В Праге его произведение «Женитьба Фигаро» в 1786 и «Дон Джованни» в 1787 имели ошеломительный успех. Теперь его состояние приходило в упадок. Когда опера «Дон Джованни» была исполнена впервые в Вене, 7-ого мая 1788, она вызвала неоднозначную реакцию. Но эта опера явно не принесла головокружительный успех Моцарту в Вене. Весной 1788 Моцарт не смог получить достаточно заказчиков на исполнение трех струнных квинтетов. В июне Моцарт запланировал несколько концертов, но они не были исполнены. После 1788, если бы Моцарт снова не исполнил бы концерт в Вене, его отчаянное финансовое положение заставило бы его написать письма родственникам и друзьям  с просьбой о деньгах.           

Однако  Моцарт продолжал творить с его  особенностью и вдохновением. Отказы от его услуг и последовавшие за этим финансовые затруднения тяжело отразились на уже хрупком здоровье Моцарта. Нехватка денег или общественного признания не мешала Моцарту творить. Моцарт создал свои последние три симфонии (№ 39, 40, и 41) только через два месяца, без комиссий или платы. Кроме того, две из этих симфоний никогда не исполнялись во время его жизни. Относительно того, почему они не были исполнены, некоторые люди полагают, что у Моцарта была такая интенсивная внутренняя потребность выразиться, что он не мог ждать, пока кто-то ему выделит средства. Возможно, были обстоятельства, которые вызывали чувство ненадежности, беспокойства, и безотлагательности в написании Симфонии № 40. Ведь композитор нуждался в успехе, признании, и просто деньгах. В этом проявляется компенсаторная функция искусства. 
 
 

     4.Проявление  катарсической функции

       Музыка Моцарта – это что-то удивительное, она заставляет задуматься о жизни, и в то же время расслабиться, она облагораживает и обогащает внутренний мир, да что там говорить, она даже помогает людям улучшить их умственные способности. В 1993 году Фран Роше, невролог из университета Висконсина, обнаружил необычное влияние музыки Моцарта на физиологию людей. Прослушивание сонат Моцарта совершенствовало умственные способности студентов – они лучше выполняли тесты. Другие испытания также показали положительное влияние на работоспособность мозга именно музыки Моцарта, и никакой другой.

      Слушая  симфонию №40, меня охватило чувство безотлагательности и беспокойства. Первая часть создаёт настроение своими первыми аккордами, а затем вторая и третья немного подавляет это настроение. Возможно, эмоции Моцарта в это время были слишком сложны для меня, чтобы понять их. Эти две части не были написаны только для того, чтобы заполнить пустоту между первой и последней частями. Возможно, Моцарт знал, что слушатели были бы утомлены, если бы то же самое настроение преобладало на протяжении всей симфонии.

      Так музыка одного и того же композитора  может заставить нас улыбаться  и испытывать печаль. Сила этой музыки не только в ее музыкальной красоте, но и в глубокой жизненной правдивости. Проявление катарсической функции - это опыт влияния на духовный мир человека, который  можно использовать для целенаправленного моделирования учебно-воспитательного процесса, в частности, при разработке новых перспективных педагогических технологий.

     «Такого гения больше не родит земля», – говорили о  Моцарте при его жизни, говорят сейчас и будут говорить всегда. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы:

  1. А.Тихонова, В.А.Моцарт: Симфония № 40 Соль минор. М.: Классика-XXI, 2004.
  2. Штейнпресс Б. С.: Очерки и этюды. - М.: Сов. композитор, 1979.
  3. Жиль Кантагрель: Рождение шедевров. Моцарт. Издательство: Библион. 2005 г.
  4. Б. Кремнев: Моцарт. Издательство: Молодая гвардия. 1958 г.

Информация о работе Компенсаторная и катарсическая функция искусства на примере музыкального произведения Моцарта Симфония №40