Краткий исторический обзор использования музыки в практике лечения и коррекции развития человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 20:43, реферат

Описание работы

УЖЕ НАШИ ДАЛЁКИЕ ПРЕДКИ ЗАМЕЧАЛИ РАЗНОЕ ПО ПОЛЯРНОСТИ ВОЗДЕЙСТВИЕ МУЗЫКИ НА ЧЕЛОВЕКА. АНТИЧНЫЕ ФИЛОСОФЫ РАССМАТРИВАЛИ МУЗЫКУ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ СРЕДСТВО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА НРАВСТВЕННЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА, ЕГО ОРГАНИЗМ, КАК СРЕДСТВО ИСПРАВЛЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ХАРАКТЕРА, КАК СОЗДАНИЕ ОПРЕДЕЛЁННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАСТРОЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ.

Содержание работы

Введение 2
Влияние музыки на человека 3
Развитие музыкотерапии в Петрозаводске,,,.. ,„6
Медицинские принципы музыкотерапии 7
Заключение 8
Список литературы

Файлы: 1 файл

Реферат краткий исторический обзор использования музыки в практи.docx

— 29.48 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и по делам молодёжи Р.К. Петрозаводский социально — педагогический колледж

РЕФЕРАТ

краткий исторический обзор  использования музыки в практике лечения и коррекции развития человека



Выполнили: студентки 31 гр. Мельник Анна Сергеевна Васильева Татьяна Кирилловна

Преподаватель: Симонова Татьяна Алексеевна

Петрозаводск

2003

 

 

 

 

Содержание

Введение 2

Влияние музыки на человека 3

Развитие музыкотерапии  в Петрозаводске,,,.. ,„6

Медицинские принципы музыкотерапии 7

Заключение 8

Список литературы  ..9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Уже наши далёкие  предки замечали разное по полярности воздействие музыки на человека. античные философы рассматривали музыку как важнейшее средство воздействия на нравственный мир человека, его организм, как средство исправления и воспитания характера, как создание определённой психологической настроенности личности.

с древних времен человечество осознало способность музыки оказывать сильнейшее влияние на человека, в связи с этим стали разрабатываться различные концепции, подходы и теории о «магическом» воздействии музыки, а также были выделены основные её функции:

  • лечебная
  • магическая
  • воспитательная

Знаменитый  оратор Гай Гракх всегда, когда выступал перед народом, держал позади себя раба-музыканта, который звуками флейты задавал ему верный тон и ритм речи, умеряя или возбуждая дух красноречия своего господина.

В Древней Спарте войны маршировали и шли в бой под

ЗВУКИ АВЛОСОВ - ДЕРЕВЯННЫХ ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ. МАРШ, БОДРАЯ РИТМИЧНАЯ МУЗЫКА, БАРАБАННАЯ ДРОБЬ И ЗВУКИ СИГНАЛЬНОЙ ТРУБЫ ЗАСТАВЛЯЛИ ЗАБЫТЬ УСТАЛОСТЬ, ЗВАЛИ НА ДОБЛЕСТНЫЕ ДЕЛА.

Суворов утверждал, что « музыка удваивает, утраивает армию».

Существовала  и другая музыка - светская, дворцовая, которая сопровождала торжественные шествия и подчёркивала величие знати.

Древнегреческие философы Пифагор, Платон, Аристотель указывали на профилактическую и лечебную силу музыки. «Музыка устанавливает порядок во всей вселенной, в том числе нарушенную гармонию в человеческом теле».

в древнекитайской музыкальной теории особое значение имели музыкальные инструменты, посредством которых устанавливалась связь между их звучанием, вибрациями различных органов тела и колебаниями космоса.

и на сегодняшний день значение музыки велико. Современные специалисты (педагоги, врачи, психологи) не умоляют возможности музыки, а всё чаще обращаются к ней в своей практической деятельности и тщательно исследуют её влияние на человека.

 

 

 

 

Влияние музыки на человека

Событием  культурной жизни стала новая  книга заведующего кафедрой психотерапии новосибирской медицинской академии профессора в. завьялова «Необъявленная психотерапия», где рассматриваются трансовые состояния, проблемы современной душевной жизни человека, терапевтическое воздействие семьи, дома, совместной трапезы, особенности народных традиций, психологическое воздействие рекламы и современных средств массовой информации (в том числе на ребёнка), также в этом труде изложена информация о собственной практике автора в области исцеления музыкой.

Эрих Фромм, американский психолог, говорил о том, что здоровье - непрерывное саморазвитие, а жизнь - ежеминутное рождение. Клетки постоянно делятся, то же должно происходить и в психической жизни: непрерывное рождение новых душевных состояний, идей, планов, образов, поступков... Остановка в развитии, вызванная какой-то поломкой, препятствием, приводит к состоянию, которое и есть «стеснённая в своей свободе жизнь», эта незаконченность движения, внутренних действий создаёт психоэмоциональное напряжение. И тут музыка, специальная музыкальная композиция, выступает катализатором эмоциональных реакций, усилителем воли и интеллекта, даёт человеку новый опыт полноты, законченности, завершённости переживания, разрядку, позволяет человеку на уровне чувств или образности смоделировать выход из состояния напряжённости. Конечно, ДЛЯ РАЗРЕШЕНИЯ РАЗНЫХ ПРОБЛЕМ НЕОБХОДИМЫ РАЗЛИЧНЫЕ КОМПОЗИЦИИ. Одна и та же музыка на разных людей нередко действует по-разному.

Невольно  возникает вопрос: «Где же выход?» выход - создание эффективной музыкотерапии - ищут во всём мире: в Германии исследуют музыку Древней Греции, конструируют (специальные музыкальные инструменты, комплексы ритмомелодических и дыхательных упражнений. В Англии используют музыку для лечения рака, болезней старения; коррекции развития (усиливается способность к ОБУЧЕНИЮ). В США ДАВНО ИЗУЧАЮТ ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА ЭМОЦИИ И ПАМЯТЬ ЧЕЛОВЕКА, ПРИМЕНЯЮТ МУЗЫКОТЕРАПИЮ В ГОСПИТАЛЯХ. ВО Франции учат эмоциональной адаптации и самовыражению. В Швейцарии психотерапевты обучают игре на бамбуковой ФЛЕЙТЕ, ИМПРОВИЗИРУЮТ РИТМИЧЕСКИЙ КОНТРАПУНКТ С ЦЕЛЬЮ РЕШЕНИЯ ВНУТРЕННИХ КОНФЛИКТОВ.

В Вашингтоне более 100 музыкальных произведений прошли ТЕСТИРОВАНИЕ НА 1000 СТУДЕНТОВ, СОЗДАНА СПЕЦИАЛЬНАЯ ТАБЛИЦА, ГДЕ МУЗЫКА СООТНЕСЕНА С ЕЁ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫМ ВОЗДЕЙСТВИЕМ:

Группа А: счастливая, дружественная, увлекающая, ТРИУМФАЛЬНАЯ.

Группа В: возбуждающая, тревожная, раздражающая.

Группа С: сентиментальная, усмиряющая, медитативная.

Группа Д: благоговейная, духовная.

Группа Е: траурная, депрессивная.

Группа Р: судьбоносная, зловещая.

К ГРУППЕ С, КОТОРАЯ ХОРОША ДЛЯ РЕЛАКСАЦИИ, ОТНОСЯТСЯ, НАПРИМЕР, ТАКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, КАК СРЕДНЯЯ ЧАСТЬ «RAPSODY IN BLUE» Гершвина, «JIEBESTRAUM №3» Листа, «CLAIR DE LUNE» Дебюсси и т.д.

эти и другие классические произведения обладают способностью успокаивать, независимо от образования, вкусов и опыта слушателя.

Сейчас, когда большинство из нас находится  под экспериментальным воздействием окружающей среды, музыкотерапия даёт человеку передышку, возможность прожить некоторое время не в стрессовой, а в иной ситуации с помощью искусства. Конечно, музыкотерапия не может изменить жизненную позицию, но она изменяет отношение к ней, организует воскрешение через музыку, восстановление способности к восприятию нового, к обновлению души и очищению сердца, к осознанию своих возможностей.

с точки зрения традиционной китайской медицины существует тесное родство музыкальных инструментов и определённых органов и систем. музыка, исполняемая на кларнете, влияет на кровообращение, сердечно-сосудистую систему. Работу Печени нормализует деревянные духовые инструменты: флейта, гобой, английский рожок, фагот. Фортепиано прекрасно успокаивает, а скрипка расслабляет. Причём функциональному состоянию каждого жизненно важного органа соответствует своя эмоция: сердцу - радость, селезёнке - понимание и т.д меняются наши эмоции, изменяется

И СОСТОЯНИЕ СОПРЯЖЁННОГО ОРГАНА. В ЭТОМ-ТО И ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ, НАПРАВЛЯЮЩИЙ ДЕЙСТВИЯ ТЕМБРА МУЗЫКАЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТА.

Определено  и время суток для оптимального музыкотерапевтического эффекта. Для больных бронхиальной астмой это раннее утро (3-5 часов утра), для гипертоников - 16-17 часов, для тех, у кого побаливает печень - с1 до 3 часов ночи Слушать кассету с лечебной 1 программой, а так же любимыми мелодиями лучше через наушники, во избежание посторонних воздействий и с закрытыми глазами - выключение зрительного анализатора усиливает звуковое восприятие.

Гордостью российских специалистов является вокалотерапия или лечение пением. пение благотворно действует на состояние почек, на железы внутренней секреции, массирует гортань, гщгговидную железу. и если слово адресуется к сознанию человека, то тембр голоса и музыкальное сопровождение - непосредственно к его чувствам.

Искусство пения, прежде всего правильное дыхание, которое есть важнейший фактор долгой и здоровой жизни. Постепенное освоение вокальной техники делает голосовой аппарат послушным инструментом, научившись выражать своё состояние голосом, человек получает эффективнейшее средство для снятия внутреннего напряжения и самовыражения.

Пением  можно полностью вылечить заикание, бронхиальную астму, снять усталость и переутомление. даже кашель можно снять пением.

Научить человека пользоваться семью струнами своей души способна только музыка.

 

 

 

Развитие музыкотерапии  в Петрозаводске.

Музыкотерапия как явление существует с незапамятных времён. в разных странах о ней писали, пытались создавать методики, обосновывать научно. на сегодняшний день в сша, германии, финляндии существуют общества музыкальных терапевтов, имеющие свои программы, школы. и, тем не менее, одной точки зрения на сущность музыкотерапии нет.

в россии музыкотерапия как предмет  официально не признана, однако многие музыканты, психологи, педагоги, врачи в разных регионах пытаются самостоятельно заниматься ЕЮ.

и в нашем городе данное направление  не осталось без внимания. Многие специалисты Петрозаводска уделяют его изучению большое внимание и отводят не последнее место в практической деятельности.

Создавая  в Петрозаводске общество музыкотерапевтов, опираясь на уже имеющийся опыт такого коллектива, как Центр эстетического воспитания и музыкотерапии «Воробьишки», руководитель центра Сергей Стангрит надеется организовать единую координационную структуру, которой по силам помощь детям с ограниченными возможностями.

Такой структурой, по его мнению, может  стать «Дом Кантеле», соединяющий в себе и детские творческие коллективы, и центры, работающие с детьми с овз, и лабораторию музыкальной терапии, хореотерапии, и учебно-просветительские классы.

Подобную  идею вполне можно рассматривать  как региональную национальную программу. оригинальность её заключается в том, что основная ставка в ней делается на использование национальных элементов - кантеле, народных карельских и финских танцев и песен.

Кантеле - струнный инструмент, а диапазон звучания, частотные характеристики, тембр струнных инструментов НАИБОЛЕЕ ФИЗИОЛОГИЧНЫ ДЛЯ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ ЧЕЛОВЕКОМ. ПЯТИСТРУННОЕ КАНТЕЛЕ - УДОБНО, ПРОСТО В ОБУЧЕНИИ И ОБРАЩЕНИИ, ОТНОСИТЕЛЬНО НЕДОРОГО. И, НАКОНЕЦ, КАНТЕЛЕ - ЭТО НАШ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ. НАПРАВЛЕНИЕ В МУЗЫКОТЕРАПИИ, ПРЕДПОЛАГАЮЩЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАНТЕЛЕ НАЗЫВАЕТСЯ - КАНТЕЛЕТЕРАПИЯ.

 

 

Медицинские принципы музыкотерапии.

Музыкотерапия находится на стыке науки и  искусства, медицины и музыки, причём главную нагрузку, определяющую роль должна иметь музыка, а медицина - носить координирующий и оценочный характер. подобное убеждение вытекает из того, что несмотря на присутствие термина «терапия», музыкотерапевт лечением не занимается, однако без контроля со стороны медиков, без оценки по медицинским показателям обходиться не может и не должен. т.к. главным и первым принципом музыкотерапии должен быть принцип - «не навреди!»

Вторым  шинципом, который можно позаимствовать у медицины может быть принцип индивидуального подхода - Врачи должны лечить не болезнь, а больного. Музыкотерапевт не должен изобретать лечение (как некоторые «специалисты» рецептуру по типу «моцарт от нервов», «бетховен от болезней сердца»). его задача - с учётом индивидуальных черт характера и заболевания человека, ребёнка, на основе рекомендаций медиков и психологов и с помощью музыки оказывает помощь в коррекции состояний, сопровождающих больных с самыми различными диагнозами. многие специалисты полагают, что заниматься коррекцией различных состояний можно и нужно ИСПОЛЬЗУЯ МУЗЫКУ, СХОДНУЮ ПО СВОЕЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ С ЭТИМИ состояниями. Агрессии, ищущей выхода, надо дать излиться в СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ МУЗЫКЕ, ИЛИ, НАПРИМЕР, В ИГРЕ НА УДАРНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ.

Следующий принцип - взаимодействие музыкотерапевта и врача. он не так и сложен. врач даёт рекомендации по оценке состояния (депрессия, агрессивность, нарушение тех, или иных функций). Музыкотерапевт в соответствии с рекомендациями строит индивидуальный план занятий, подбирает произведения, инструменты. Вместе определяется продолжительность смысловой и акустической нагрузки. первое занятие происходит под контролем врача. затем через определённое ВРЕМЯ ПРОВОДИТЬСЯ ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ.

ЕСЛИ ГОВОРИТЬ О ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ С ОВЗ, НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ, ЧТО ОНИ УСТАЮТ ГОРАЗДО БЫСТРЕЕ, ЧЕМ ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ, ИМ ПРОСТО НЕОБХОДИМА ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ РАЗРЯДКА. В СВЯЗИ С ЭТИМ УМЕСТНО ВСПОМНИТЬ О ПРИНЦИПЕ ИМГООВИЗАВДОННОСТИ, СВОБОДНОГО МУЗЫЦИРОВАНИЯ, Т.Е. ДЕТЯМ НАДО ДАВАТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ВРЕМЯ ОТ ВРЕМЕНИ ПРОСТО «ПОБРЯКАТЬ» ПО СТРУНАМ, КЛАВИШАМ, «ПОСТУЧАТЬ» ПО БАРАБАНУ.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В ДРЕВНОСТИ МУЗЫКУ РАССМАТРИВАЛИ КАК МАГИЮ, МОДЕЛЬ МИРА, КЛЮЧ ПОНИМАНИЯ ДРУГИХ ИСКУССТВ И ПОНИМАНИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ, КАК ВАЖНЕЙШЕЕ СРЕДСТВО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЛЮДЕЙ В РУКАХ БОГОВ И КАК СТИХИЮ, ПРИРОДНУЮ СИЛУ.

ВЗГЛЯДЫ НА МУЗЫКУ БЫЛИ РАЗЛИЧНЫ, ЧТО ПОСЛУЖИЛО ПРИЧИНОЙ ОГРОМНОГО РАЗНООБРАЗИЯ ТЕОРИЙ И КОНЦЕПЦИЙ. НО ГЛАВНЫМ ФАКТОМ ОСТАЁТСЯ ТО, ЧТО УЖЕ В ТЕ ВРЕМЕНА БЫЛО ОТМЕЧЕНО ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ОРГАНИЗМ И ПСИХИКУ.

ПО ПРОШЕСТВИИ МНОГИХ ЁЕКОВ ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ МЫСЛИТЕЛЕЙ ДРЕВНОСТИ ОКАЗАЛИСЬ ДЛЯ НАС БЕСЦЕННЫМИ.

Вопрос  о лечебных и корректирующих свойствах  музыки является на сегодняшний день актуальным. многие современные специалисты, занимающиеся исследованиями в этой области, подчёркивают позитивное влияние музыки на физическое и психическое состояние человека и подтверждают эффективность её использования в реабилитационной и коррекционной работе.

Информация о работе Краткий исторический обзор использования музыки в практике лечения и коррекции развития человека