Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 22:25, реферат
Родился в Житомире в семье интеллигентов: отец Николай Леонтьевич был учителем истории, кроме педагогической работы занимался научной деятельностью в области исторических наук, а как директор разных гимназий, вел общественно-образовательную работу в Житомире, Немирове, Златополе. Иметь хорошо играла на фортепиано и пела.
Введение
Борис Николаевич Лятошинский (* 22 декабря 1894, по новому стилю: 3 января 1895, Житомир - ? 15 апреля 1968, Киев) - украинский композитор, дирижер и педагог, считается одним из основоположников современного направления в украинской музыке. Неоднократный член жюри международных и всесоюзных конкурсов и активный работник в руководящих органах Союза композиторов Украины и в Киевской консерватории, Лятошинский воспитал новую плеяду композиторов таких как И. Шамо, В. Сильвестров, И. Карабиц, Е. Станкович.
Награжден званиями Заслуженного деятеля искусств УССР ( 1945), народного артиста УССР ( 1968), государственными премиями СССР ( 1946, 1952) и СССРим.Т. Г. Шевченко ( 1971)
1. Биография
Родился в Житомире в семье интеллигентов: отец
Николай Леонтьевич был учителем истории, кроме педагогической работы
занимался научной деятельностью в области
исторических наук, а как директор разных
гимназий, вел общественно-образовательную
работу в Житомире, Немирове, Златопол
1.1. Ранние годы
Житомирская гимназия № 2, в которой учился Борис Лятошинский
С ранних лет проявил большую музыкальную одаренность, учился играть на скрипке и фортепиано. В 14 лет написал несколько музыкальных произведений, среди которых - для фортепиано, фортепианный квартет. Первые произведения молодого композитора с успехом выполнялись в Житомире. Посещал житомирскую гимназию, окончил ее в 1913.
В 1913 году Борис Лятошинский переехал в Киева, и поступил на юридический факультет Киевского университета. Время готовился к поступлению в только открытую консерваторию, частно учась музыке у профессора Киевской консерватории Р. Глиэра : после приглашения последнего стал студентом его класса. А уже в 1914 году состоялось знакомство Лятошинского с будущей женой Маргаритой Царевич.
Б. Лятошинский (слева) и Р. Глиэр
Окончил в 1918 юридический факультет Киевского университета, в 1919 году - Киевскую консерваторию в классе композиции Р. Глиэра. С благодарностью вспоминал годы учебы в Р. Глиэра, в его воспоминаниях о Глиэра читаем: "Он требовал только одного: чтобы мы были искренни в своих музыкальных высказываниях, чтобы в них неизменно ощущалась правдивость мысли и чувства, чтобы мы неуклонно повышали свой профессионализм" [ 1]. Творческие связи с Глиэра Лятошинский поддерживал, со временем они переросли в искреннюю человеческую дружбу. Среди произведений консерваторских лет сам композитор выделял как вполне зрелые два: Струнный квартет № 1, ор. 1 и Симфонию № 1, ор. 2.
1.2. 1920-е годы
С 1920 года Б. Лятошинский преподает музыкально-теоретические дисциплины на исполнительских факультетах Киевской консерватории, а с 1922 года - ведет класс композиции. Первыми его выпускниками (1925) были впоследствии известные художники - музыковед И. Ф. Бэлза и композиторы Г. П. Таранов,П. Т. Глушков.
20-е годы стали для
Лятошинского периодом
В тот период композитор обращался преимущественно к камерных жанров. Он написал струнный квартет № 2, Трио для фортепиано, скрипки и виолончели, две сонаты для фортепиано, цикл фортепианных пьес "Отражение" и ряд романсов на стихи Г. Гейне, К. Бальмонта, П. Шелли, И. Бунина, М. Метерлинка и др.. Музыкальные темы некоторых ранних произведений композитор позднее использовал в больших симфонических полотнах (например, музыкальная тема из "отражений" появится в Симфонии № 4).
Вторая половина 20-х годов была не менее интенсивной в творчестве Б. Лятошинского. Композитор написал Струнный квартет № 3, Сонату для скрипки и фортепиано, Балладу для фортепиано, тогда он снова обратился к крупным формам ("Увертюра на четыре украинские народные темы", опера "Золотой обруч" по повести И. Франко "Захар Беркут" ). "Увертюра" для симфонического оркестра отмечена первой премией на республиканском конкурсе вместе с Симфонией № 2 Л. Ревуцкого.
1.3. 1930-е годы
30-е годы - важный этап
в творческой биографии
В это время композитор писал также романсы на стихи А. Пушкина, И. Франко, Л. Первомайского, сделал десять обработок украинских народных песен для голоса с фортепиано, создал две кантаты ("Торжественная кантата" и "Завещание") и оперу "Щорс".
Через драматургические недостатки либретто и искажения некоторых исторических фактов, опера "Щорс" шла на сценах нескольких театров Украины недолго. Новая редакция "Щорса", осуществлена И. Бэлза (под названием "Полководец"), также быстро сошла со сцены. И все же отдельные номера и сцены оперы, в частности заключительная сцена и увертюра, и сегодня выполняются с успехом в концертах и по радио.
Наряду с написанием собственных
произведений Лятошинский редактировал
и оркестровал оперу "Энеида" Н
Творческий труд Лятошинскому все время приходилось сочетать с педагогической и музыкально-общественной работой. Продолжалась его преподавательская деятельность в Киевской консерватории. 1935 года Борису Николаевичу было присвоено звание профессора. В 1935-1938 Лятошинский преподавал параллельно в двух консерваториях - Киевской и Московской, где также занимал должность профессора.
В 1939 году Лятошинского избирают председателем правления Союза композиторов Украины. Эту должность он занимал до начала войны.
Памятник Б. М. Лятошинскому в Житомире
1.4. 1940-е годы
В апреле 1941 года в Киевской филармонии состоялся большой авторский концерт Лятошинского, который прошел с большим успехом. Автор сам продирижировал свою Симфонию № 2, танцы из оперы "Золотой обруч" и сюиту из оперы "Щорс" для хора и оркестра.
С началом войны Лятошинского был эвакуирован в Саратова, где уже находилась Московская консерватория, где он продолжил преподавательскую работу. Тогда же в Саратове организовалась радиостанция "Тарас Шевченко", которая вела свои передачи для партизанского подполья Украине. В них постоянно участвовал Лятошинский вместе со своей женой Маргаритой Царевич.
Композиторский труд Бориса Николаевича военных лет была очень плодотворной. За три года он написал "украинский квинтет", Струнный квартет № 4, Сюиту на украинские народные темы для струнного квартета, Сюиту для квартета деревянных духовых инструментов, Трио № 2, Сюиту и Прелюдии для фортепиано, романсы на стихи М. Рыльского и В. Сосюры, обработал более восьмидесяти украинских народных песен.
Центральным произведением Лятошинского первой половины 40-х роких стал украинский квинтет. За это произведение Б. Лятошинскому была присуждена Государственная премия. В начале 1945-го в связи с 50-летием композитору присвоено звание заслуженного деятеля искусств УССР, он был также награжден медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."
1.5. Послевоенные годы
Летом 1944 года Лятошинский вернулся на Украину и сразу же включился в музыкальную жизнь Киева. С 1944 и до самой смерти (1968) он жил в доме писателей Ролит, где установлена мемориальная доска композитору. Лятошинского назначают художественным руководителем украинской филармонии, он работает музыкальным консультантом в радиокомитета, преподает в Киевской консерватории.
Мемориальная доска Б. Лятошинскому на доме писателейРолит в Киеве
Конец 40-х - 50-е годы стали следующим плодотворным этапом в творческой деятельности Лятошинского. В этот период он написал ряд хоровых и оркестровых произведений, романсов, музыку к кинофильмам. Среди наиболее значительных произведений - Симфония № 3, симфоническая баллада "Гражина", "Поэма воссоединения", поэма "На берегах Вислы", Концерт для фортепиано с оркестром. Весовым вкладом в украинскую хоровую творчество послевоенных лет стали хоры Б. Лятошинского на стихи Т. Шевченко и А. Пушкина.
Среди последних произведений Б.Лятошинского - симфонии № 4 и № 5, "Славянская сюита" и "Лирическая поэма".
Умер 15 апреля 1968 года, похоронен на Байковом кладбище в Киеве (надгробие - бронза; скульптор А. А. Банников, архитектор А. П. Сницарев; установлен в1971 году) [2].
2. Характеристика творчества
2.1. Ранний период
Его первые произведения (в частности, струнный квартет ор. 1, d-moll) обнаруживают значительное влияние композиторов- кучкистив. Этим произведениям свойственна умеренная гармонический язык (четкая аккордовая строение и ладотональных логика), ясный рельефный ритм и выпуклая мелодия.
Дальнейшее период творчества
Б. Лятошниського (ор.5-18) характеризуется
растущей самоуглубленность, порывом
в мир индивидуальных эмоций с
окраской романтического пасеизму. Такие
романсы, как "Проклятое место"
(на слова Ф. Геббеля), "Цветок самоубийцы"
( Г. Гейне), "На кладбище" ( И. Бунина), цикл "Лунные тени", "камыш",
"Подводные растения" ( К. Бальмонта) и другие, написанные около 1921 г., обнаруживают влияния "сучасництва"
с его заостренными средствами музыкального
языка, с тяготением к нервной, напряженной
ритмики, к переносу опорных функций трезвучий на большой септаккорд, нонаккорд
2.2. Зрелый период
Начиная с сонаты для скрипки и фортепиано ор. 19, где вновь отчетливо выступают жизненные коллизии, композитор медленно избавляется мира иллюзорных образов - его мелодика становится непосредственнее, гармония уверенной. Композитора начинает привлекать гигантская борьба за переустройство жизни.
Творческая перестройка композитора особенно ярко проявляется, начиная с увертюры на четыре украинские темы, ор. 20 (1926 г.) для большого оркестра. Здесь прояснения его стиля связано с использованием средств выразительности народной песни. Еще больше это заметно в дальнейших произведениях - в трех пьесах на темы таджикских народных песен для скрипки с фортепиано, ор. 25 и особенно в первой опере композитора "Золотой обруч" по исторической повести И. Франко "Захар Беркут" ( 1929 г.).
От изысканных, рафинированных
романсов через связь с народной
песней композитор пришел к созданию
своей Второй симфонии (1935 г.), в которой
стремление дать героические образы
борьбы, утверждает жизненные идеалы,
становится уже основным. Еще шире,
чем в "Золотом обручи", Лятошинский
использовал украинские народные песни
в опере "Щорс". Время опера
пронизана сквозным оркестровым
развитием, имеет разветвленную
систему лейтмотивов. Особенно выделяется
увертюра, симфоническая картина
боя с V акта и заключительная сцена
с хором. Последний номер обозначен
напряженным оркестровым
Большая музыкальное наследие Б. Н. Лятошинского является золотым фондом украинской музыки. Симфонический оркестр Гостелерадио время ( Национальная радиокомпания Украины), под руководством народного артиста Украины Вадима Гнедаша, был первым интерпретатором произведений Б. Н. Лятошинского. Его симфонии, симфонические поэмы, хоровые, камерные и вокальные произведения записаны в фонд Украинского радио и составляют золотой запас украинского искусства.
3. Педагогическая деятельность
Значительную часть своей
жизни Борис Лятошинский
По воспоминаниям Ф.Аеровои, "к студентам Б.Лятошинский относился очень внимательно, пытался проявить индивидуальность каждого, оценивал его успехи с доброжелательностью и одновременно строгой требовательностью". Студентов подчиняла "... глубокая содержательность и общественная значимость его произведений, огромное мастерство воплощения художественных замыслов, энциклопедические знания, широта интересов, честность в характеристике явлений и наряду с тем - простота и доброжелательность в общении ..." [3].
4. Творчество
Юбилейная монета к 110-летию со дня рождения Б. Лятошинского
Надгробие Бориса Лятошинского на Байковом кладбище в Киеве
Мемориальная доска Борису Лятошинскому в помещении Киевской консерватории.
Оперы :
для хора с оркестром :