Мазепа, хор и сцена из оперы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 22:59, доклад

Описание работы

Чайковский родился 25 апреля 1840 года в поселке Воткинск. Детство его прошло без каких-либо заметных и важных для исследователей событий. В 10 лет его отправили учиться в Петербург, в училище правоведения. Возникшая в ранние годы любовь композитора к музыке подкрепилась здесь посещением концертов, участием в хоре. Он также брал частные уроки игры на рояле.

Файлы: 1 файл

Chaykovsky_Mazepa.doc

— 45.50 Кб (Скачать файл)

Мазепа, хор и сцена из оперы

Чайковский

Информация о композиторе

Чайковский  родился 25 апреля 1840 года в поселке  Воткинск. Детство его прошло без  каких-либо заметных и важных для  исследователей событий. В 10 лет его  отправили учиться в Петербург, в училище правоведения. Возникшая в ранние годы любовь композитора к музыке подкрепилась здесь посещением концертов, участием в хоре. Он также брал частные уроки игры на рояле.

Окончив училище, Чайковский был вынужден поступить  на службу, хотя для него это было тягостно и неинтересно. Не оставляя службы он принялся совершенствовать свои музыкальные навыки, а в 1862 году поступил в петербургскую консерваторию - первую в России - как только она открылась. Окончив ее с серебряной медалью, композитор едет в Москву, чтобы стать профессором московской консерватории (она также совсем недавно открылась).

Начинается  плодотворный московский период. Самые  известные вещи: "Лебединое озеро", "Ромео и Джульетта" , абсолютный хит наших времен, простите за термин, - 1-й фортепианный концерт (кстати у него их три, но мало кто сможет напеть что-нибудь из двух последних). Начата работа над, как окажется впоследствии, первой вершиной творчества - оперой "Евгений Онегин".

Обычно  день у Чайковского был сильно загружен - работа в консерватории требовала много времени, о (он вел три (!) дисциплины - теория, гармония и, конечно, композиция. Его любимым учеником стал Сергей Иванович Танеев, в будущем его ближайший друг. Также Чайковский писал обзоры о московской музыкальной жизни в две газеты - "Современная летопись" и "Русские ведомости".

Слухи, пошедшие о Чайковском, заставили  его жениться совершенно не по любви. Долго он не смог вынести, после страшного  нервного срыва он принимает решение  ехать за границу. Решено – Италия. Петр Ильич уже достаточно известен не только в России, но и в мире. Он будет сам дирижировать своими произведениями, он поедет один и приведет свое психическое здоровье в порядок...

...Итак, Чайковский уезжает за границу,  чтобы во многих странах самому  дирижировать своими произведениями. Среди сочинений в этот период появляются: "Манфред", (программная симфония), пятая симфония, "Итальянское каприччио" для большого симфонического оркестра, много романсов, которые теперь истинно, по-Чайковски глубокие. Вершина оперного творчества Петра Ильича - "Пиковая дама" по одноименному произведению Пушкина. Сочинение было полностью закончено к 1890 году.

В сочинениях этих лет ведущей чертой музыки Чайковского стало контрастное  сопоставления полярных образов - добра  и зла, мрака и света, любви и ненависти или мечты о счастье и гнетущей человека действительности. Композитор как бы специально упрощает заложенную мысль, передает ее очень яркими оркестровыми и инструментальными средствами, чтобы оно произвело на слушателя неизгладимое впечатление, чтобы не прошло мимо слуха, чтобы люди поняли основную концепцию - идею борьбы добра и зла, фатальности происходящего.

Этот  принцип сохранялся на протяжении многих лет, но к концу жизненного пути постепенно происходит трагическое изменение  – добро в музыке перестает побеждать...

Трудны  были последние годы композитора, он не мог назвать их счастливыми. Поселившись  в Клину - в доме, купленном почти  целиком на деньги Надежды Филаретовны  фон Мекк (его мецената, о которой  стоило бы написать не то что отдельный обзор - книгу, настолько много сделала она для композитора) Петр Ильич , долго мечтавший о таком тихом и уютном, своем прибежище, не успокоился. Его психическое здоровье было сильно подорвано - жизнь была далеко не безоблачной.

Из  под пера композитора выходят последние, глубоко трагические сочинения. Шестая симфония - вершина, к которой Чайковский, возможно, шел всю жизнь. Это - абсолютный Чайковский, это - лебединая песнь, исповедь мастера, трагедия его жизни, выраженная в музыке.

...Даже  в самые последние дни жизни композитору не дано было почувствовать счастье – его любимое детище, его последнюю симфонию не поняли слушатели. Еще один страшный удар, который Чайковский не смог перенести. Он умирал долго и мучительно. Глубокой ночью 25 октября 1893 года великого композитора не стало.

Жанр

По  жанру представленное произведение представляет собой сцену из оперы. Для сочинений такого рода характерны расширенная трактовка мелодизма, большое число художественных образов, интегрированных в музыкальную  ткань, связь музыки с драматургией и сюжетной основой, введение сольных партий, а также заметное членение на контрастные части, порой мало связанные между собой. Следует также отметить достаточно большую протяженность произведения во времени по сравнению, скажем, с хоровыми миниатюрами.

Форма и структура

Хор девушек и сцена написаны в  сложной двухчастной форме с  репризой. Каждая из частей делится  на строфы, что вызвано стилизацией  музыкального материала под народную музыку. Опера начинается вступлением  деревянных духовых инструментов в оркестре. Мелодия, которую те исполняют - это стилизация под народную украинскую песню. Лирический характер мелодии, пятидольный размер и неспешный темп (Moderato) позволяют предположить, что это протяжная песня. Мелодическая линия строится на сопоставлении движения восьмыми в начале мотива и четвертей, утверждающих тонику, в его второй половине. Это - типичная для народной музыки структура напева. Постепенное crescendo усиливает звучность от piano до forte, которое сохраняется до конца оркестрового вступления, заканчивающегося в унисон на доминантовом тоне к исходной тональности - си-минор.

После ферматы на паузе вступает женский хор за сценой. Он проводит ту же мелодию, что звучала во вступлении. Текст – "Я завью венок мой  душистый, алой лентой из косы из волнистой" - повествует о традиционном гадании, когда девушки спускают на воду венок и смотрят, у кого он скорее затонет. Лирический характер мелодии приобретает здесь особый смысл, так как он выражает настроение юных крестьянских девушек. В сопровождении вновь звучат деревянные духовые инструменты, создающие гармонический фон для одноголосной мелодии у хора. На хоровых паузах вступает арфа, которая арпеджированными аккордами создает эффект гитарных или гуслевых переборов. С более яркой динамикой звучит следующее проведение темы - "Завяжу я тот венок мой душистый". Чайковский создает эффект приближения челнов к берегу, где происходит основное действие. После короткого оркестрового проигрыша девушки исполняют второе предложение этой части – "я вплету в него цветочек махровый, его любит мой милой хлопец чернобровый". Мелодия и сопровождение здесь строятся аналогичной первой строфе. Еще один проигрыш отделяет третью строфу – "В воду я пущу венок мой пушистый, унесет его волной серебристой". В этой строфе аккомпанемент приобретает иные смысловые оттенки – если раньше во время хоровых пауз звучали арпеджированные аккорды у арфы, то теперь им на смену пришли легкие пиццикатные аккордовые фигурации шестнадцатыми, имитирующие отблески света на поверхности воды.

Фермата отделяет первую часть от среднего раздела. Девушки приветствуют свою подружку Марию, которая вышла из дома и спустилась к берегу. Музыка приобретает новый характер: скерцозный, шутливый, но в то же время сохраняющий свою изначальную лиричность. Это выражается в изменении темпа (Allegro moderato), в появлении мелких длительностей в аккомпанементе на фоне pizzicato низких струнных инструментов. Изменяется и мелодия, звучащая в хоре: она приобретает ярко выраженные речевые черты шутливой попевки, на что указывают нисходящие скачки в начале этой строфы и изломанность мелодии в целом. Эта строфа исполняется уже трехголосным хором, и фактура здесь имеет не столько мелодическую, сколько гармоническую структуру. Слова в этой строфе соответствуют вышесказанному: "Здравствуй, Мария, здравствуй, красотка, мы за тобой плывем, зоренька ясная". Мария отвечает своим подружкам: "Здравствуйте, девушки. милые подруженьки!". Музыка Марии отличается очень широкой напевностью и глубиной; ее мелодическая линия изобилует скачками с последующими опеваниями, а гармония в партии сопровождения приобретает романтические черты, доселе отсутствовавшие (это и альтерированные аккорды, и септаккорды, и ряд отклонений, приводящих в итоге к тональности ля-мажор). Мария отказывается гадать вместе с девушками, так как в ее дом пожаловал гетман. Темп снова ускоряется, меняется размер (3/4) - отказом девушки шутливо переговариваются между собой: "Ну, знать, делать нечего, коли гость пожаловал, без тебя придется нам на венки гадать". Шутливый характер этого эпизода помимо темповых и оркестровых средств подчеркивается канонической имитацией (перекличкой) между хоровыми партиями, а также секвенционым движением музыки (каждый новый мотив начинается на тон выше предыдущего). Эта строфа заканчивается общехоровым "поплывемте, девушки, поплывем, подруженьки, песни запоем!". В оркестре появляются басовые триоли, символизирующие покачивание челнов на поверхности воды. Этот фрагмент звучит в тональности до-диез мажор и завершается плагальным закреплением этого лада, звучащим сначала у хора ("песни запоем"), а потом и в оркестре (заключительный отыгрыш).

Еще одна фермата отделяет среднюю  часть от репризы. Звучит основная тема "Я завью, завью венок мой  душистый", но оркестровое сопровождение  звучит иначе, чем в первой части: появляются триоли, которые обогащают музыкальную ткань, делают ее динамичнее и прозрачнее за счет высокой тесситуры оркестровых инструментов. Динамика постепенно снижается – лодки исчезают вдали, песня растворяется. На pp звучит заключительный отыгрыш оркестра: его исполняют деревянные духовые и струнные, которые своими теплыми тембрами мягко ставят точку в этой сцене, поочередно проводят основную тему в разных октавах.

Мелодия

Основная тема, использованная композитором в этом сочинении, строится на попевке, интонационно родственно лирической народной музыке. В целом мелодия не претерпевает значительных изменений на протяжении всего сочинения – тем самым автор подчеркивает ее значение для формирования светлого образа гадающих девушек во вступлении оперы.

Метроритм

Метроритмически эта сцена не должна предоставлять особых трудностей для  исполнителей – несмотря на смешанный  размер (5/4, 4/4, 3/4), который характеризует  народное содержание и стилизацию сочинения. Ритмически хор соотносится с  оркестром таким образом, что сопровождение оказывает поддержку хоровым партиям в исполнении их материала. Определенной сложностью, тем не менее, могут стать имитационные каноны в средней части, которые при необходимости следует тщательно отработать.

Ладотональный план

Основная тональность - си-минор. Особенности  жанра подразумевают, что в процессе исполнения будет происходит ряд  тональных изменений, что отмечается и в данном случае. В этой сцене  встречаются отклонения и модуляции  в такие тональности, как ля-мажор, ре-мажор, фа#-мажор, до#-мажор, а также ряд мене значимых отклонений. Аккордовая структура и гармонический язык композитора очень выразительны и богаты, за счет чего Чайковский добивается особой красочности музыкальной ткани.

Фактура

Фактура этой сцены - гомофонно-гармоническая с элементами полифонии. Голоса в такой фактуре либо четко связаны между собой, либо приобретают известную самостоятельность в рамках формы и структурной единицы.

Тип и вид хора

Произведение  исполняется однородным женским  хором с сопровождением в составе:

Сопрано – 2 группы 
Альт – 2 группы

Женский хор выбран композитором из соображений  оперной драматургии.

Диапазоны хоровых партий

Сопрано: си малой октавы – соль 2 октавы 
Альт: соль малой октавы – ре 2 октавы

Тесситурные условия партий. Анализ динамического диапазона.

Хоровые партии в данном сочинении находятся  в относительно удобных тесситурных  условиях. Динамика в этой сцене  изменяется от pp до ff, что характерно для такой музыки в целом и  подчеркивает широту образного наполнения. Звукообразование при исполнении этого произведения должно строиться на мягкой атаке.

Дикция

Характерные особенности оперной музыки подразумевают  особую роль дикции и слова при  ее исполнении. Поэтому несомненной  трудностью данного сочинения является дикция – требование к одновременному, синхронному извлечению согласных звуков должно соблюдаться неукоснительно всеми артистами хора. Дирижеру рекомендуется провести доскональный анализ литературного текста с тем, чтобы выявить наиболее сложные и потенциально опасные места с точки зрения дикции.

Темп

Произведение  исполняется в темпе Moderato c отклонениями в Allegro moderato и Allegro. Корректный темп должен поддерживаться на протяжении всего  сочинения, так как он задает музыке движение и устремленность, заданные в литературном тексте и особенностях драматургии каждого конкретного эпизода.

Трудности

При разучивании этого произведения необходимо обратить внимание на такие  моменты, как интонация (в особенности  это касается тех мест, где происходят отклонения и модуляции); на динамику (контрастная динамика требует особого внимания) и на дикцию.


Информация о работе Мазепа, хор и сцена из оперы