МИХАИЛ
ИВАНОВИЧ ГЛИНКА
1804 —1857
- Михаил Иванович Глинка — русский композитор, родоначальник
русской классической музыки. Автор опер «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила», которые положили начало
двум направлениям русской оперы — народной музыкальной драме, опере-сказке и опере-былине. Симфонические сочинения:
«Камаринская», «Испанские увертюры» «Арагонская хота» и «Ночь в Мадриде», заложили основы русского симфонизма.
Классик русского романса. «Патриотическая песня» Глинки стала музыкальной основой государственного гимна Российской Федерации.
Михаил Иванович
Глинка родился в селе Новоспасское
Смоленской губернии, в семье смоленских помещиков.
Начальное образование получил дома. Слушая пение крепостных
крестьян и звоны колоколов местной
церкви, рано проявил тягу к музыке. Миша
увлекался игрой оркестра крепостных
музыкантов в имении дяди, Афанасия
Андреевича Глинки. Музыкальные занятия
, игра на скрипке и фортепиано ,
начались довольно поздно и носили любительский
характер. Однако музыка оказывала на
Глинку столь сильное влияние, что однажды
на замечание о рассеянности он заметил:
«Что же делать?... Музыка — душа моя!».
В 1818 Михаил Иванович
поступил в Петербурге в Благородный пансион
при Главном Педагогическом институте,
где учился вместе с младшим братом Александра
Пушкина — Львом, тогда же познакомился
и с самим поэтом, который «хаживал
к нам в пансион к брату своему». Гувернером
Глинки был русский поэт и декабрист Вильгельм
Карлович Кюхельбекер, преподававший
в пансионе русскую словесность. Параллельно
с учебой Глинка брал уроки игры на фортепиано
у английского композитора Джона Филда.
Закончил пансион в 1822 году вторым учеником.
В день выпуска с успехом сыграл публично
фортепианный концерт Иоганна Непомука
Гуммеля.
- После окончания пансиона Михаил
Глинка не сразу поступил на службу. В
1823 году он поехал лечиться на Кавказские
минеральные воды, затем отправился в
Новоспасское, где иногда «сам управлял
оркестром дяди, играя на скрипке», тогда
же начал сочинять оркестровую музыку.
В 1824 был зачислен на службу помощником
секретаря Главного управления путей сообщения. Основное
место в его творчестве занимали
романсы. Среди сочинений той поры «Бедный
певец», «Не пой, красавица, при мне». Один из лучших романсов раннего
периода — элегия«Не искушай меня без нужды». В 1829
Глинка и Н. Павлищев издали «Лирический
альбом», где среди сочинений разных авторов
были и пьесы Глинки.
- Весной 1830 года Михаил Иванович
Глинка отправился в длительное заграничное путешествие, целью
которого было знакомство с западноевропейским искусством.
Проведя несколько месяцев в Ахене, он прибыл в Милан, где занимался
композицией и вокалом, посещал театры,
совершал поездки в другие итальянские города. В Италии композитор познакомился с композиторами Винченцо Беллини,Феликсом Мендельсоном и Гектором Берлиозом. Среди композиторских работ тех лет выделяется
романс «Венецианская ночь». Зиму и весну 1834 М. Глинка
провел в Берлине, посвятив себя серьезным
занятиям теорией музыки и композицией
под руководством известного ученого Зигфрида Дена. Тогда же у него зародилась мысль о создании национальной русской оперы.
- Возвратившись
в Россию, Михаил Глинка поселился в Петербурге.
Посещая вечера у поэта Василия Андреевича
Жуковского, он познакомился с Гоголем, Вяземским, Одоевским и др.
Композитор увлекся идеей, поданной Жуковским,
написать оперу на сюжет об Иване
Сусанине, о ком он узнал еще в юности,
прочитав «Думу» поэта и декабриста Рылеева. Премьера сочинения,
названного по настоянию дирекции театров
«Жизнь за царя», 27 января 1836 стала
днем рождения русской героико-патриотической
оперы. Спектакль прошел с большим
успехом, на нем присутствовала царская
семья, а в зале среди многих друзей Глинки
был и Пушкин. Вскоре после премьеры Глинка
был назначен руководителем Придворной певческой
капеллы.
- В 1835
году М.И. Глинка женился на своей дальней
родственнице Марье Петровне Ивановой. Брак оказался
крайне не удачным и омрачил жизнь композитора
на многие годы. Весну и лето 1838 Глинка провел на Украине,
отбирая певчих для капеллы.
- По возвращении в Петербург Глинка часто
посещал дом братьев Платона и Нестора
Васильевичей Кукольников, где собирался
кружок, состоявший большей частью из
людей искусства. Там бывали живописец-маринист Айвазовский и живописец и рисовальщик Брюллов, оставивший много замечательных
карикатур на членов кружка, в том числе
и на Глинку. На стихи Н. Кукольника Глинкой
был написан цикл романсов «Прощание с
Петербургом» (1840). Впоследствии он переселился
в дом братьев из-за невыносимой домашней
атмосферы.
- Весной
1844 М.И. Глинка отправился в новое заграничное
путешествие. Пробыв несколько дней в
Берлине, он остановился в Париже, где
встретился с Гектором Берлиозом, который
включил в свою концертную программу несколько
сочинений Глинки. Выпавший на их долю
успех натолкнул композитора на мысль
дать в Париже благотворительный концерт
из собственных произведений, что и было
осуществлено 10 апреля 1845. Концерт
был высоко оценен прессой.
- В мае 1845 Глинка отправился в Испанию,
где пробыл до середины 1847 года. Испанские
впечатления легли в основу двух блестящих
оркестровых пьес: «Арагонской хоты» и «Воспоминаний
о летней ночи в Мадриде». В 1848 композитор провел несколько
месяцев в Варшаве, где была написана «Камаринская»
— сочинение, о котором русский композитор Петр
Ильич Чайковский заметил, что в ней,
«как дуб в желуде, заключена вся русская
симфоническая музыка».
- Зиму 1851-1852 Глинка провел в Петербурге,
где сблизился с группой молодых деятелей
культуры, а в 1855 произошло его знакомство
с Милием Алексеевичем Балакиревым, ставшим позже главой «Новой русской школы» (или «Могучей кучки»), творчески развившей традиции, заложенные Глинкой.
- В 1852 году композитор вновь уехал
на несколько месяцев в Париж, с 1856 жил
в Берлине до своей смерти.
СПАСИБО
ЗА ВНИМАНИЕ