М.Парцхаладзе хоры для женских голосов без сопровождения "Море спит"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 19:00, творческая работа

Описание работы

Парцхаладзе Мераб Алексеевич – родился 15 декабря 1924, в городе Тифлис. Был советским композитором, народным артистом РСФСР (1986), а так же заслуженным деятелем искусств Грузинской ССР (1967). Участник Великой Отечественной войны.
Мераб был сыном композитора Алексея Алексеевича Парцхаладзе (1897—1972), это во многом предопределило его судьбу. В 1947—1950 учился в Тбилисской консерватори по классу композиции С. В. Бархударяна. В 1953 окончил Московскую консерваторию по классу композиции С. С. Богатырева, в 1957 — здесь же аспирантуру. В 1953—1957 преподаватель Московского хорового училища. В 1957—1974 заведующий редакцией издательства "Музыка" ("Советский композитор").

Содержание работы

Общий историко-стилистический анализ.
Музыкально-теоретический анализ.
Вокально-хоровой анализ.
Исполнительский анализ.
Литература.

Файлы: 1 файл

аннотация Море спит.doc

— 64.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего  профессионального  образования

«Иркутский государственный  педагогический университет»

Факультет музыкального и художественного образования

Кафедра пения

 

 

 

Специальность: 050601 (030700)

Музыкальное образование

Квалификация: Учитель музыки

Форма обучения: Очная

 

 

 

 

Пузакова Анастасия  Алексеевна

 

 

 

 

М. ПАРЦХАЛАДЗЕ  ХОРЫ ДЛЯ ЖЕНСКИХ ГОЛОСОВ БЕЗ  СПРОВОЖДЕНИЯ «МОРЕ СПИТ»

 

 

 

 

Аннотация на произведение

По дисциплине «Дирижирование Хором»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель:

                           Седлецкая Л. 

 

 

 

 

 

Иркутск 2012

Содержание:

 

  1. Общий историко-стилистический анализ.
  2. Музыкально-теоретический анализ.
  3. Вокально-хоровой анализ.
  4. Исполнительский анализ.
  5. Литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общий историко-стилистический анализ.

 

  1. Общие сведения о произведении.

 

Название – «Море спит»  соч. 19, №20

 

  1. Общие сведения об авторах произведения.

 

Музыка – М. Парцхаладзе.

Слова – Л Кондрашенко.

 

Парцхаладзе Мераб Алексеевич – родился 15 декабря 1924, в городе Тифлис. Был советским композитором, народным артистом РСФСР (1986), а так же заслуженным деятелем искусств Грузинской ССР (1967). Участник Великой Отечественной войны.

 Мераб был сыном  композитора Алексея Алексеевича Парцхаладзе (1897—1972), это во многом предопределило его судьбу. В 1947—1950 учился в Тбилисской консерватори по классу композиции С. В. Бархударяна. В 1953 окончил Московскую консерваторию по классу композиции С. С. Богатырева, в 1957 — здесь же аспирантуру. В 1953—1957 преподаватель Московского хорового училища. В 1957—1974 заведующий редакцией издательства "Музыка" ("Советский композитор").

Значительное место в  творчестве Мераба Парцхаладзе занимает музыка для детей (муз. сказки, хоры a capella, песни, инструментальные пьесы). В хоровых произведениях часто использует жанр хоровой миниатюры например: «Море спит», «Горы», «»Озеро», «Яблонька», «Туман» и т. д.. Среди других произведений: симфоническая поэма «Нестан» (по поэме «Витязь в тигровой шкуре» Ш. Руставели, 1954), оркестровые сюиты «Лесные картины» (1978), «Таёжными тропами» (1986), «Прощание с Дерсу» (1987); концерт для фортепиано с оркестром (1953); струнный квартет (1951), соната для скрипки и фортепианоно; Пандурули № 1 и № 2 (для фортепиано); музыка к спектаклям драмтеатра, к кинофильмам.

Скончался 14 февраля 2008 года.

 

Автор текста Л. Кондрашенко  написал замечательные четверостишия:

Оно металось до утра,

Ревело и кричало,

Оно швыряло катера

И корабли качало.

Оно срывала якоря,

Дрожащие от гула,

 

А на заре, как все моря,

Притихло и уснуло.

Смотри спокойное лежит  оно,

Ни с кем не споря.

Устало море. Море спит.

Не разбудите море.

В нём он использует перекрёстную рифму – абаб. Стихотворный размер трёхстопный - дактиль.

Музыка и литературно-поэтический текст тесно взаимосвязаны. В первой части композитор очень точно передаёт настроение моря, оно взволнованно, штормит. Очень похоже на человеческое раздражение и злость. Таким образом авторы текста и музыки как бы очеловечивают море и предаю произведению особенное настроение. Во второй части море успокаивается, засыпает. И композитор подчёркивает это переходом из минорной тональности в мажорную. Эта часть передаёт спокойствие, уравновешенность. Это стихотворение небольшой формы и следовательно произведение написано в жанре хоровой миниатюры.

 

Музыкально теоретический  анализ

  1. Жанр хорового произведения

 

Хоровая миниатюра.

 

  1. Динамика. Фразировка.

В первой части музыкальная  фраза зависит от поэтического текста. Динамическая и смысловая кульминация в этой части будет на словах: «Дрожащие от гула». Динамическое развитие быстрое от mp до ff.  Во второй идёт распределение литературной фразы на музыкальные подголоски к основной теме фразы. Динамическая и смысловая кульминация в этой части не совпадают. Динамическая кульминация будет на словах: «Сотри спокойное лежит оно, ни с кем не споря». А смысловая: «Устало Море. Море спит.». Распределяются они соответственно. Динамическое развитие медленное от mp до mf.

Карто-схема динамического  плана

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Темп.

Первая часть звучит в темпе allegretto mosso (скорее чем allegretto) с пометкой agitato (взволонованно), что  полностью соответствует настроению передаваемого литературным текстом и музыкой. Создаёт образ шторма, быстро накатывающих волн. Перед окончанием меняется на piu allargando (более расширяя).

Во второй части тем  меняется на pacatamente (тихо) с пометкой meno mosso (менее подвижно). Создаёт образ спокойствия, чистой, спокойной водной глади.

Карто-схема темпового  плана

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Гармонический анализ.

Основная тональность  первой части соль минор, для создания не дружелюбной обстановки в произведении. Во второй соль мажор, что бы передать состояние тихой водной глади, дружелюбной.

 

Первая часть:

 

T – IV6 – S6 – D6 – T – IV6 – S6 – D – T – S – SII7 – D – IV6 – SII6 – T – S – T – T6 – D65 – T – D65 – IV6 – S6 – D – T – IV6 – S6 – D – T

 

Вторая, есть отклонения от основной тональности ми мажор и ля мажор:

 

T – S – T – D7 – T –  D – S – D7 – D – T2 – T – T6 – T – T6 – T – D – T – T – T – S6 – T – S – S6 – D7 – T – D – T – D7 – T – D – T

 

 

Вокально-хоровой  анализ.

  1. Тип хора

 

Женский или детский.

 

  1.  Вид хора

 

Двухголосный

 

  1. Диапазоны партий хора.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Тесситура.

 

Удобная, поскольку все  партии находятся в зоне рабочего диапазона голоса.

 

  1. Хоровой ансамбль.

 

В первой части используется – 

Динамический необходим для уравновешивания, по силе голосов, внутри партии и согласованности громкости звучания  хоровых партий в общем ансамбле,

Ритмический для умения петь вместе, ритмически чётко, гибко изменять темп, владеть чувством темпа, искусно пользоваться агогикой, вместе брать дыхание, вступать и прекращать петь, чётко выявлять метрическую структуру произведения.

Тембровый ансамбль в нём  наиболее важным является внимательное отношение певцов к общему звучанию соответствующей партии хора, к той окраске тона, которая наиболее полно отвечает данной художественно-исполнительской задаче

Во второй – 

Унисонный предусматривает слияние голосов по высоте, по метроритму, тембру, темпу, динамике, вокальным приёмам и дикции. При этом главное внимание уделяется воспитанию у хористов умения слушать и слышать друг друга, умения подстраивать и уравновешивать свои голоса в звучании своей партии,

Ритмический,

Гармонический необходим  при исполнении данного произведения, имеющего гармонический и гомофонно-гармонический склад. Соответственно возникает некоторая градация динамических соотношений: в произведениях с гармонической фактурой – полное равновесие, в произведениях гомофонно-гармонического склада – с некоторым усилением мелодического голоса,

Тембровый ансамбль.

 

  1. Характер звукоизвлечения.

 

В первой части звук яркий, звонкий. Атака звука – смешенная (твёрдая, мягкая)

Во второй – светлый, лёгкий, мягкий. Атака звука – мягкая.

 

Данное вокальное произведение исполняется с чётким произношением текста и интонированием мелодии. Дикция у исполнителей должна быть понятная. Литературно-поэтический текст для исполнения довольно лёгкий. За счёт точного интонирования и отсутствия ошибок произношения необходимо передать настроение моря, сначала бушующего, потом засыпающего.

Дыхание распределяется строго по фразам.

В первой части используется штрих non legato, а во второй legato.

 

Исполнительский анализ.

Данное произведение написано в сложном размере 6/8 который дирижируется по двухдольной схеме с пульсацией в каждой доле на 3/8.

В первой части, в соответствии с динамическими отклонениями, происходит постепенное увеличение амплитуды от начала фразы к её началу. Основной штрих staccato. Необходимо следить за завершение всех окончаний во фразах.

Во второй части движение рук плавное. Основной штрих legato. Увеличение амплитуды движений происходит только в середине части, на кульминационной фразе. Необходимо следить за чётким вступлением каждого голоса в хоре.

Необходимо чётко, во время давать ауфтакты и снятия звучания. Самый трудный момент происходит на словах «Дрожащие от гула», ауфтакт даётся после ферматы на вторую долю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. http://www.kino-teatr.ru/kino/composer/sov/43405/bio/
  2. Бардина Н. А. Учебное пособие по специальности «музыкальное образование» по дисциплинам «Хороведение», «Хоровой класс», «Дирижирование», «Курсовые работы». – Краснодар: Эоловы струны, 2002.

Информация о работе М.Парцхаладзе хоры для женских голосов без сопровождения "Море спит"