Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 19:00, творческая работа
Парцхаладзе Мераб Алексеевич – родился 15 декабря 1924, в городе Тифлис. Был советским композитором, народным артистом РСФСР (1986), а так же заслуженным деятелем искусств Грузинской ССР (1967). Участник Великой Отечественной войны.
Мераб был сыном композитора Алексея Алексеевича Парцхаладзе (1897—1972), это во многом предопределило его судьбу. В 1947—1950 учился в Тбилисской консерватори по классу композиции С. В. Бархударяна. В 1953 окончил Московскую консерваторию по классу композиции С. С. Богатырева, в 1957 — здесь же аспирантуру. В 1953—1957 преподаватель Московского хорового училища. В 1957—1974 заведующий редакцией издательства "Музыка" ("Советский композитор").
Общий историко-стилистический анализ.
Музыкально-теоретический анализ.
Вокально-хоровой анализ.
Исполнительский анализ.
Литература.
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Иркутский государственный педагогический университет»
Факультет музыкального и художественного образования
Кафедра пения
Специальность: 050601 (030700)
Музыкальное образование
Квалификация: Учитель музыки
Форма обучения: Очная
Пузакова Анастасия Алексеевна
М. ПАРЦХАЛАДЗЕ ХОРЫ ДЛЯ ЖЕНСКИХ ГОЛОСОВ БЕЗ СПРОВОЖДЕНИЯ «МОРЕ СПИТ»
Аннотация на произведение
По дисциплине «Дирижирование Хором»
Руководитель:
Седлецкая Л.
Иркутск 2012
Содержание:
Общий историко-стилистический анализ.
Название – «Море спит» соч. 19, №20
Музыка – М. Парцхаладзе.
Слова – Л Кондрашенко.
Парцхаладзе Мераб Алексеевич – родился 15 декабря 1924, в городе Тифлис. Был советским композитором, народным артистом РСФСР (1986), а так же заслуженным деятелем искусств Грузинской ССР (1967). Участник Великой Отечественной войны.
Мераб был сыном
композитора Алексея
Значительное место в творчестве Мераба Парцхаладзе занимает музыка для детей (муз. сказки, хоры a capella, песни, инструментальные пьесы). В хоровых произведениях часто использует жанр хоровой миниатюры например: «Море спит», «Горы», «»Озеро», «Яблонька», «Туман» и т. д.. Среди других произведений: симфоническая поэма «Нестан» (по поэме «Витязь в тигровой шкуре» Ш. Руставели, 1954), оркестровые сюиты «Лесные картины» (1978), «Таёжными тропами» (1986), «Прощание с Дерсу» (1987); концерт для фортепиано с оркестром (1953); струнный квартет (1951), соната для скрипки и фортепианоно; Пандурули № 1 и № 2 (для фортепиано); музыка к спектаклям драмтеатра, к кинофильмам.
Скончался 14 февраля 2008 года.
Автор текста Л. Кондрашенко
написал замечательные
Оно металось до утра,
Ревело и кричало,
Оно швыряло катера
И корабли качало.
Оно срывала якоря,
Дрожащие от гула,
А на заре, как все моря,
Притихло и уснуло.
Смотри спокойное лежит оно,
Ни с кем не споря.
Устало море. Море спит.
Не разбудите море.
В нём он использует перекрёстную рифму – абаб. Стихотворный размер трёхстопный - дактиль.
Музыка и литературно-поэтическ
Музыкально теоретический анализ
Хоровая миниатюра.
В первой части музыкальная фраза зависит от поэтического текста. Динамическая и смысловая кульминация в этой части будет на словах: «Дрожащие от гула». Динамическое развитие быстрое от mp до ff. Во второй идёт распределение литературной фразы на музыкальные подголоски к основной теме фразы. Динамическая и смысловая кульминация в этой части не совпадают. Динамическая кульминация будет на словах: «Сотри спокойное лежит оно, ни с кем не споря». А смысловая: «Устало Море. Море спит.». Распределяются они соответственно. Динамическое развитие медленное от mp до mf.
Карто-схема динамического плана
Первая часть звучит в темпе allegretto mosso (скорее чем allegretto) с пометкой agitato (взволонованно), что полностью соответствует настроению передаваемого литературным текстом и музыкой. Создаёт образ шторма, быстро накатывающих волн. Перед окончанием меняется на piu allargando (более расширяя).
Во второй части тем меняется на pacatamente (тихо) с пометкой meno mosso (менее подвижно). Создаёт образ спокойствия, чистой, спокойной водной глади.
Карто-схема темпового плана
Основная тональность первой части соль минор, для создания не дружелюбной обстановки в произведении. Во второй соль мажор, что бы передать состояние тихой водной глади, дружелюбной.
Первая часть:
T – IV6 – S6 – D6 – T – IV6 – S6 – D – T – S – SII7 – D – IV6 – SII6 – T – S – T – T6 – D65 – T – D65 – IV6 – S6 – D – T – IV6 – S6 – D – T
Вторая, есть отклонения от основной тональности ми мажор и ля мажор:
T – S – T – D7 – T – D – S – D7 – D – T2 – T – T6 – T – T6 – T – D – T – T – T – S6 – T – S – S6 – D7 – T – D – T – D7 – T – D – T
Вокально-хоровой анализ.
Женский или детский.
Двухголосный
Удобная, поскольку все партии находятся в зоне рабочего диапазона голоса.
В первой части используется –
Динамический необходим для уравновешивания, по силе голосов, внутри партии и согласованности громкости звучания хоровых партий в общем ансамбле,
Ритмический для умения петь вместе, ритмически чётко, гибко изменять темп, владеть чувством темпа, искусно пользоваться агогикой, вместе брать дыхание, вступать и прекращать петь, чётко выявлять метрическую структуру произведения.
Тембровый ансамбль в нём наиболее важным является внимательное отношение певцов к общему звучанию соответствующей партии хора, к той окраске тона, которая наиболее полно отвечает данной художественно-исполнительской задаче
Во второй –
Унисонный предусматривает слияние голосов по высоте, по метроритму, тембру, темпу, динамике, вокальным приёмам и дикции. При этом главное внимание уделяется воспитанию у хористов умения слушать и слышать друг друга, умения подстраивать и уравновешивать свои голоса в звучании своей партии,
Ритмический,
Гармонический необходим при исполнении данного произведения, имеющего гармонический и гомофонно-гармонический склад. Соответственно возникает некоторая градация динамических соотношений: в произведениях с гармонической фактурой – полное равновесие, в произведениях гомофонно-гармонического склада – с некоторым усилением мелодического голоса,
Тембровый ансамбль.
В первой части звук яркий, звонкий. Атака звука – смешенная (твёрдая, мягкая)
Во второй – светлый, лёгкий, мягкий. Атака звука – мягкая.
Данное вокальное произведение исполняется с чётким произношением текста и интонированием мелодии. Дикция у исполнителей должна быть понятная. Литературно-поэтический текст для исполнения довольно лёгкий. За счёт точного интонирования и отсутствия ошибок произношения необходимо передать настроение моря, сначала бушующего, потом засыпающего.
Дыхание распределяется строго по фразам.
В первой части используется штрих non legato, а во второй legato.
Исполнительский анализ.
Данное произведение написано в сложном размере 6/8 который дирижируется по двухдольной схеме с пульсацией в каждой доле на 3/8.
В первой части, в соответствии с динамическими отклонениями, происходит постепенное увеличение амплитуды от начала фразы к её началу. Основной штрих staccato. Необходимо следить за завершение всех окончаний во фразах.
Во второй части движение рук плавное. Основной штрих legato. Увеличение амплитуды движений происходит только в середине части, на кульминационной фразе. Необходимо следить за чётким вступлением каждого голоса в хоре.
Необходимо чётко, во время давать ауфтакты и снятия звучания. Самый трудный момент происходит на словах «Дрожащие от гула», ауфтакт даётся после ферматы на вторую долю.
Список использованной литературы:
Информация о работе М.Парцхаладзе хоры для женских голосов без сопровождения "Море спит"