Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 07:00, творческая работа
Термин «музицирование» имеет несколько значений. В нашем случае это предмет, развивающий творческие навыки учащихся. Даже у самых средних по музыкальным данным детей вспыхивает творческая искорка, озаряя живым огнем искусства их скромную малоприметную индивидуальность. Нужно искать различные пути для приобщения детей к музыкальному творчеству. При этом необходимо исходить из интересов и возможностей каждого ученика, поэтому формы проведения урока могут быть крайне разнообразными.
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Красночикойская детская школа искусств
Методическая работа
«Музицирование на уроках фортепиано».
Выполнила:
Васильева Л.Г.
преподаватель фортепиано
Красночикойской ДШИ
2010г.
Педагоги, работающие в системе детского музыкального образования в большинстве своем не получили специальной подготовки для занятий с детьми творческим музицирование.
Организовать работу в этом направлении и восполнить образовавшийся пробел в традиционной системе детского музыкального воспитания - основная цель школы.
Общее музыкальное образование стремится получить основная масса детей, а профессиональное - продолжит лишь небольшая часть учащихся. Поэтому на протяжении всего курса обучения в музыкальной школе целесообразно один раз в неделю проводить урок музицирования.
Термин «музицирование» имеет несколько значений. В нашем случае это предмет, развивающий творческие навыки учащихся. Даже у самых средних по музыкальным данным детей вспыхивает творческая искорка, озаряя живым огнем искусства их скромную малоприметную индивидуальность. Нужно искать различные пути для приобщения детей к музыкальному творчеству. При этом необходимо исходить из интересов и возможностей каждого ученика, поэтому формы проведения урока могут быть крайне разнообразными.
Урок музицирования включает в себя:
Чтение с листа - один из основных и важных разделов в работе. Здесь исполнитель стремится, прежде всего, охватить сочинение в целом. Поэтому обращается внимание на самое существенное. Некоторые же детали -второстепенные голоса, менее значительные звуки в аккордах, тонкие оттенки могут оставаться в не поля зрения. При чтении с листа надо стремиться сыграть произведение без остановок, в темпе, приближенному к настоящему.
Для воспитания навыков чтения с листа важно приучать предварительно, просматривать новый текст глазами. Надо осознать размер и ладотональность (для лучшего закрепления ее в памяти можно предложить сыграть соответствующую гамму). Необходимо мысленно прослушать пьесу. Это поможет яснее представить характер сочинения и будет способствовать развитию внутреннего слуха. Когда после такого предварительного ознакомления с пьесой ученик начинает ее исполнять на фортепиано, надо посоветовать ему охватывать, возможно, больший отрезок нотного текста. Умение «смотреть вперед» (и слышать!) особенно важно при чтении с листа. Ученику нелегко распределять внимание на несколько объектов, надо сосредоточиться и на звуковысотной, и на ритмической стороне, и на фразировке, и на характере звучности, и на аппликатуре. Важно воспитывать комплексное восприятие теста.
Читать с листа рекомендуется с подготовительного по 7-ой класс. После того как ученик освоит нотную грамоту, можно начинать чтения с листа. Вначале это будут маленькие песенки или пьесы, где мелодия строится на одном или двух соседних звуках. Читаемые с листа музыкальные произведения постепенно усложняются. Пьесы для чтения с листа должны быть значительно легче (на два-три класса) изучаемых учащимися по специальности.
С 1-2 класса каждому ученику желательно подобрать сборник легких пьес для домашнего чтения с листа и приносить на каждый урок «музицирования» по 2-3 произведения.
Когда ребенок начнет овладевать извлечением отдельных звуков, полученный навык надо применить для подбора разученных по слуху песенок. Для детей с неразвитым слухом эта задача будет нелегкой. Чтобы ее облегчить, полезно приучать ребенка пропевать искомый звук и вслушиваться - лежит ли он «ниже» или «выше» исходного. На первых порах в особо трудных местах педагог может помочь ученику найти нужные звуки на фортепиано. Каковы бы ни были затруднения при подборе, отказываться от него нецелесообразно, так как оно является отличным средством для развития внутреннего слуха и свободы ориентировки на клавиатуре.
Подобранные песенки полезно подбирать от других нот. Это и будет первым опытом транспонирования. Навыки транспонирования развиваются двумя способами:
1 -по слуху
2- по нотам
Транспонирование по слуху надо начинать с очень простых мелодий, строящихся на одном звуке, потом на 2-х соседних. Далее подбирать мелодии в объеме терции, кварты и т.д. Здесь необходима максимальная активизация слуха.
Транспонирование по нотам невозможно без глубокого знания тональности и устойчивых ступеней в них. Вначале ученик транспонирует только мелодии без аккомпанемента. Постепенно можно вводить легкий аккомпанемент, состоящий из отдельных звуков на устойчивых ступенях, затем из квинт, а потом из аккордов. После знакомства с гаммой До-мажор полезно подбирать одной рукой гаммы от белых и черных клавиш в пределах октавы. Называть новую тональность и знаки в ней, не упуская из вида аппликатурные особенности. Кроме гамм можно проучивать в транспорте все интервалы от белых и черных клавиш в пределах октавы. Полезно поиграть этюды в разных тональностях.
При регулярных занятиях транспонированием ученики научатся свободно ориентироваться в тональностях и быстрее подбирать мелодии и аккомпанемент.
Работу по подбору аккомпанемента надо начинать с легкого сопровождения, состоящего из отдельных звуков в басу, постепенно переходя к более сложному аккордовому аккомпанементу.
Этапы подбора аккомпанемента:
Ученика надо научить анализировать гармоническое сопровождение, поддерживающее данную мелодию. Сначала освоить простую цепочку из аккордов: T-S-D-D7-T.
Обратить внимание ученика на то, что
аккорды аккомпанемента
берутся на сильные и относительно сильные
доли, на основные звуки
мелодии, а проходящие и вспомогательные
не гармонизуются. ^
Кроме трезвучий использовать их обращения. На основе трезвучий их обращений освоить простейшие виды фактурного аккомпанемента.
При подборе аккомпанемента:
Работа над ансамблевыми произведениями важна на всех этапах музыкального развития учащихся. При игре ансамблей развиваются такие важные качества, как умение слушать не только собственное исполнение, но и партнера, а также общее звучание всей пьесы; воспитывается умение увлечь своим замыслом товарища, а когда это необходимо, подчиняться его воле; активизируется фантазия и творческое начало; повышается чувство ответственности за знание своей партии, т.к. совместное исполнительство требует свободного владения текстом.
Важнейшими требованиями совместной игры являются одинаковые ощущения характера и темпа произведения, соответствие приемов звукоизвлечения.
Следует отметить, что различные виды ансамблей позволяют ознакомиться с произведениями разных «жанров и расширяют музыкальный кругозор учащихся.
В последнее время наблюдается заметная тенденция выхода нотной литературы для музыкальных школ за рамки привычных репертуарных серий. Это связано с изменением интересов учащихся и медленным, но неотвратимым поворотом методики обучения детей в русло музицирования.
Рекомендуемая литература:
Артоболевская А. Первая встреча с музыкой
Артоболевская А Хрестоматия маленького пианиста
О. Бахмацкая Здравствуй, малыш!
Т. Яковлева Легкие пьесы для чтения с листа
В. и Л. Игнатьевы Я музыкантом стать хочу
И. Королькова Крохе-музыканту вып.2
Первые шаги маленького пианиста
Список используемой литературы
А. АлексеевМетодика обучения игре на фортепиано
Москаленко Л. Донотный период обучения юного пианиста Новосибирск 2000
Милич Б. Воспитание ученика-пианиста изд. Кифара 2002