Музыка в повседневной жизни детского сада

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2015 в 14:08, контрольная работа

Описание работы

Музыкальное воспитание и развитие дошкольников осуществляется на занятиях и в повседневной жизни. Включение музыки в повседневную жизнь определяется чётким руководством воспитателя, который использует различные произведения в ходе других занятий, утренней гимнастики, на прогулках, в часы досуга. С этой целью педагог продумывает возможные моменты использования музыки в повседневной жизни детей, добиваясь естественного, непринуждённого включения музыки в какую-нибудь детскую деятельность.

Файлы: 1 файл

muzyka_v_povsednevnoj_zhizni_detskogo_sada.doc

— 42.50 Кб (Скачать файл)

Музыка в повседневной жизни детского сада.

Консультация для родителей

 

1. РОЛЬ И МЕСТО МУЗЫКИ  В ЖИЗНИ ДЕТСКОГО САДА.

 

Музыкальное воспитание и развитие дошкольников осуществляется на занятиях и в повседневной жизни. Включение музыки в повседневную жизнь определяется чётким руководством воспитателя, который использует различные произведения в ходе других занятий, утренней гимнастики, на прогулках, в часы досуга. С этой целью педагог продумывает возможные моменты использования музыки в повседневной жизни детей, добиваясь естественного, непринуждённого включения музыки в какую-нибудь детскую деятельность.

 

МУЗЫКА НА ПРОГУЛКЕ: Музыка в зависимости от ситуации влияет на детей по-разному. Она создаёт приподнятое настроение, усиливает восприятие красоты окружающей природы, вызывает интерес. Так, внимание детей привлёк воробей, который клевал крошки и весело прыгал на своих лапках. Воспитатель спел песенку «Зима прошла» М.Мётлова: «Воробей с берёзы на дорогу прыг. Больше нет мороза чик-чирик…» Эту песню дети уже слышали на музыкальном занятии, но в данный момент она вызвала у них другое настроение, больший интерес к тому, что они наблюдали. На следующем музыкальном занятии дети наперебой рассказывали об озорном  воробьишке, и с удовольствием начали разучивать эту песенку.

Проведение какой-либо музыкальной игры может быть запланировано заранее. Это вносит весёлое оживление и закрепляет приобретённые навыки. Гуляя на лесной полянке, ребята собирают и рассматривают полевые цветы. Воспитатель спрашивает «Какую вы знаете песню о цветах, давайте её споём!» Дети называют «Летние цветы» Е.Тиличеевой и поют её вместе с педагогом: «Белая ромашка, розовая кашка, лютик-желтенький цветок, синий василёк…» Взрослый напоминает и помогает вспомнить знакомые песни, так ,наблюдая за тем, как дети строят дом, воспитатель начинает потихоньку напевать песню «Строим дом», которую ребята охотно подхватывают.

Все эти примеры свидетельствуют о том, что во время прогулок, экскурсий, игр может и должна звучать разнообразная, знакомая детям музыка: песенная, хороводная, танцевальная.

 

МУЗЫКА В ХОДЕ ДРУГИХ ЗАНЯТИЙ: На занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим по изобразительной деятельности музыка также может найти широкое применение. Например, рассказывая сказки «Кот, петух и лиса», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Три поросёнка», воспитатель иллюстрирует их исполнением небольших песенок, характеризующих действующих персонажей. Так, на занятии по рисованию в младшей группе воспитатель учит малышей делать мазки кистью, передавая определённый ритм движений, и в то же время вносит элемент игры: ритмичные мазки называет капельками дождя. «Кап-кап-кап – капает дождик сначала медленно, а потом всё быстрее и быстрее», говорит воспитатель и поёт песенку: «Дождик, дождик, пуще, дадим тебе гущи, дадим тебе ложку – ешь понемножку!»

Музыка помогает передать в рисунке характерные особенности образа, обогащает детские впечатления. Например, пьеса Д.Кабалевского «Клоуны», прослушанная (аудиозапись) детьми в начале занятия, даёт возможность по-своему изобразить этого смешного и весёлого клоуна в рисунке.

Если воспитатель знакомит малышей со стихотворением А.Барто «Лошадка», то будет полезным прослушать в записи пьесу Н.Потоловского одноименного названия. В старшей группе перед разучиванием стихотворения «Осень» А.Пушкина впечатляюще звучит в аудиозаписи «Осенняя песнь» П.Чайковского.

Чтобы воплотить в рисунках художественные образы из «Сказки о царе Салтане» А.Пушкина, можно перед занятием прослушать мкзыкальные фрагменты «Море», «Белка» по одноименной оперы Н.Римского-Корсакова.

МУЗЫКА В ДЕТСКИХ ИГРАХ: В разнообразных играх детей часто используется музыка. Ребята играют в «Музыкальное занятие», в «Концерт», танцуют, исполняют песни, попевки, выученные на занятиях.

В этих играх воспитатель помогает распределить роли, подобрать подходящие для этого записи русских народных плясовых мелодий и других танцевальных произведений.

Существенную роль в музыкальном воспитании детей играют музыкально-дидактические игры. Некоторые из них предварительно разучиваются на занятиях. Игры развивают музыкальный слух, творческие способности ребёнка, помогают усваивать в увлекательной форме начальные элементы нотной грамоты. В повседневной жизни воспитатель повторяет, закрепляет полученные детьми знания и знакомит  их с новыми с новыми музыкально-дидактическими играми.

Металлофон, цитру, бубен, барабан, колокольчики, триолу и др. можно использовать для различения тембра инструментов. Например, воспитатель усаживает детей вокруг столика, на котором раскладывает эти инструменты. Затем вызывает детей по одному, предлагает определить, на каком инструменте она играет знакомую ребёнку попевку («Андрей-воробей», «Птицы и птенчики» и др.), или, придумывая ритмический рисунок, проигрывает его на одном инструменте, а ребёнку предлагает повторить его на другом.

С помощью магнитофона можно провести игру на различение видов танцевального жанра: польки и вальса. Для этого используется соответствующий музыкальный материал: «Вальс» С.Майкопара и др. Затем детям предлагают действовать в соответствии с характером музыки: Весело, легко, задорно исполнить весёлую, задорную полечку или плавный танец.

 

2. МУЗЫКА И ФИЗКУЛЬТУРА.

Музыка, сопровождая утреннюю гимнастику и физкультурные занятия, активизируют детей, значительно повышают качество выполняемых ими упражнений, организует коллектив.

Известно, что звучание музыкальных произведений повышает работоспособность сердечно-сосудистой, мышечной, дыхательной систем организма. При выполнении упражнений с музыкальным сопровождением улучшается лёгочная вентиляция, увеличивается амплитуда дыхательных движений.

В то же время можно говорить о развитии у детей музыкальности, основных её компонентов – эмоциональной отзывчивости, слуха. Ребёнок и здесь учится воспринимать музыку, двигаться в соответствии с её характером, средствами выразительности.

МУЗЫКА НА УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКЕ: Утренняя гимнастика создаёт бодрое настроение, подготавливает детский организм к различным видам деятельности. Подбирая музыкальное сопровождение, следует учитывать физиологическую нагрузку, возрастные особенности детей, соответствие характеру движений, условия детского сада. Элементы упражнений должны быть предварительно выучены на занятиях ( физкультурных, музыкальных).

Младшим дошкольникам трудно выполнять упражнение едином темпе. Поэтому проведение утренней гимнастики под музыку возможно в том случае, если все движения хорошо усвоены детьми.

В прохладное утро надо слегка ускорить темп выполнения физических упражнений и, наоборот, в жаркое – снизить его.

МУЗЫКА НА ФИЗКУЛЬТУРНОМ ЗАНЯТИИ: На физкультурном занятии музыка должна звучать эпизодически: во время  ходьбы, бега, подпрыгиваний, перестроений, некоторых общеразвивающих упражнений. Основная часть занятия, как правило, проводиться без музыки, хотя отдельные подвижные игры могут включать музыкальное сопровождение. Занятия обычно заканчиваются маршем. Песня на физкультурном занятии гимнастике звучать не должна. В качестве музыкального сопровождения упражнений в основных видах движений используются народная, классическая музыка русских и зарубежных композиторов.

3. МУЗЫКА И РАЗВЛЕЧЕНИЯ.

 Развлечение с использованием  музыки (концерты, детские оперы, музыкальные  игры – драматизации, кукольные  спектакли, весёлые соревнования, викторины  и т.д.) являются важным средством углубления музыкальных представлений детей, совершенствования музыкального восприятия.

Многие развлечения связаны с разнообразными видами искусства: изобразительным, музыкой, литературой, театром, кино. Их содержание отражается в конкретных темах, взятых из жизни (отношение к природе –«Осенние приметы», любовь к родному краю – «Ай да берёзка!», бережное отношение к игрушкам – «Кто виноват?» и т.д., обнаруживая непосредственную связь с воспитательными и образовательными задачами детского сада.

Насыщенность развлечений эмоциональными и занимательными моментами повышает заинтересованность, а следовательно, и активность детей ко всему, что предлагается  им в ходе развлечений. Коллективные сопереживания детей формируют у них зачатки социальных чувств и отношений.

МЕСТО МУЗЫКИ В РАЗВЛЕЧЕНИ: В развлечениях музыка используется по-разному: в одних случаях она составляет основное содержание (музыкальные игры, концерты. Детские оперы, хороводы), в другом –применяется частично (спектакли, игры-драматизации, музыкально-литературные композиции).

Правильное нахождение места музыки в развлечениях поможет точно отобрать музыкальные произведения и этим создать необходимое настроение, атмосферу и, следовательно, более целеноправлено осуществлять педагогическое воздействие на детей.

Как правило, в развлечениях музыка звучит либо в исполнении взрослых, либо в исполнении детей (песни, игры, танцы и т.д.). При этом важно учитывать принцип доступности – для восприятия детьми, а также для её исполнения.

Можно использовать и грамзапись. Сольное, хоровое и оркестровое звучание музыки способствует развитию эстетического восприятия музыки. Узнавание детьми знакомых мелодий в неожиданном исполнении вызывает у детей эмоциональный подъём, доставляет им подлинное удовольствие и радость.

Таким образом, музыка занимает важное место в жизни детского сада и должна звучать на протяжении всего дня в процессе какой-либо детской деятельности.


Информация о работе Музыка в повседневной жизни детского сада