Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2012 в 14:09, доклад
Музыка — системное явление, которое в современной культуре рассматривается гораздо шире, чем это было принято раньше: сегодня под музыкой понимается не только и не столько вид искусства, подчиняющийся законам эстетической гармонии, сколько многомерный звуковой феномен, «звуковая материя», смысловая определенность и структурная выверенность (тщательная проверенность) которой отнюдь не очевидны.
Музыка — системное явление, которое в современной культуре рассматривается гораздо шире, чем это было принято раньше: сегодня под музыкой понимается не только и не столько вид искусства, подчиняющийся законам эстетической гармонии, сколько многомерный звуковой феномен, «звуковая материя», смысловая определенность и структурная выверенность (тщательная проверенность) которой отнюдь не очевидны. Чрезвычайно широкое толкование музыки в ситуации постмодерна привело к тому, что внимание исследователей переключилось на выявление глубинных основ «музыкального», трактуемого в самом общем смысле — как определенная сфера человеческой деятельности, представляющая собой часть культуры.
Музыкальная культура XX века представляется сложным и многогранным явлением, которое в эпоху глобализации претерпело существенные изменения и трансформации. Её специфика проявляется в динамическом развитии (от начала века к рубежу ХХ-ХХI веков) на основе технико-инновационных открытий, в сложном взаимодействии традиций и новаций, предполагающих соотношение устойчивых типологических признаков с процессуальностью. Диалектика традиционного и новаторского в музыкальной культуре XX века осуществляется в активном росте инновационных компонентов, базирующихся на соединении технических средств и элементов медиакультуры с творчеством, ведущих к постепенному обновлению музыкального мышления, состава звуковой среды, специфики музыкальной деятельности.
Наиболее существенными типологическими чертами, определяющими новизну музыкальной культуры XX века, является дихотомия (разветвление) целого ряда явлений, в числе которых первое место занимает оппозиция массовой и элитарной музыкальных культур. Ни в одну из предшествующих эпох данная оппозиция не становилась столь глобальной по своему охвату и значению для развития музыкальной культуры в целом. В XX столетии, и в особенности на рубеже XX-XXI веков, эта оппозиция становится определяющей в формировании мировоззрения, норм и правил творчества, оценочных критериев музыкального искусства. При этом сфера академической музыки оказывается на периферии культуры, особенно на современном этапе, когда заметно падает престиж профессии композитора, значительно снижается слушательский интерес к классической музыке и т.д., в то время как лидирующие позиции занимает так называемый «третий пласт» (вся бытовая культура), активно срастающаяся с медиакультурой. Причем, сфера массовой музыки с её ярко выраженной ориентацией на зрелищно-развлекательную составляющую, коммерческий успех, технические новшества вовлекает в свое пространство «потребления» и академическое музыкальное искусство. Многие элитарные явления становятся массовыми (тиражируемыми), и, наоборот, явления массовой культуры (в прошлом) постепенно становятся элитарными (джаз, отчасти рок, городской романс и др.).
Культурное противостояние массовой и элитарной культур неоднозначно с точки зрения «пользы» и целесообразности для дальнейшего развития музыки как целостного феномена. Быть может, эпоха дихотомий (ветвления) является переходным этапом к культуре будущего, которая, на наш взгляд, будет основана на свободном взаимодействии и «глобальном синтезе» различных музыкальных систем.
Эту мысль подтверждает и вся эволюция музыкальной культуры XX столетия (от первых десятилетий к рубежу XX — ХХIвв.), которая направлена по пути модернизации, усиления интеграции и диффузии различных культурных пластов и типов музыки (эпохальных и региональных), расширения интонационной сферы творчества и акустической музыкальной среды (за счёт электронных средств, звукозаписи, синтезированного звука, диалога и смешения интонационных пластов различных национальных культур), что приводит к возникновению всевозможных «микстовых» явлений, а также и к их глобальному синтезу.
Наряду с типичной для музыкальной культуры XX века разрастанием отраслей массовой и элитарной культур представляются важными также и другиеветвления: устной и письменной, аудиальной и визуальной культур. Их взаимодействие ведет к расширению интонационного поля музыки, возникновению её «миксовых» видов, что свидетельствует о формировании новых типов музыкального мышления эпохи глобализации: рационально-прагматического и интеграционного. На смену традициям классико-романтической эпохи приходят новые принципы сочинения, соединяющие технические электронные средства и творчество. В композиторской практике XX века это проявляется в усилении аналитизма и конструктивизма в самих техниках музыкальной композиции, изменении акустического генезиса и интонационно-звукового состава влияющей на творчество окружающей музыкальной среды. В ином соотношении выступает также и оппозиция устной и письменной (нотной) культур, что проявляется в усилении роли импровизационных практик с их опорой на бесписьменные формы творчества. Причудливым образом происходит также взаимодействие аудиальной и визуальной сфер, что проявляется в движении от визуальной (нотной) культуры к аудиальной (слуховой) и, наоборот, от аудиальной (слуховой)- к визуальной (отказ от традиционной нотной записи и переход к графике, приблизительно фиксирующей схему сочинения; проявление визуализации как формы зрелищности в экранной культуре, музыкальном театре, инструментальной музыке и т.д.).
В русле глобализационных процессов совершенно иным, в сравнении с прошлыми эпохами, становится также и соотношение между типами музыкального профессионализма (профессионализма и любительства, композиторской и исполнительской практик), которые в условиях медиакультуры существенно модернизируются. Основная идея, пронизывающая музыкальную культуру XX столетия, заключается в постоянном взаимодействии и интеграции культур и культурных типов. В связи с этим выявлена общая тенденция, характерная как для профессиональной композиторской школы, так и для массовой культуры, которая состоит в формировании нового интеграционного музыкального языка. Практическая сторона этого процесса проявилась в обращении композиторов к устным традициям (прежде всего к фольклору, культурам Востока, архаическим пластам музыкального мышления, экзотическим неевропейским культурам, джазу, року и «менестрельной»(
Важную роль в становлении нового интеграционного языка играет также и идея технического эксперимента и усиление роли медиасредств в процессе создания, исполнения и сохранения музыки (появление новых жанров, новых, переходных типов взаимодействия любительства и профессионализма, включение зрелищных средств в академическое исполнительство, развитие и особая востребованность таких специальностей как продюсер, менеджер, звукорежиссер и др.).
В условиях глобализации существенные трансформации претерпевает и сфера слушательской культуры; в зависимости от масс-медиа видоизменяется специфика слушательского восприятия, формируется новый медиатшированный тип публики, ориентированный в основном на потребление продукции массовой культуры, изменяется соотношение коллективных и индивидуальных форм слушания музыки, нередко возникает значительный разрыв между высотой уровня профессионального композиторства и исполнительства и возможностями слушательского восприятия тех слоев публики, которые обращены в основном к усредненным стереотипам и стандартам массовой продукции (в интересах коммерции и бизнеса), в чем видятся черты кризиса (по отношению к классическому искусству).
В связи с интеграционными тенденциями и информационным расширением в эпоху глобализации формируется новая модель музыкального образования, связанная с модернизацией всей системы, в которой значительно возрастает роль медиаобучения на основе интеграции принципов отечественной и западной школ (воспитание специалистов в сфере медиатехнологий, создание интеграционных курсов с использованием новых технических средств и мн.др.).
Особенности музыкальной культуры позволяют сделать общий вывод о формировании в эпоху глобализации новой культурной парадигмы модернизированного интеграционного типа. Эта парадигма приходит на смену классико-романтической парадигме XIX- XX века, (((((что позволяет отметить (по аналогии с гегелевской триадой: тезис-антитезис-синтез), что направленность эволюции музыкальной культуры (от прошлого к будущему) устремлена от «тезиса» (новоевропейская культура XVII — XIX вв.) к «антитезису» в XX веке, когда многие ценности предшествующих эпох кардинально обновляются и переосмысливаются — и к «глобальному синтезу» рубежа XX-XXI веков с его многообразными проявлениями в современной культуре, которая под воздействием глобализации переходит в новую стадию своей эволюции, последствия которой будут осознаны и оценены в будущем. )))))
Музыке могут быть приписаны даже более широкие символические роли в обществе и культуре, роли, в которых музыка, взятая сама по себе, символизирует ценности и даже страсти наиболее специфической, наиболее фундаментальной природы.
Прагматическая рациональность не способна созидать новые общественные принципы, не может творить новые социальные идеи - этот дар был дан духовной рациональности. Всё, что она может - осваивать и покорять мир до доступных пределов, превращать в деньги и владения те открытия, которые были сделаны раньше. Талант прагматической рациональности - колонизация и коммерциализация, а не истинное творчество. Её лучшие творения - новые схемы обогащения, "бизнес-планы".
Интеграция (от лат. integrum — целое; лат. integratio — восстановление, восполнение) — сплочение, объединение политических, экономических, государственных и общественных структур в рамках региона, страны, мира.(практически единство противоречий).
Постмоде́рн — социологическая, историко-философская концепция восприятия мира в эпоху постиндустриализма, опирающаяся на недоверие к традиционным реалистическим концепциям, к истинности отражения реальности человеческими органами чувств.
Процессуальность - (психическое как процесс) — концепция, разработанная С.Л. Рубинштейном и его учениками как развитие теории И.М. Сеченова; раскрывает основной способ существования психического. Оно существует прежде всего как процесс — живой, предельно пластичный, непрерывный, никогда полностью не заданный изначально, но формирующийся и развивающийся, порождающий некие продукты или результата — психические состояния и образы, понятия, чувства, решение или нерешение задачи, и пр. Концепция психического как процесса раскрывает единство сознания и деятельности, ибо человеческая психика проявляется и формируется в деятельности. Психическое как процесс не сводится к последовательности стадий во времени, формируясь в ходе непрерывно изменяющегося взаимодействия индивида с миром, и само непрерывно изменяется и развивается, все полнее отражая динамичность действительности, участвуя в регуляции действий, поступков и пр. Мышление, одно из высших проявлений психического, — это анализ, синтез, обобщение условий и требований решаемой задачи и способов ее решения. В этом непрерывном процессе образуются дискретные умственные операции, кои мышление порождает, но к коим не сводится. Мышление как процесс неразрывно связано с мышлением как деятельностью личности. Мышление, восприятие и пр. формируются преимущественно неосознанно, бессознательно. Но на уровне личностного аспекта мышления, восприятия и пр. человек в значительной мере осознанно регулирует протекание этих процессов. Неразрывная взаимосвязь осознанного и неосознанного обеспечивает непрерывность психического как процесса. Эта непрерывность проявляется в тесной взаимосвязанности познавательной и аффективной компонент любого психического акта.
Диалектика (греч. διαλεκτική — искусство спорить, вести рассуждение) — метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречие мыслимого содержания этого мышления[1]. Диалектический метод является одним из центральных в европейской и индийской философской традиции. Само слово «диалектика» происходит из древнегреческой философии и стало популярным благодаря «Диалогам» Платона, в которых двое или более участников диалога могли придерживаться различных мнений, но желали найти истину путем обмена своими мнениями.