Музыкальное образование на Урале XVIII-начала XX

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 15:11, реферат

Описание работы

Отечественная музыкальная культура основывается на уходящих корнями в глубинные пласты исторического прошлого традициях народного искусства, неотъемлемым звеном музыкально-исторического процесса является развитие музыкального образования.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………...…4
Глава 1 Музыка в учебной деятельности начальных школ ………….6
Глава 2 Музыкальное образование в средних учебных заведениях..11
Заключение……………………………………………………………...16
Список литературы……………………………………………………...18

Файлы: 1 файл

РЕФЕРЕАТ.doc

— 98.50 Кб (Скачать файл)

Несмотря на принцип  необязательности введения в учебные программы музыкальных предметов, установленных официальными документами, в средних учебных заведениях губернии благодаря вниманию и инициативе их руководителей и коллективов, а также помощи различный объединений и частных лиц создавались условия для организации музыкального образования воспитанников: осуществлялось обеспечение музыкальными инструментами, нотной и учебно-методической литературой, решались проблемы подбора необходимых кадров специалистов-музыкантов. Все это открывало возможности для включения в учебную практику различных форм музыкальных занятий и проведения мероприятий музыкально-просветительской направленности.

Первыми учителями пения  во многих учебных заведениях были в основном священнослужители. Связи с церковными с церковными кадрами не прерывались и в последующем. В составе учительского корпуса были также выпускники Регентского класса Придворной певческой капеллы и Московского синодального училища.

В гимназиях и реальных училищах создавались специальные  хоры, имевшие разное число участников. Так, в период с 1877 по 1899 год в Пермской мужской гимназии обучение в хоре проходили только 10-20% учеников. В Екатеринбургской второй женской гимназии в 1908-1912 годах хор был довольно многочисленным; для его занятий выделялось четыре урока в неделю. В Ирбитской мариинской женской гимназии, также действовал особый церковный хор, а более половины остальных учениц, разделенные на три группы, занимались пением по два часа еженедельно. Все ученические хоры имели, как правило, основной и подготовительный составы. В последнем приобретали певческие навыки и необходимые знания начинающие хористы.

Помимо занятий на уроках или в хоре, учащиеся средних  учебных заведений, так же, как и ученики начальных школ, участвовали в совместном пении молитв перед началом каждого учебного дня. Церковные песнопения и светские хоровые произведения в исполнении ученических хоров традиционно звучали и на ежегодных торжественных актах.

Содержание учебной  работы в хоровых коллективах, а  также на классных занятиях во всех типах средних учебных заведений подразделялось на две части: теоретическую и практическую. Певческое воспитание в большинстве случаев осуществлялось во взаимосвязи с музыкально-теоретической подготовкой учащихся, включавшей изучение ими музыкальной грамоты и теории музыки. В учебный репертуар входили многие образцы церковной музыки, дополнявшиеся в гимназиях и реальных училищах светскими хоровыми произведениями.

Закрытые и публичные  концерты хоровых коллективов учащихся средних учебных заведений в конце XIX – начале XX века характеризовались разнообразными и довольно сложными программами, которые включали народные песни, многоголосые хоровые произведения, хоры из опер, юбилейные гимны и кантаты.

Наряду с хоровой  работой в женских гимназиях, а сначала XX века и в епархиальных женских училищах получает распространение обучение игре на фортепиано. Примером организации пианистического образования для них служили столичные учебные заведения, в практике которых фортепианная игра всегда занимала значительное место. По мысли А. Л. Гензельта, издавшего в 1869 году специальную школу для получающих фортепианную подготовку в общеобразовательных учебных заведениях, из их стен должны были выходить достаточно квалифицированные пианистки, способные стать «музыкальными авторитетами целых семейств, даже целых местностей».

Первые сведения об организации  фортепианных классов в женских  гимназиях Пермской губернии относятся  к периоду, когда старейшие из этих учебных заведений только начинали свою деятельность. В середине 1860-х  годов в штате Пермской мариинской женской гимназии состояла учительница музыки Малиновская, а в Екатеринбургской первой женской гимназии – учительницы Сорокина и Штейнфельд. Возможность получить пианистическую подготовку предоставлялась и в последующие годы, как правило, всем желающим за отдельную плату. Особенно широко обучение игре на фортепиано практиковалась в гимназических пансионах.

Начиная с последнего десятилетия XIX века в мужских средних  учебных заведениях большое распространение получили духовые оркестры, а позднее, в связи с возросшей популярностью в обществе, - оркестры народных инструментов, которые возглавляли театральные или военные капельмейстеры.Школьные оркестровые коллективы комплектовались из учеников разных классов, по их желанию; занятия с ними проводились, как правило бесплатно. Оркестрантов, так же, как и участников ученических хоров, для лучшей организации обучения подразделяли обычно на основной и подготовительный составы. Музыка занимала важное место во внеурочной деятельности средних учебных заведений. Существовавшие правила запрещали или ограничивали посещение учащимися театральных представлений и концертов, предназначенных для взрослой аудитории. На устраиваемых же в гимназиях и училищах «домашних» спектаклях, вечерах, концертах школьники были и главными участниками, и зрителями.

Музыкально-образовательная  практика средних учебных заведений  характеризовалась преемственно сохраняющейся ориентацией на ценности церковной и светской музыкальной культуры, традиционные, а также новые виды музицирования; инициативой в создании развитой инфраструктуры музыкально-образовательного процесса, участием в нем видных представителей музыкально-педагогических сил; взаимосвязям учебных заведений с церковью, музыкальными объединениями местной интеллигенции, оперными театрами.

Деятельность средних  учебных заведений с наиболее высоким уровнем музыкального обучения явилась важным вкладом в развитие профессиональной музыкальной школы в регионе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

   На протяжении XVIII-начала XX веков развитие музыкального образования  на Урале  представляло собой многослойный процесс, историческое течение которого обусловливалось общенациональными культурно-образовательными традициями. Развитие сферы общественно-организованной музыкально-образовательной практики характеризовалось постепенным расширением круга учебных заведений, предоставлявших возможности для получения музыкальной подготовки, различающейся направленностью (любительская, профессиональная), содержанием (певческая, регентская, инструментальная, музыкально-педагогическая) и уровнем (от элементарной до средне-специальной).

Ранний этап этого  процесса (1720-е годы - конец XVIII века) - зарождение сферы организованного музыкального обучения - связан с деятельностью горнозаводских школ; второй этап - становление (конец XVIII века - начало 1880-х годов) - характеризовался распространением хорового и инструментального обучения в растущей сети общеобразовательных и духовных учебных заведений, а также в частной (домашней) образовательной практике; на третьем этапе (с 1880-х годов) обозначилась дифференциация музыкального образования, началось создание институтов профессионально-музыкальной подготовки.

Все перечисленные этапы  отмечены деятельностью значительных очагов музыкального образования с многолетними традициями передачи музыкальных знаний и опыта. К их числу относились Екатеринбургская горная школа, Выйское и Ильинское училища, Пермская духовная семинария, Камышловское духовное училище, Екатеринбургская первая женская гимназия.

Существенный вклад  в финансирование учебно-музыкальной работы вносили земские учреждения, попечительство о народной трезвости, а также меценаты - представители заводовладельцев, купечества, чиновничества. Все это позволяло снижать остроту проблем организации музыкального обучения, особенно в тех учебных заведениях, где оно было необязательным или осуществлялось без централизованных финансовых субсидий.

- Важную роль в развитии  музыкального образования играла  продуктивная деятельность местного музыкально-педагогического корпуса. Его формирование со времени создания первых очагов организованного музыкального обучения и на протяжении последующих периодов происходило за счет непрерывавшегося притока кадров, прошедших подготовку в разных регионах страны, включая столичные консерватории и регентские центры. С начала XIX века все возрастающее значение в пополнении музыкально-педагогических сил играли учебные заведения губернии (духовная семинария, женские гимназии и епархиальные женские училища с педагогическими классами, учительские семинарии). К числу наиболее эффективно действующих относились курсы певческой грамоты для подготовки регентов и школьных учителей пения, отличавшиеся регулярностью проведения, широтой и фундаментальностью содержания обучения, комплексным подходом к организации деятельности.

 
 

 

 

 

Список литературы

  1. Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики //Совершенствование подготовки учителя музыки на музыкально-педагогическом факультете: Сб. науч. тр. Свердловск: СГПИ, 1991. С. 10-19.
  2. Адищев В.И. Из истории музыкального воспитания в Перми. Певческие курсы А.Д.Городцова //Музыкальное воспитание в школе: Сб. ст. /Сост. О.Апраксина. М.: Музыка, 1977. Вып. 12. С.62-74.
  3. Апраксина О.А. Музыкальное воспитание в русской общеобразовательной школе. М.; Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. 148 с.
  4. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию. М.: Изд-во МГИК, 1992. 240 с.
  5. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Изд. 2-е. Л.: Музыка, 1973. 144 с.
  6. Беляев С.Е. История музыкальной культуры Урала (XVIII-начало XX в.):. Екатеринбург: 1996. 64 с.
  7. Казанцева М.Г. Досуг. Певческое искусство //Традиционная культура русского крестьянства Урала XVIII-XIX вв. Екатеринбург: 1996. С. 280-292.
  8. Крупянская В.Ю., Полищук Н.С. Культура и быт рабочих горнозаводского Урала: (Конец XIX начало XX века). М.: Наука, 1971. 288 с.
  9. Музгиз, 1960. Вып. 1. С.72-124.
  10. Майбурова Е.В. Музыкальная жизнь Екатеринбурга //Из музыкального прошлого: Сб. очерков /Ред.-сост. Б.С.Штейнпресс. М.: Музгиз, 1960. Вып. 1. С.22-71. 
  11. Христиансен Л.Л. Народное песенное творчество на старых заводах Молотовской области //На Западном Урале. Молотов: Кн. изд-во, 1956. С.176-209.

 


Информация о работе Музыкальное образование на Урале XVIII-начала XX