Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2015 в 09:22, реферат
Восемнадцатое столетие, нареченное «веком Разума и Просвещения», ознаменовалось коренной сменой ориентиров в развитии русского музыкального искусства.
Это был век отхода от средневекового аскетизма и активного становления светского мировоззрения.
В эпоху Просвещения происходил отказ от религиозного миропонимания и обращение к разуму, как к единственному критерию познания человека и общества.
Федеральное государственно бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Саратовский государственный университет имени Н.Г.Чернышевского»
Реферат
«Музыкальное образование в XVIII веке»
Студентка 3 курса з/о
Педагогическое образование
Профиль Музыка
Кардашевская Ольга
г.Саратов
2015г
Восемнадцатое столетие, нареченное «веком Разума и Просвещения», ознаменовалось коренной сменой ориентиров в развитии русского музыкального искусства.
Это был век отхода от средневекового аскетизма и активного становления светского мировоззрения.
В эпоху Просвещения происходил отказ от религиозного миропонимания и обращение к разуму, как к единственному критерию познания человека и общества.
18 век в России можно считать веком переворотов, которые, безусловно, проходили не просто. Это время правления великого Петра I, который пытался изменить Россию в маленький промежуток времени. XVIII век изменил взгляд Петра I на правление государством, что повлекло за собой ряд реформ, которые в дальнейшем способствовали развитию России.
Также в 18 веке Российской державой правила Екатерина Великая, во время правления которой произошло усиление крепостного право, и было пролито немало крови во время крестьянских войн. Екатерина Великая усиленно занималась проведением дворянской политики, поэтому 18 век, а точнее сказать 34 года правления Екатерины II вошли в историю, как "золотой век дворянства".
Русское искусство эпохи Просвещения отразило всю сложность и неординарность духовного состояния общества, парадоксальным образом совместившего крепостничество с обретенной европейской цивилизованностью.
В нем запечатлелись не столько социально-политические, сколько эстетические противоречия, выразившиеся в соединении противоположных начал: аристократической утонченности и простонародной грубоватости, традиционной аскетичности и привнесенной светской фривольности, национального «своего» и европейского «чужого».
Средневековое миропонимание, одухотворявшее труд безымянных художников Древней Руси, ушло в прошлое. Творению новой светской культуры отдаются лучшие художественные силы России.
Многие из них осознавали собственную творческую неповторимость. Произведения поэтов, архитекторов, скульпторов, живописцев постепенно становятся предметом профессиональной гордости.
Однако роль музыкантов в культурной среде 18 века была особой: музыка считалась «низшим» искусством по сравнению с другими, а сам музыкант в аристократическом обществе занимал положение полуприслуги.
Многие отечественные «сочинители» испытали тяжесть униженного положения в обществе; ряд фактов говорит о том, что творения русских авторов нередко считались музыкой «второго сорта» по сравнению с произведениями немцев и итальянцев. Ни один отечественный мастер не достиг высокой должности при дворе.
Русская музыка 18 века проделала сложный путь освоения европейского музыкального языка и светских жанров.
Известно мнение, что в допетровской Руси культурное развитие сковывалось косным общественным строем, невежеством, предрассудками, отсутствием условий для свободного духовного развития. Главными носителями музыкальной культуры были долгое время скоморохи. Развитие искусства на Руси "до Петра" вполне можно соотносить с искусством Средневековья в Европе - то же преобладание церковной тематики и гонение на мирские развлечения.
Реформы Петра I дали толчок зарождению светского искусства. Русские помещики отдавали своих крепостных крестьян и дворовых в обучение учителям музыки и пения, из крепостных музыкантов составлялись капеллы, оркестры, оперные труппы.
Появляются инструментальные капеллы сначала при дворе, потом в домах вельмож и помещиков, развивается любительское музицирование.
Усадебное музицирование было основным источником музыкальной жизни России XVIII века. В дворянских домах владельцев крепостных музыкантов создавались театры, хоровые капеллы, оркестры (роговой или камерный). Тогда же появились крепостные театры, сыгравшие большую роль в становлении русской культуры. Самыми знаменитыми считались театры графа Н.П.Шереметева и А.Р.Воронцова, где было поставлено более пятидесяти опер и исполнено огромное количество инструментальной музыки западноевропейских композиторов. Музыка здесь была уже не только развлечением, но и эстетической, культурной потребностью.
Первые заведения, где обучались музыке, появились в XVIII веке. Это музыкальные классы при Академии художеств, Университете, частные музыкальные школы. Молодежь обучалась игре на клавесине, виоле, арфе, флейте. Но они давали лишь азы; при раскрытии ярких дарований учеников отправляли в Италию (Фомин, Бортнянский, Березовский).Бурное развитие музыкального просвещения вызвало необходимость печатания нот и в 1730 году в России впервые напечатаны ноты с гравировальных досок, а в 1766 году С.И. Башковским разработан способ наборного воспроизведения нот.
Приглашение музыкантов-педагогов из других стран (XVII-ХVIII в.) в основном было положительным фактором для развития русской культуры. Испытав известный крен в сторону "иностранного элемента", она нашла в себе силы сохранить и развить сущностные национальные черты. Но педагогическая деятельность иностранных педагогов была отнюдь не беспроблемной для русской культуры, для становления отечественной музыкальной педагогики. Некоторые иностранцы органично вошли в русскую культуру, нашли в нашей стране свою вторую родину. Но были и иные случаи: ряд педагогов-иностранцев остались чуждыми русской культуре и не оказали на нее сколько-нибудь заметного положительного воздействия.
С другой стороны, рост промышленности властно требовал расширения рамок образовательной системы как в смысле возможности образования для различных слоев населения, так и в отношении самого содержания обучения.
Отсюда двойственный, противоречивый характер педагогической политики царского правительства, половинчатость его школьных реформ. Школьная система дореволюционной России, отличаясь крайней пестротой, сохранила, вплоть до октябрьской революции, остатки сословности (кадетские корпуса, институты благородных девиц, духовные семинарии и училища, епархиальные училища и т.п.). Эта политика была построена на принципах национального неравенства, на неравенстве мужчин и женщин.
Существовало две системы: одна - система элементарного образования для широких масс населения, не дававшая возможности детям трудящихся получать среднее и высшее образование (3-4 годичная школа или в лучшем случае 5-6 годичное двухклассное училище), либо высшее начальное училище, которым обычно и заканчивалось элементарное образование. Возможен был переход далее лишь в ремесленные школы, низшие технические училища и торговые школы, дававшие специалистов низшей и средней квалификации.
Вторая система - среднего и высшего образования - предназначалась для детей дворянства, буржуазии и духовенства и в свою очередь делилась на две: одна для мальчиков (гимназии, реальные и коммерческие училища, средние технические училища, кадетские корпуса, духовные семинарии), другая, с пониженным объемом знаний, для девочек (женские гимназии, институты благородных девиц, епархиальные училища)
Музыка и ее место в системе дворянского образования
Формирование музыкальной педагогики, как науки началось ещё в средние века, но особенно активное становление её началось с 60х годов 19века. Это было вызвано ростом общественного движения, распространения передовых идей искусства и воспитания. Музыкальное искусство и его воспитательно-образовательные возможности стали привлекать к себе все большее внимание многих педагогов, музыкантов, общественных деятелей.
В учебных заведениях дореволюционной России музыка ценилась, как средство нравственно-религиозного воспитания.
Допуская "пение и вообще музыку" в школу, "по мере возможности и усмотрения начальства", уставы всех видов школ на протяжении всего столетия ни разу не включают музыкальные занятия в число обязательных предметов учебного плана. В этом отношении музыка оказалась в худшем положении, чем, например, рисование, которое вроде и считалось ненужным, но входило в программу гимназического курса по наследственному преданию в виде одного часа в неделю. У музыки не было даже такого "предания"…
Поскольку школьные уставы ставили судьбу музыки в каждой отдельной школе целиком в зависимость от усмотрения начальства, поскольку может показаться, что правительство не вело никакой своей политики в этом вопросе, решение полностью падало на волю случая. Действительно, случай в виде инициативы учащихся или их родителей, лучших или худших качеств педагога, тех или иных вкусов и взглядов школьного начальства и прочих причин играл известную роль в этом деле. Но если мы приглядимся внимательнее к фактам, то заметим, что за множеством "случайностей" в них скрывается определенная закономерность, явившаяся результатом столь же определенной правительственной политики в этом вопросе.
В самом деле: все школьные уставы предлагали местному начальству позаботиться о преподавании музыки и других искусств "по мере возможности", "когда есть довольные к тому способы". Нетрудно догадаться, что в первую очередь имелись в виду "возможности" материальные, "если то позволяют доходы", как гласил устав 1804 г.
Тем самым решение вопроса принимало очень простую и ясную форму: вводить художественное воспитание следует там, где его могут оплатить, иначе говоря, там, где учатся дети состоятельных родителей. Таким образом, нейтральность и незаинтересованность правительства в том или ином решении этого вопроса прикрывала совершенно определенную классовую политику.
Особенно заботливо было поставлено музыкальное образование в привилегированных женских учебных заведениях, где музыка, как правило, рассматривалась в качестве важного (хотя и своеобразно понимаемого) элемента воспитания. Вот как, например, было организовано это дело в петербургском училище ордена святой Екатерины.
За время обучения в восьми основных классах (с 10 до 17 лет) ученицы обучались хоровому пению и игре на фортепиано. Хоровое пение распадалось на светское и духовное. С первого же года обучение проводилось с применением нот, так как до поступления в училище девочки должны были получить домашнюю музыкальную подготовку. Репертуар был разнообразен; в него входили произведения как русских, так и зарубежных композиторов; в старших классах ученицы исполняли и оперные хоры.
Духовное пение начиналось со старших классов (с четвертого или пятого года обучения) и проводилось параллельно со светским пением, также по одному разу в неделю. Задачей его являлась подготовка к богослужениям.
Индивидуальные занятия по фортепиано проводились с первого до последнего класса два раза в неделю по полчаса; кроме того, каждая ученица обязана была заниматься ежедневно один час самостоятельно, что входило в часы подготовки уроков.
Репертуар составляли гаммы, этюды и хоровые пьесы русских и западных авторов. Ежегодно экзамены проходили весной, во время великого поста, состояли они из исполнения гамм, этюда и пьесы.
Кроме хорового пения и обучения на фортепиано, во всех классах по одному часу в неделю преподавалась гимнастика (также под музыку) и по одному часу - танцы (со специальным аккомпаниатором). Танцы проходились современные, салонные и старинные: полонез, менуэт, гавот и другие.
Музыка звучала отовсюду: это были или уроки по фортепиано, или пение, или танцы, или гимнастика, или подготовка уроков. Таким образом, к окончанию училища воспитанницы приобретали не только довольно широкое знание разнообразной музыкальной литературы, но и навыки хорового пения (с инструментом и а капелла), а также довольно свободно владели фортепиано.
Методики преподавания музыкального искусства в русской культуре XVIII века складывались в процессе взаимодействия национальных и общеевропейских традиций. Такой синтез во многом противоположных тенденций способствовал не только освоению музыкально-педагогического опыта, накопленного в европейском искусстве, но и становлению и развитию новых национальных музыкально-педагогических основ светского музыкального образования. Проявление «русской европейское» в музыкальном образовании эпохи Просвещения обусловлено влиянием и деятельностью в России выдающихся западно-европейских музыкантов. Это влияние распространялось на отечественную музыкальную культуру и светское музыкальное образование по следующим направлениям:
- музыкально-освещенскому (деятельность
музыкальных издательств по
- музыкально-педагогическому (практическая
деятельность педагогов-
- музыкально-методическому (появление в России трудов по истории, эстетике и теории музыки как современных просветителей, так и авторов предыдущих эпох, а также методических наработок и учебных пособий, предназначенных для овладения разными областями музыки);
- содержательному (появление нотно-музыкального
материала западноевропейских
Педагогические идеи и методические принципы русской музыкальной педагогики эпохи Просвещения носят вневременной характер и являются ценным основанием для совершенствования музыкального обучения и воспитания в современной музыкально-педагогической практике.
Через народное творчество, через театр музыка постепенно проникала в повседневный быт столицы и сопутствовала различным изменениям в личной и общественной жизни. Проводником новых европейских форм музицирования до середины столетия являлся императорский двор, диктовавший моды и обычаи всему кругу высшей дворянской аристократии. Но с течением времени они проникали в более широкую среду и демократизировались, приобретая отпечаток характерных национальных вкусов и традиций.
С 1729 г. было закреплено существование придворного оркестра, созданного на основе капеллы герцога Голштинского. Во главе оркестра был поставлен один из музыкантов этой капеллы скрипач Иоганн Гюбнер.
В середине столетия музыка становится обязательной составной частью дворянского воспитания. Умение петь романсы и арии или играть на каком-нибудь музыкальном инструменте начинает рассматриваться как признак хорошего тона и благородной утонченности манер. Музыке отводится одно из главных мест в ряду тех развлечений, которыми заполнялись обильные часы досуга в дворянских особняках и усадьбах .