Музыкальное занятие как форма организации музыкальной деятельности дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2013 в 12:29, реферат

Описание работы

Музыкальные занятия — основная форма организации воспитания, обучения, развития детей — базируется на обязательных программных требованиях, составленных с учетом возрастных особенностей дошкольников. Это форма учебного процесса, в котором одновременно участвуют все дети того или иного возраста. Они коллективно поют, играют, пляшут. Объединенные общими переживаниями, стремлением выполнить общее дело, ребята чувствуют, что успех и неудача каждого — успех и неудача всего коллектива. Такая форма организации детской музыкальной деятельности является наиболее эффективной.[1,181]

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..2-3
Музыкальное обучение в детском саду…………………………………4-5
Виды музыкальной деятельности……………………………………….5-6
Виды музыкальных занятий……………………………………………6-10
Заключение………………………………………………………………...10
Конспект музыкального занятия……………………………………...10-13
Список использованных источников…………………………………….14

Файлы: 1 файл

. музыка.docx

— 32.39 Кб (Скачать файл)

 

Тема: «Музыкальное занятие  как форма организации  музыкальной  деятельности дошкольников».

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………..2-3

Музыкальное обучение в детском  саду…………………………………4-5

Виды музыкальной деятельности……………………………………….5-6

Виды музыкальных занятий……………………………………………6-10

Заключение………………………………………………………………...10

Конспект музыкального занятия……………………………………...10-13

Список использованных источников…………………………………….14

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

        Музыкальное воспитание-это не воспитание

     музыканта, а прежде всего воспитание человека.

 В.А. Сухомлинский.

  Музыкальные занятия — основная форма организации воспитания, обучения, развития детей — базируется на обязательных программных требованиях, составленных с учетом возрастных особенностей дошкольников. Это форма учебного процесса, в котором одновременно участвуют все дети того или иного возраста. Они коллективно поют, играют, пляшут. Объединенные общими переживаниями, стремлением выполнить общее дело, ребята чувствуют, что успех и неудача каждого — успех и неудача всего коллектива. Такая форма организации детской музыкальной деятельности является наиболее эффективной.[1,181]

  Современные научные  исследования свидетельствуют о  том, что развитие музыкальных  способностей, формирование основ  музыкальной культуры нужно начинать  в дошкольном возрасте. Отсутствие  полноценных музыкальных впечатлений  в детстве с трудом восполняется впоследствии. Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка. Чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроения.

 Музыка является одним  из богатейших и действенных  средств эстетического воспитания, она обладает большой силой  эмоционального воздействия, воспитывает  чувства человека, формирует вкусы.

      Данная тема реферата в моей профессии актуальна ,так как  музыкальные занятия играют важную роль в развитии выдержки, воли, внимания, памяти, в воспитании коллективизма у детей, что способствует подготовке к обучению в школе. На них осуществляется планомерное воспитание каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. В процессе занятий дети приобретают знания, умения, навыки по слушанию музыки, пению, музыкально- ритмическим движениям, игре на музыкальных инструментах. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления. Пусть ребенок растет здоровым , веселым, и музыка сопровождает его всю жизнь!

 

  1.  Музыкальное обучение в детском саду

 Для музыкальных занятий в детском саду должна быть создана определенная обстановка. Обычно они проводятся в зале, куда не проникают посторонние шумы, мешающие процессу сосредоточения, восприятия музыкальных произведении и выполнения заданий.

Основными задачами музыкального воспитания можно считать:

  • Развивать музыкальные и творческие способности (с учетом возможностей каждого) посредством различных видов музыкальной деятельности;
  • Формировать начало музыкальной культуры, способствовать формированию общей духовной культуры.
  • Воспитывать интерес к музыке.

Успешное решение перечисленных  задач зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от значимости используемого репертуара, методов  и приемов обучения, форм организации  музыкальной деятельности и др.[2]

  Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. Отсутствие раннего проявления способностей, подчеркивает музыкант-психолог Б.М.Теплов, не является показателем слабости или тем более отсутствие способностей. Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно в первые годы жизни). Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления. Музыкальные способности ребенка дошкольного возраста проявляются в совместной деятельности со взрослым и другими детьми.

  Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются занятия, которые предусматривают не только слушание музыкальных произведений доступных для восприятия малышей, обучение их пению, движениям в музыкальных играх и плясках, но и обучению их игре на ДМИ. Интерес к оркестру детских музыкальных инструментов как средству музыкального воспитания был большим. Выдающиеся музыканты просветители Б.Асафьев, Б.Яворский, К. Орф подчеркивали значение активных форм музыкальной деятельности детского оркестра, как основы элементарного музицирования и развития детей.

 Еще в 20-е годы  Н.Метлов и Л.Михайлов говорили  о необходимости организации  детского оркестра как действенного  средства развития музыкального  восприятия и слуха у детей.  В 30-40х годах Н.Метловым были  организованны оркестры в детском  саду, созданы новые звуковысотные  ДМИ. 

 Традиционные методики  обучения музыке, которые используются  в яслях, детских садах и  центрах раннего развития, обычно  не имеют четко установленного  авторства. Педагоги и родители, применяющие их, используют наработки  и советского периода, и последних  десятилетий, при этом привнося  очень много собственных творческих  придумок. Эти методики учитывают  возрастные особенности детей.  Занятия по этим

 методикам обычно проводятся  два-три раза в неделю и основаны, прежде всего, на проигрывании  музыкальных произведений на  фортепиано.

 Во многих детских  учреждениях преподавание музыки  строится на методике немецкого  композитора и музыкального педагога  Карла Орфа. Он разработал специальные  музыкальные инструменты, которые  носят такие же названия, как  обычные (ксилофоны, металлофоны,  блок-флейты, трещотки и т. д.), но приспособлены специально  для детей.      

2. Виды музыкальной деятельности

   Одним из ведущих видов музыкальной деятельности является слушание-восприятие. Слушание музыки предваряет разучивание песни, пляски, партитуры для детского оркестра.

  Другим   видом   музыкальной деятельности является  детское исполнительство.   Оно  проявляется в пении, музыкально-ритмических  движениях, игре на детских  музыкальных инструментах и предполагает  способность ребенка выразительно, непосредственно и  искренне  передавать настроение, характер  музыки и свое собственное  отношение к ней.

  Следующий вид музыкальной  деятельности — детское музыкальное  творчество. В дошкольном возрасте  можно наблюдать лишь самые  первоначальные его проявления, которые выражаются в умении  создавать простейшие песенные  импровизации; комбинировать знакомые  танцевальные движения, создавая  новые варианты танцев, находить  выразительные игровые движения  для передачи различных образов;  музицировать на детских музыкальных  инструментах.

  Еще один вид музыкальной  деятельности — музыкально-образовательная,  которая предполагает усвоение  детьми элементарных сведений  о музыке, ее выразительных особенностях, а также приобретение определенного  запаса навыков и умений в различных видах исполнительства.[2,18]

3 Виды музыкальных занятий.

 Теория и практика  дошкольной педагогики определяют  следующие формы организации  музыкальной деятельности: занятия,  использование музыки на праздниках  и развлечениях, в игровой, самостоятельной  деятельности.

Занятия делятся на:

  • индивидуальные,
  • по подгруппам и
  • фронтальные в зависимости от числа участвующих в них детей.

  Музыкальная педагогика определяет в качестве основных три типа музыкальных занятий, обеспечивающих оптимальное развитие каждого дошкольника.  На занятиях происходит различная смена деятельности: дети поют, танцуют, играют, слушают музыку. Это создает известные трудности для педагога, так как он должен, умело переключая внимание ребят, настраивать их на иное переживание в связи с меняющимся характером музыки. 

 Музыкальный работник  распределяет материал на несколько  занятий, организуя каждое из  них так, что оно является  и самостоятельным, и как бы  отрезком целостного педагогического процесса.Любое занятие должно быть связано с предыдущими и последующими. Можно наметить примерную схему организации учебного процесса: ознакомление с новым материалом, разучивание частично усвоенного, закрепление полученных знаний.

  Могут иметь место занятия с небольшой группой, когда необходимо помочь детям овладеть тем или иным приемом игры на музыкальных инструментах, разучить какое-либо произведение для последующего его исполнения на празднике «по секрету» от других.

  Учитывая задачи, возникающие в ходе работы, педагог может применить форму индивидуальных занятий. Иногда ребенок после долгого отсутствия теряется, не понимает, как себя вести в той или иной ситуации, выключается из общего коллективного ритма действий. В таком случае целесообразны кратковременные (2-3 минуты) индивидуальные занятия, которые проводятся после общего. Педагог выясняет причину отставания ребенка, объясняет и показывает тот или иной прием в пении, движении, упражняет его в выполнении какого-либо задания.

 Фронтальные занятия наполнены различными видами музыкальной деятельности, проводятся со всеми детьми группы.  В зависимости от содержания и структуры эти занятия подразделяются на  типовые, тематические, по слушанию музыки, развитию творчества, по обучению  игре и инструментах, комплексные, с доминированием одного вида деятельности.

  Занятия проводятся в соответствии с программой планомерно по всем видам музыкальной деятельности. Музыкальное развитие детей будет успешным, если музыкальный руководитель применяет различные виды музыкальных занятий (доминантные, тематические, комплексные). Доминантные занятия позволяют ликвидировать отставание детей в формировании какой-либо способности, исполнительских умений, стимулируют творчество.     Тематическое занятие вызывает у детей более глубокий эмоциональный отклик вследствие объединения его содержания одной темой. На таких занятиях достигается целостность, взаимосвязь темой. На таких занятиях достигается целостность, взаимосвязь всех видов детской музыкальной деятельности. Темы занятий могут быть самыми разнообразными: от игровых («Наш поезд», «Любимые игрушки», «Поездка в гости к бабушке») до учебно- познавательных («Музыкальные жанры», «О чем нам рассказывает музыка», «Танцы разных народов», «Что и как рисует музыка» и т. л). Начало, ход, окончание тематических занятий свободны от каких-либо установок. Они зависят от выдвинутых педагогом программных требований, особенностей развития детей данной группы, используемого музыкального материала, логики развития темы.

  Наиболее  распространенным  является  типовое занятие. Оно  состоит из трех частей.  Первая  часть осуществляет задачи активизации  внимания, его сосредоточения на  звучании музыки, внесения организованности  в работу, создания рабочего настроения. Начинается эта часть занятия с ходьбы детей,для ее проведения используются бодрые марши. По ходу занятия даются задания на совершенствование основных движений. Так как основой жизнедеятельности организма является движение, то в первой части занятия идет обучение музыкально-ритмическим и двигательным навыкам в процессе какого-либо одного вида упражнений: образного, подготовительного, композиционного.

  Во  второй части  занятия педагог переходит к  пению или слушанию (в зависимости  от интенсивности движений первой  части), учитывая при этом этапы  разучивания произведения. В младших,  группах дети поют две-три песни,  перед исполнением которых проводятся  музыкально-дидактические упражнения  на различение высоты, тембра, силы, длительности звуков. В средней  и старшей группе - три песни, перед которыми проводятся упражнения по развитию слуха в виде распевания специально подобранных попевок , исполняемых подгруппами или индивидуально. Для слушания музыки детям предлагается специальный репертуар, указанный в программе или дополнительный. Это может быть и музыкальный материал песен, игр, плясок, которые в дальнейшем будут разучиваться с детьми. Обычно дети слушают и анализируют одно произведение, но можно - для сравнения по сходству или контрасту - исполнить два уже знакомых произведения. После пения или слушания, когда уровень взимания падает, с детьми проводится хорошо разученная ранее игра или пляска. В них совершенствуются музыкально-ритмические умения и навыки, ведется работа над выразительностью исполнения. Многократно повторяя игру или пляску, дети начинают выполнять ее непринужденно, придумывать варианты образных движений в играх, фигур в танцах.

     Комплексные  занятия расширяют представления  детей о видах искусства, средствах  их выразительности, они способствуют  развитию основ музыкальной культуры, активизирует мышление, обогащает эстетические представления, формирует эталоны красоты.  Такие занятия обычно проводятся не часто и служат показателем уровня эстетического развития детей данной группы. Они требуют согласованной предварительной работы музыкального руководителя и воспитателей. Комплексные занятия, как правило, не преследуют задач обучения чему-либо новому, а включают материал, закрепляющий умения детей в сфере художественной деятельности, расширяющий их знания о разнообразных видах, жанрах, средствах выразительности произведений искусств.

Информация о работе Музыкальное занятие как форма организации музыкальной деятельности дошкольников