"Музыкальные краски" в произведениях композиторов-импрессионистов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 12:16, лекция

Описание работы

Цель урока: дать начальное представление об импрессионизме, его истоках, развитии в живописи и музыке; авторах, работавших в данном направлении.
Задачи урока:
обучающие:
– ознакомить и проанализировать художественно-изобразительные особенности импрессионизма в музыке и живописи.
формирующие:
– формировать умение прислушиваться к музыке, к ее выразительным

Файлы: 1 файл

Экзамен по пед практике.doc

— 58.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации 

 Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Уральский государственный  педагогический университет»

Институт музыкального и художественного образования

Кафедра музыкального образования

 

«Музыкальные  краски» в произведениях композиторов-импрессионистов

Разработка контрольного урока  по музыке

 

Класс IV

Четверть III

Школа МОУ CОШ № 2

 

 

 

Допущен к уроку 

«___»__________20__г.   

____________________                                                                 

 

                                  Исполнитель:

 

студентка 4 курса, 41 группы

заочного отделения,

специальность «Музыкальное образование»

                                                                                                

Методист:

___________________________

                                                                                                                          (Ф.И.О.)

                                                                                       

                                                                  Зав. пед. практикой:

 

__________________________

                                                                                                                                (подпись)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2011 г.

 

Цель урока: дать начальное представление об импрессионизме, его     истоках, развитии в живописи и музыке; авторах, работавших в данном направлении.

 

Задачи урока:

обучающие:

 – ознакомить и  проанализировать художественно-изобразительные особенности импрессионизма в музыке и живописи.

формирующие:

 – формировать  умение прислушиваться к музыке, к ее выразительным особенностям.

развивающие:

 – развивать фантазию, образное мышление, вокально-хоровые навыки.

воспитательные:

 – воспитывать  понимание и любовь к современной  живописи и музыке.

 

Методы и  приемы, используемые на уроке:

Метод забегания вперед и возвращения назад к пройденному  на новом уровне

Метод музыкального обобщения

Метод размышления о музыке

Метод пластического  интонирования

 

Тип урока:

Изучение нового материала

 

Жанр урока:

Интегрированный

Структура урока

 

№ п/п

Этапы

Время выполнения

(в минутах)

1.

Организация начала урока 

1-2 мин.

2.

Подготовка к основному  этапу урока

3 мин.

3.

Усвоение новых знаний и способов действий

10 мин.

4.

Первичная проверка понимания

5 мин.

5.

Закрепление знаний и  способов действий

10 мин.

6.

Обобщение и систематизация знаний

10 мин.


 

 

Учебные пособия  и оборудование,

 необходимые  для проведения урока:

оборудование:

 – магнитофон (CD);

 – 2 ватмана и краски;

 – школьная доска,  мел и др.

 

учебные пособия:

1.  Алиев, Ю. Б. Настольная книга учителя-музыканта [Текст] / Ю. Б. Алиев. – М. : ВЛАДОС, 2000. – 336 с.

2. Безбородова, Л. А., Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях [Текст] : учеб. пособие для студ. муз. фак. педвузов / Л. А. Безбородова, Ю. Б. Алиев. – М. : Академия, 2002. – 416 с.

3. Д. Б. Кабалевский о музыке и музыкальном воспитании [Текст] : книга для учителя / сост. И. В. Пигарева ; отв. ред. Г. П. Сергеева / Центр музыкального образования имени Дмитрия Кабалевского. – М. : [б. и.], 2004. –192 с.

4. Лобова, А. Ф. Теория и практика музыкального воспитания в начальной школе [Текст] : учеб. пособие / А. Ф. Лобова ; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург : [б. и.], 2002. – 210 с.

5. Музыкальное образование в школе [Текст] : Учеб. пособие для студ. муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Школяр [и др.] ; под ред. Л. В.  Школяр. – М. : Академия, 2001. –232 с.

6. Осеннева, М. С. Методика музыкального воспитания младших школьников [Текст] : учеб. пособие для студ. нач. фак. педвузов / М. С. Осеннева, Л. А. Безбородова. – М. : Академия, 2001. – 368 с.

7. Симонов, В. П. Педагогическая практика в школе [Текст] : учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов / В. П.Симонов. – М. : Московский психолого-социальный институт, 2000. – 178 с.

8. Сысоева, М.Е. Педагогическая практика [Текст] : учебно-методическое пособие / М.Е. Сысоева. – М. : ЦГЛ, 2002. – 126 с.

           9. Теория и методика музыкального образования детей [Текст] : Научно-методическое пособие / Л. В. Школяр [и др.] – 2-е изд. – М. : Флинта ; Наука, 1999. – 336 с.

10. Халабузарь, П. В. Теория и методика музыкального воспитания [Текст] : учеб. пособие / П. В. Халабузарь, В. С.  Попов. – 2-е изд., прераб. и доп. – СПб. : Лань, 2000. – 224 c.

 

 

 

Ход урока:

 

 Звучит произведение  Сен-Санса из цикла «Карнавал  животных» - «Аквариум».

Учитель 1: Здравствуйте, ребята!

Учитель 2: Мы рады с вами познакомиться, меня зовут ….

Учитель 1: меня….

У2: Вы узнали музыку, которая  звучала в начале урока?

Дети: да, это Аквариум из «Карнавала животных», композитора  Сен-Санса.

У 1: Это композитор какой  страны?

Д: Франции.

У2: И сегодня мы с  вами продолжим знакомство с французской музыкой. Запишем тему нашего урока: «МУЗЫКАЛЬНЫЕ КРАСКИ» В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ КОМПОЗИТОРОВ-ИМПРЕССИОНИСТОВ.

У1: у вас наверняка  возник вопрос: а кто такие импрессионисты?

Работа с тетрадью:

 

ИМПРЕССИОНИЗМ (от французского – впечатление) – направление в искусстве, возникшее во Франции в 70 – х годах 19 века. Зародилось в живописи и получило название по картине Клода Моне «Впечатление. Восход солнца». (Показ репродукции).

У2: Что  вы видите на этой картине?

Д: лодочка, восходящее солнце, море, блики на воде…

У1: вот еще один шедевр Клода Моне «Руанский собор» и  давайте сравним пейзажи импрессионистов  с классическими пейзажами.

 

Д: пейзажи импрессионистов  размытые, нет точных линий, пестрота, за которой с трудом рассматривается  сюжет.

 

 У1. -  Молодцы! Вы  сами рассказали о средствах  выразительности живописи импрессионистов.  Ведь каждый вид искусства  имеет свои средства выразительности.

У2: А что такое средства выразительности?

У1: а теперь обобщим, какие  выразительные средства у живописи?

Д. - Линия, цвет, колорит...

У1:  Вы правы. Это же можно увидеть и в портретах  импрессионистов. Мы так же сравним  их с классическими портретами. ( рассматривание репродукций: Сезанн «Мужчина курит трубку», Ренуар «Портрет актрисы  Жанны Самари», Да Винчи «Мона Лиза»).

Разговор о сходствах  и различиях между классическими  образцами и имперссионистическими.

У2: Можно ли сказать, что  в этих произведениях сходные  выразительные средства? "

Д. - Да. Линии нет, а  её роль выполняет сопоставление  цветов, контраст или сходство между ними.

 

У1:  - Теперь давайте  вспомним выразительные средства музыки.

Д. -Мелодия, ритм, гармония, тембр.

 

У2: - Попробуем провести параллели  между выразительными средствами живописи и музыки. В живописи - линия, а  в музыке -..

Д. - Мелодия.

У1:  -В живописи цвет, краски, а  в музыке -..

Д. - Гармония.

У2 -В картинах, которые мы с вами рассматривали, основным выразительным  средством является не линия, а цвет, краски. А сейчас обратимся к мызыке М.Равеля (показ портрета).  Вслушаемся в пьесу композитора.  Подумайте какое выразительное средство, мелодия или гармония, будет выступает на первый план.

Слушаем  М. Равеля «Игра воды»

У1: Какое средство выразительности  выдвигается на первый план?

Д: Гармония.

У1: Что необычного вы услышали? Какие у вас возникли впечатления от прослушанной музыки. На что похожа эта музыка? Разговор о впечатлениях и о средствах выразительности (динамика, штрихи, темп) и выход на название пьесы.

У2: Молодцы, вы все верно услышали, послушайте, какое определение дал этой музыке французский поэт Анри де Ренье: «Речной бог, смеющийся над щекочущими его струями».

У1: Другой композитор - Клод Дебюсси  – современник Мориса Равеля, тоже жил во Франции. (показ портрета).

И сейчас мы услышим оркестровую  пьесу К.Дебюсси. (Слушание пьесы «Облака»). Вслушайтесь в музыку этого произведения, сравните его с предыдущим, сходны они или различны, в чем это сходство или различие, на что похожа эта музыка? Выход на название произведения.

У2: А теперь мы все ощутим себя в  роли художников – импрессионистов. И попробуем изобразить пьесы Равеля и Дебюсси на бумаге, так как мы их слышим. Вернемся к пьесе «Игра воды» (дети по одному выходят к доске и каждый наносит свои штрихи красками, а остальные через пластику).

Затем тоже самое проделать под музыку Дебюсси.

Переход к вокально-хоровой работе над песней А. Ермолова «Мы вместе».

Итог урока. Домашнее задание.

 

 


Информация о работе "Музыкальные краски" в произведениях композиторов-импрессионистов