Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 12:16, лекция
Цель урока: дать начальное представление об импрессионизме, его истоках, развитии в живописи и музыке; авторах, работавших в данном направлении.
Задачи урока:
обучающие:
– ознакомить и проанализировать художественно-изобразительные особенности импрессионизма в музыке и живописи.
формирующие:
– формировать умение прислушиваться к музыке, к ее выразительным
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное
высшего профессионального образования
«Уральский государственный педагогический университет»
Институт музыкального и художественного образования
Кафедра музыкального образования
Класс IV
Четверть III
Школа МОУ CОШ № 2
Допущен к уроку
«___»__________20__г.
____________________
студентка 4 курса, 41 группы
заочного отделения,
специальность «Музыкальное образование»
Методист:
___________________________
__________________________
Екатеринбург 2011 г.
Цель урока: дать начальное представление об импрессионизме, его истоках, развитии в живописи и музыке; авторах, работавших в данном направлении.
Задачи урока:
обучающие:
– ознакомить и проанализировать художественно-изобразительные особенности импрессионизма в музыке и живописи.
формирующие:
– формировать
умение прислушиваться к
развивающие:
– развивать фантазию, образное мышление, вокально-хоровые навыки.
воспитательные:
– воспитывать
понимание и любовь к
Методы и приемы, используемые на уроке:
Метод забегания вперед
и возвращения назад к
Метод музыкального обобщения
Метод размышления о музыке
Метод пластического интонирования
Тип урока:
Изучение нового материала
Жанр урока:
Интегрированный
Структура урока
№ п/п |
Этапы |
Время выполнения (в минутах) |
1. |
Организация начала урока |
1-2 мин. |
2. |
Подготовка к основному этапу урока |
3 мин. |
3. |
Усвоение новых знаний и способов действий |
10 мин. |
4. |
Первичная проверка понимания |
5 мин. |
5. |
Закрепление знаний и способов действий |
10 мин. |
6. |
Обобщение и систематизация знаний |
10 мин. |
Учебные пособия и оборудование,
необходимые для проведения урока:
оборудование:
– магнитофон (CD);
– 2 ватмана и краски;
– школьная доска, мел и др.
учебные пособия:
1. Алиев, Ю. Б. Настольная книга учителя-музыканта [Текст] / Ю. Б. Алиев. – М. : ВЛАДОС, 2000. – 336 с.
2. Безбородова, Л. А., Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях [Текст] : учеб. пособие для студ. муз. фак. педвузов / Л. А. Безбородова, Ю. Б. Алиев. – М. : Академия, 2002. – 416 с.
3. Д. Б. Кабалевский о музыке и музыкальном воспитании [Текст] : книга для учителя / сост. И. В. Пигарева ; отв. ред. Г. П. Сергеева / Центр музыкального образования имени Дмитрия Кабалевского. – М. : [б. и.], 2004. –192 с.
4. Лобова, А. Ф. Теория и практика музыкального воспитания в начальной школе [Текст] : учеб. пособие / А. Ф. Лобова ; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург : [б. и.], 2002. – 210 с.
5. Музыкальное образование в школе [Текст] : Учеб. пособие для студ. муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Школяр [и др.] ; под ред. Л. В. Школяр. – М. : Академия, 2001. –232 с.
6. Осеннева, М. С. Методика музыкального воспитания младших школьников [Текст] : учеб. пособие для студ. нач. фак. педвузов / М. С. Осеннева, Л. А. Безбородова. – М. : Академия, 2001. – 368 с.
7. Симонов, В. П. Педагогическая практика в школе [Текст] : учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов / В. П.Симонов. – М. : Московский психолого-социальный институт, 2000. – 178 с.
8. Сысоева, М.Е. Педагогическая практика [Текст] : учебно-методическое пособие / М.Е. Сысоева. – М. : ЦГЛ, 2002. – 126 с.
9. Теория и методика музыкального образования детей [Текст] : Научно-методическое пособие / Л. В. Школяр [и др.] – 2-е изд. – М. : Флинта ; Наука, 1999. – 336 с.
10. Халабузарь, П. В. Теория и методика музыкального воспитания [Текст] : учеб. пособие / П. В. Халабузарь, В. С. Попов. – 2-е изд., прераб. и доп. – СПб. : Лань, 2000. – 224 c.
Ход урока:
Звучит произведение Сен-Санса из цикла «Карнавал животных» - «Аквариум».
Учитель 1: Здравствуйте, ребята!
Учитель 2: Мы рады с вами познакомиться, меня зовут ….
Учитель 1: меня….
У2: Вы узнали музыку, которая звучала в начале урока?
Дети: да, это Аквариум из «Карнавала животных», композитора Сен-Санса.
У 1: Это композитор какой страны?
Д: Франции.
У2: И сегодня мы с вами продолжим знакомство с французской музыкой. Запишем тему нашего урока: «МУЗЫКАЛЬНЫЕ КРАСКИ» В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ КОМПОЗИТОРОВ-ИМПРЕССИОНИСТОВ.
У1: у вас наверняка возник вопрос: а кто такие импрессионисты?
Работа с тетрадью:
ИМПРЕССИОНИЗМ (от французского – впечатление) – направление в искусстве, возникшее во Франции в 70 – х годах 19 века. Зародилось в живописи и получило название по картине Клода Моне «Впечатление. Восход солнца». (Показ репродукции).
У2: Что вы видите на этой картине?
Д: лодочка, восходящее солнце, море, блики на воде…
У1: вот еще один шедевр
Клода Моне «Руанский собор» и
давайте сравним пейзажи
Д: пейзажи импрессионистов размытые, нет точных линий, пестрота, за которой с трудом рассматривается сюжет.
У1. - Молодцы! Вы
сами рассказали о средствах
выразительности живописи
У2: А что такое средства выразительности?
У1: а теперь обобщим, какие выразительные средства у живописи?
Д. - Линия, цвет, колорит...
У1: Вы правы. Это же можно увидеть и в портретах импрессионистов. Мы так же сравним их с классическими портретами. ( рассматривание репродукций: Сезанн «Мужчина курит трубку», Ренуар «Портрет актрисы Жанны Самари», Да Винчи «Мона Лиза»).
Разговор о сходствах
и различиях между
У2: Можно ли сказать, что в этих произведениях сходные выразительные средства? "
Д. - Да. Линии нет, а её роль выполняет сопоставление цветов, контраст или сходство между ними.
У1: - Теперь давайте вспомним выразительные средства музыки.
Д. -Мелодия, ритм, гармония, тембр.
У2: - Попробуем провести параллели между выразительными средствами живописи и музыки. В живописи - линия, а в музыке -..
Д. - Мелодия.
У1: -В живописи цвет, краски, а в музыке -..
Д. - Гармония.
У2 -В картинах, которые мы с вами рассматривали, основным выразительным средством является не линия, а цвет, краски. А сейчас обратимся к мызыке М.Равеля (показ портрета). Вслушаемся в пьесу композитора. Подумайте какое выразительное средство, мелодия или гармония, будет выступает на первый план.
Слушаем М. Равеля «Игра воды»
У1: Какое средство выразительности выдвигается на первый план?
Д: Гармония.
У1: Что необычного вы услышали? Какие у вас возникли впечатления от прослушанной музыки. На что похожа эта музыка? Разговор о впечатлениях и о средствах выразительности (динамика, штрихи, темп) и выход на название пьесы.
У2: Молодцы, вы все верно услышали, послушайте, какое определение дал этой музыке французский поэт Анри де Ренье: «Речной бог, смеющийся над щекочущими его струями».
У1: Другой композитор - Клод Дебюсси – современник Мориса Равеля, тоже жил во Франции. (показ портрета).
И сейчас мы услышим оркестровую пьесу К.Дебюсси. (Слушание пьесы «Облака»). Вслушайтесь в музыку этого произведения, сравните его с предыдущим, сходны они или различны, в чем это сходство или различие, на что похожа эта музыка? Выход на название произведения.
У2: А теперь мы все ощутим себя в роли художников – импрессионистов. И попробуем изобразить пьесы Равеля и Дебюсси на бумаге, так как мы их слышим. Вернемся к пьесе «Игра воды» (дети по одному выходят к доске и каждый наносит свои штрихи красками, а остальные через пластику).
Затем тоже самое проделать под музыку Дебюсси.
Переход к вокально-хоровой работе над песней А. Ермолова «Мы вместе».
Итог урока. Домашнее задание.
Информация о работе "Музыкальные краски" в произведениях композиторов-импрессионистов