Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 09:24, доклад
Доклад содержит в себе отличительные черты постановки среднерусского народного вокала, и основные методические рекомендации для начинающих педагогов.
Народная песня и народная манера пения, наряду с языком — важнейшие составляющие русской этнической культуры. Они передают дух нации, чувства и переживания людей, в них отражаются обычаи и вера народа.
Особенности культуры этноса в большей степени проявляются именно в звуковых компонентах языка — речи, интонации. А речевые интонации, выраженные через попевки, звуковые образы, — и есть народная манера пения.
НАРОДНАЯ МАНЕРА ПЕНИЯ И ОБУЧЕНИЕ ЕЙ
Народная песня и народная манера пения, наряду с языком — важнейшие составляющие русской этнической культуры. Они передают дух нации, чувства и переживания людей, в них отражаются обычаи и вера народа.
Особенности культуры этноса в большей степени проявляются именно в звуковых компонентах языка — речи, интонации. А речевые интонации, выраженные через попевки, звуковые образы, — и есть народная манера пения.
Е. Линёва
— одна из первых ученых-
«Истоками музыкального языка народных песен мы считаем выразительные свойства речи», — писал Ф. А. Рубцов. Именно из речевых интонаций, выражающих определённые состояния человека, связанные с выполнением им какого-либо действия, ритуала, обряда, рождается народная манера пения, в которой сочетаются фонетические особенности говора с тембровой выразительностью голоса.
Развитие голоса и манеры следует начинать с песен в пределах терции, кварты.
Распевку показывает педагог, поддерживая пение ребенка, играя на инструменте, постепенно повышая тональность и продвигаясь вверх по полутонам до «си» 1-й — «до» 2-й октавы, а затем плавно спускаясь вниз до «си» — «ля» малой и снова возвращаясь в начальное звучание. Важно, чтобы слоги формировались и в полости рта, и «на зубах», в так называемой «разговорной манере». «Положение губ при народной естественно-разговорной манере обеспечивает и нормальное разговорное произношение гласных и согласных звуков». Формирование гласных губами и полостью рта придает устойчивость, звонкость, полётность звуку. Важно, чтобы пение было непрерывным, последний звук долго тянулся, а также использовалось певческое произношение текста, в отличие от литературного.
Обучая детей народной манере пения, следует прибегать и к приёмам опосредованного воздействия на них через игру и хоровод. При этом ребёнок может усвоить манеру непосредственно с голоса, не подозревая, что его учат. Необходимо только петь в тесситуре ребёнка и в его диапазоне: от «до» до «си» или от «ре» до «си» 1-й октавы, либо в его примарной зоне: «ре» — «ля», «ми-бемоль» — «ля-бемоль» 1-й октавы.
Кварта — душа народной песни. С квартовых песен и надо начинать обучение народному пению. В начале обучения напевы, построенные на квартовом нисходящем движении с элементами скачков, усваиваются быстрее, особенно с задержанием первого (высокого) опорного тона.
Начинать работу с детьми лучше с песен, мелодическая волна которых представляет собой постепенное движение от 4-й к 1-й ступени лада (от верхнего устоя к нижнему). Затем следует переходить к песням, интонационная основа которых — квартовые трихорды, построенные на скачкообразном движении от верхнего устоя к нижнему.
Квартовая интонация, где первая ступень является главным устоем, а мелодическая волна есть поступенное завоевание кварты, приучает детей к интонированию высокой терции и чистой кварты.
Квартовые скачки даются детям особенно легко, если они преодолеваются в игре.
Квартовые песни — это основа интонирования на начальном этапе освоения народной манеры пения. С освоением квинты начинается следующий этап в обучении народному пению. Осваивать её удобнее, начиная с таких песен, где есть нисходящее движение от пятой ступени к первой.
После овладения квинтой начинается освоение сексты и септимы. Таким образом, происходит постепенное завоевание ладового пространства народной песни. В народных песнях всё продумано и предусмотрено, всё идёт от природы. Педагогу нужно помнить только о примарной зоне детей - это «ми», «фа», «соль» 1-й октавы. Именно на примарных звуках (тонах) «проявляются лучшие качества детского голоса». Легко удается привить правильную манеру и получить нужный звук в процессе игры. Например, для получения свободного звука «Эй!» лучше подходит игра в горелки. Свободный звук появляется у детей на речитативе «Гори, гори ясно». Пусть ребёнок поёт свободно без настройки.
В целом устойчивость в народном пении достигается верным звукоизвлечением, манерой, которая закрепляет интонацию, со временем вырабатывая чёткое ощущение высоты того или иного звука и объёма интервала, а также создаёт предпосылки к осмыслению устоя.
Обучая ребёнка интонировать подлинные песни в его тесситуре, мы передаём ему традиции, развиваем ладовое чувство и метроритм.
На начальном этапе обучения следует сочетать подвижные игры с «сидячими», Во время занятий лучше не пользоваться аккомпанементом. В распевках можно использовать фортепиано. При этом желательно помнить наказ 3. Кодая: «Непрерывное аккомпанирование на фортепиано... лишает ребёнка радости и пользы самостоятельного пения».
Во всех случаях педагог поёт сам, не принуждая к пению детей. Его задача — создать атмосферу радости и непринуждённости во время занятий.
Старикова Анна Валериевна – преподаватель сольного народного пения МОУДОД ДМШ №1 г. Донской Тульской области