Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 19:38, курсовая работа
Точно даты жизни Гвидо неизвестны. Биографические сведения о нем черпаются главным образом из его собственных трудов, прежде всего из Предисловия к «Микрологу», а также «Письма». Однако оба документа не имеют точных дат, оставляя таким образом хронологию упоминаемых в них событий не вполне определенной. Лучше дело обстоит с «Микрологом», так как известно, что его составление было закончено автором в возрасте 34-х лет во время правления папы Иоанна XIX, понтификат которого приходится на 1024-1033 гг. Тем самым приблизительная дата рождения Гвидо 994-998.
Введение 3
Гвидо Аретинский
Краткие биографические данные 4
Предпосылки нотной реформы Гвидо 7
Учение о сольмизации
От гимна св. Иоанну к гвидонову гексахорду 8
Модальные функции в гексахорде 10
От гексахорда к системе гексахордов.
Мутации. Гвидонова рука 11
Заключение 15
Список использованной литературы 16
Своей нотной реформой и гексахордной сольмизацией Гвидо создал по сути новую систему разучивания незнакомых песнопений «по нотам», «без учителя», как он сам подчеркивал. Тем самым он поколебал устную традицию бытования хорала и способствовал развитию тотальной письменной традиции в музыкальной культуре Западной Европы. Невменная нотация была ориентирована на устный способ воспроизведения хоральных мелодий, а новации Гвидо развивают фактически новую парадигму обучения музыке - письменно-аналитическую.
В «Правилах..., переложенных на стихи» содержится то, что является началом практики сольмизации как таковой, то есть перенесения заданных в одном гексахорде отношений на другие - на иной высоте, с частичным переосмыслением функций одних и тех же звуков. Гвидо устанавливает «функциональные», то есть подвижные слоги-воксы (ut, re и т. д.) над высотно абсолютными буква-ми-клависами (Г, А, В и т. д.). В схеме Гвидо имеется только одно отличие от того, что закрепится в более поздней практике сольмизации: звукоряд еще не имеет ступени b круглого (то есть си-бемоля), хотя последняя присутствует потенциально, если продолжить слоговой ряд на гексахорд от F (что и будет сделано в дальнейшем).
В первых двух слоговых рядах
проглядывает и идея мутации, то есть
перехода из гексахорда в гексахорд.
В его основании лежит
функции
гексахорда G Ut Re Mi Fa Sol La
звуки Г А В с d e f g a
функции
гексахорда С
Переход в другой гексахорд осуществляется путем функционального переключения последней ступени исходного. Последняя ступень-функция гексахорда (здесь - от G) это La, а за ней следует полутон (см. звуковой ряд). Но полутоном всегда вводится функция Fa (имеющая его, как ранее отмечалось снизу)-предшествует же Fa функция Mi. Для сохранения этого порядка ожидаемое в качестве последнего звука исходного гексахорда La переосмысливается с позиций следующего гексахорда как Mi, после чего счет идет уже по этому новому гексахорду. Подобная смена гексахордов называется мутацией.
В дальнейшем, когда к гексахордам от G и от С был прибавлен гексахорд от от F, им всем были даны названия, в зависимости от положения двойной ступени b/h в их звукоряде. Гексахорд от звука С получил название натурального, от G - твердого, от F - мягкого. Мутация в чем-то родственна нашей модуляции, то есть смене звукоряда, а мутируемый звук отчасти можно уподобить посредствующему звуку (подобно посредствующему аккорду-ступени). Так, посредством мутации из звукоряда (гексахорда) натурального (от С) осуществляется переход в другие звукоряды: мягкий (от F) или твердый (от G). Очевидно также, что три гексахорда находятся между собой в отношении Т, S, D, считая их по До мажору, а это — функциональная основа будущей тональности, которая отстоит от самого Гвидо не менее чем на 600 лет. Переход из гексахорда в гексахорд -смена звукоряда,
аналогичная в чем-то
переходу из тональности тоники в
тональность доминанты или
Впрочем, в гексахордах это дано в зачаточном виде, в пределах монодии, и сам Гвидо понятия не имел ни о каких функциях такого рода. Но есть обратная связь. Система гексахордов исторически прорастает в квинтовый круг. И хотя Гвидо, по мнению Римана, «никак нельзя приписать осознанную связь с мажорной гаммой, однако развившаяся далее система гексахордов, вместе с их транспозициями не только от исторически первичных G, F, но и от других звуков (В, D и т. д.) способствовала развитию мажорного восприятия звукового пространства».
В соответствии со звукорядом от Г до е три гексахорда имели октавные повторения, и таким образом весь звукоряд оказался вымощенным плиточками этих гексахордов:
Для наглядности при обучении детей нотной грамоте звуки всех гексахордов были закреплены за суставами и кончиками пальцев руки, которая стала именоваться вместе с заключенным в ней звукорядом гвидоновой рукой (хотя в его собственных трактатах нет ни ее изображения, ни упоминания о ней). Развитие системы сольмизации до ныне известного вида осуществили уже ученики Гвидо Аретинского.
Заключение
Оценка Гвидо претерпела
некоторые изменения в
Кроме того, именно в наше время, то есть в начале третьего тысячелетия, стало очевидным, что музыкальная нотация претерпела такие кардинальные потрясения, которые высветили фигуру Гвидо в неожиданно новом свете. Оказалось, что в течение почти, что десяти веков нотация развивалась в принципе в том направлении, которое было задано им. Однако, появление в XX веке (особенно во второй его половине) всякого рода «рисуночных музык», «графических нотаций», а в ряде случаев отказ от нотации вообще, показывает , что музыка в каком-то смысле пытается если не возвратиться к «догвидоновой» эпохе, то, по крайней мере, сталкивается вновь с похожими проблемами. А это свидетельствует о том, что реформы Гвидо носят не абсолютный характер, равно как и ценности, которые за этими реформами стояли.
Действительно, новый
метод сольмизации и реформы
нотации – два главных вклада
Гвидо, благодаря которым он получил
широкую известность и
Список литературы
1 Однако в самое последнее время появились некоторые ценные материалы: в частности, С. Лебедев и Р. Поспелова перевели и издали «Письмо к брату Михаилу».