Опера « Кармен»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 10:52, курсовая работа

Описание работы

Перед кем из слышавших «Кармен» не воскресают при упоминании гениальной оперы увлекательная сцена ссоры сигарочниц или блистающая красками картина народного празднества? Кто не вспоминает страстное очарование сегидильи Кармен, трагическую сосредоточенность гадания или захватывающий драматизм ее финального дуэта с Хозе?
Стройные изящные формы. Как бы встают перед глазами. Выразительные, красивые мелодии запоминаются надолго, а яркость колорита всегда прозрачного и легкого оркестра изумляет и пленяет одновременно.

Содержание работы

Введение.
опера «Кармен»:
литературный источник и содержание оперы
музыкальный анализ
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Курсовая по ИЗМ.doc

— 51.50 Кб (Скачать файл)

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ИНСТИТУТ МУЗЫКИ

ИМ. П. И. ЧАЙКОВСКОГО

 

Кафедра истории, теории музыки и композиции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опера « Кармен»

 

Курсовая работа

 

По дисциплине Музыкальная  литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка:

II курс ТО колледжа

Новоселова А. В.

 

Научный руководитель:

Канд. пед. наук, доцент

Иванова Л.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск 2006

 

План:

 

 

 

  1. Введение.
  2. опера «Кармен»:
        • литературный источник и содержание оперы
        • музыкальный анализ
  1. Заключение
  1. Библиографический список

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

    Перед кем из слышавших «Кармен» не воскресают при упоминании гениальной оперы увлекательная сцена ссоры сигарочниц или блистающая красками картина народного празднества? Кто не вспоминает страстное очарование сегидильи Кармен, трагическую сосредоточенность гадания или захватывающий драматизм ее финального дуэта с Хозе?

    Стройные изящные  формы. Как бы встают перед глазами. Выразительные, красивые мелодии запоминаются надолго, а яркость колорита всегда прозрачного и легкого оркестра изумляет и пленяет одновременно.

          

 «Кармен» вся во вне, вся жизнь, вся свет, без теней, без недосказанности»

                                                                                                         

                                                                                                                 Р. Роллан

 

    При ближайшем  рассмотрении опера нисколько  не теряет своего обаяния. Напротив, еще в юности найденный Бизе принцип — обращение к публике через «мотив» как залог доступности музыки — остается твердой основной гениального произведения. Удивляет мастерство с которым композитор решает сложнейшие творческие задачи. Яркость написанных им народных сцен и характеров, их столкновения в ходе развития драмы поражают изобретательностью и внутренней логикой. Даже в напряжённейшие драматические моменты музыка сохраняет кристаллическую ясность, пластичность форм, обязательную красоту мелодии, не затемняемой богатой, а подчас и изысканной, гармонизацией. Сила и разнообразие оркестровых красок сочетаются с удивительной прозрачностью звучания.

          «В оркестре должен быть воздух»

                                                                 Ж. Бизе

«Кармен»— высшая точка  поисков и достижений Бизе. Годы исканий и кризисов, отдельные  удачи в оперном жанре, овладение высотами мастерства — все кажется лишь предысторией оперного творчества Бизе в сравнении с «Кармен» — его историей и вершиной. В «Кармен» Бизе из  крупнейшего мастера французского музыкально-драматического искусства становится одним из замечательнейших мастеров мировой оперной культуры.

 

«В «Кармен» Бизе создал высший образец музыкальной  драмы, которая на крыльях блистательной  музыки поднимается над повседневностью, хотя трактует повседневный сюжет»

 

                                                                                         А. В. Луначарский

    Незамысловатые перипетии романа солдата и сигарной работницы, захваченные яркостью и выразительностью гениальной музыки, приобретают общечеловеческий характер. Еще до «Отелло» Дж. Верди (1886) и «Пиковой дамы» П.И. Чайковского (1890) Бизе дал   своеобразное решение проблемы музыкальной драмы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литературный источник

 

 

  Либретто «Кармен» заимствованно из одноименной новеллы французского писателя Мериме. Острая, сдержанная новелла подверглась серьезной переделке. Мериме ведет рассказ от имени путешественника и ученого, занимающегося археологическими изысканиями в Испании 30-х годов. В одной из поездок, на ночлеге, ученый встречается с известным всей провинции бандитом дон Хозе Лисаррабенгоа.

 

«То был молодой малый, среднего роста, но по виду сильный  с мрачным и гордым взглядом.<…>Его лицо благородное и в то же время свирепое напоминало мне мильтоновского Сатану»

                                                                   

                                                                                                      П. Мериме

 

Мрачным, гордым, суровым, Хозе — бандит из Наварры, имеющий  на совести несколько убийств  — остается на протяжении всей повести.

    Один только раз Мериме допускает смягчение облика героя — при свидании с ученым в тюрьме Хозе, присужденный к казни за убийство Кармен, застенчиво просит его отслужить обедню за упокой ее души. И все же во всех случаях Хозе, прежде всего волевая замкнутая натура, сильный характер.

    Во время  своего путешествия ученый попадает  в Кордову. Его внимание привлекает  необычная красота встреченной  им в городе цыганки.

 

«<…>я увидел, что она невысока ростом, молода, хорошо сложена и что у нее огромные глаза<…> То была странная и дикая красота, лицо, которое с первого взгляда поражало, но которого нельзя было забыть. В особенности у ее глаз было какое-то сладострастное и в то же время суровое выражение, какого я с тех пор не встречал ни в одном человеческом взгляде<…> Если вам некогда пойти в зоологический сад, чтобы изучать взгляд волка, посмотрите на вашу кошку, когда она подстерегает воробья»

 

                                                                                                         П. Мериме

 

    При первом же знакомстве с путешественником Кармен крадет у него золотые часы. Позже — уговаривает Хозе перерезать ему горло.

     Так, без  прикрас, в сухой, подчеркнуто  описательной реалистической манере  рисует Мериме героев  будущей  драмы. Между такими двумя сильными и непреклонными людьми столкновение было неминуемо. «Собаке с волком не ужиться»,—говорит сама Кармен. О ходе развития драмы ученый узнает из предсмертного рассказа Хозе.

    Скупо и  сдержанно описывает Мериме наступление  развязки. Хозе заранее замышляет убийство Кармен. Он сажает ее на коня и везет в горы.

    «Мы были  в пустынном ущелье,—рассказывает Хозе,– я остановил коня.<…> В последний раз,— крикнул я, — останешься ты со мной».

    «Нет! Нет! Нет!»—  сказала она, топнув ногой,  сняла с пальца кольцо, которое я ей подарил, и швырнула его в кусты. Я ударил ее два раза <…>Потом я вспомнил, что Кармен мне говорила, что хотела бы быть похороненной в лесу. Я вырыл ей могилу ножом и отпустил ее туда. Я долго искал ее кольцо и, наконец, нашел. Я положил его в могилу рядом с ней, вместе с маленьким крестиком. Может быть, этого не следовало делать…»

    Затем Хозе  отправился в ближайшую кордегардио и рассказалоб убийстве. Открыть где находится тело Кармен, он отказался.

    Либретто оперы  целиком заимствованно из предсмертного рассказа Хозе.

 

 

 

 

Музыкальный анализ

 

 

На первом месте в  опере, бесспорно, стоит образ Кармен. Он исключительно оригинален и не имеет прототипа в оперной литературе. Образ Кармен отличается редкой динамичностью – растет от сцены к сцене, развивается почти непрерывно. В этом уже заложено начало конфликтности. Как м в «Арлезианке» Бизе вводит в музыку «Кармен» лейтмотив, характеризующий героиню, свойственную ей способность возбуждать вокруг себя трагические страсти, окутывающую ее атмосферу любовный стремлений:

Пример с.356

Этот лейтмотив, предельно  лаконичный, сжатый, концентрирует  в себе большие выразительные  возможности. Помимо того, что он является основным в музыкальной характеристике главной героини, мотив приобретает  и более общее значение темы неотвратимого и гибельного чувства и играет важную роль в драматургии оперы.

Многогранному образу Кармен присуще и большое единство, также  закрепляемое лейтмотивом и общностью  жанровой характеристики. Наряду с  этим можно отметить и сложную систему тематических «арок» и интонационных связей. Они не всегда легко ощутимы в блестящей, разнообразной и драматически конкретной обрисовке героини, но способствуют цельности образа, особенно при переходе от преобладания жанровых интонаций к более глубоким интонационным обобщениям. Первый выход Кармен, хабанера, песенка перед Цунигой, сегедилья, цыганская пляска и гаданье – кульминация образа – в той или иной мере объединены общностью интонационных и ритмических оборотов.

Первый выход Кармен показывает героиню в определяющих ее облик чертах – сверкающей темпераментности, яркости, смелости. Насмешливо-пренебрежительные слова текста, изменчивость вокальных реплик, раскрывающие подлинное существо Кармен оркестровое сопровождение сразу намечают многогранный и сложный образ. в ответе влюбленным юношам («Когда вас полюблю? Сама не знаю я»), вопреки словам, звучит и призывная страстность, и обещание, и одновременно дерзкий отпор. Все это богатство оттенков заключено в несколько небольших речитативных фраз. Показателен для общей характеристики Кармен оркестровый план ее первого выхода. Лейтмотив – в его горделиво страстном облике – и волевой устремленный тематический оборот (которым заканчивается вступительный ритурнель выхода Кармен) не только характеризуют ее при появлении перед ожидающей толпой молодежи, но и заключают в себе существенные элементы обрисовки образа в целом:

Пример

От лейтмотива протянутся нити ко всем важнейшим узловым моментам драмы – к сцене с цветком, где мотив звучит томительно и страстно, к сцене Кармен и Хозе во втором действии ,где выразительные интонации лейтмотива напоминают переживания Хозе во время первой встречи, к сцене гаданья, где он приобретает черты мрачной фатальности:

Пример

к финальлному дуэту, где лейтмотив в сочетании  с элементами ликующего марша раскрывает отчаяние и муку Хозе:

пример

к заключительной сцене, где он символизирует торжествующую  силу любви:

пример

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Опера « Кармен»