Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2014 в 07:58, курсовая работа
В XVIII веке шотландский купец Александр Грейг покинул родину и поселился в Норвегии. Здесь его фамилию стали писать иначе – «Григ». Он женился на норвежке, дети его выросли в Норвегии. Внук Грейга Александр Григ, английский консул в Бергене, был уже настоящим норвежцем. Он превосходно знал историю Норвегии, любил ее природу и людей, знал их быт и обычаи. Григ был неплохим музыкантом, играя на рояле и скрипке. Жена его, Гесина Юдит Григ, урожденная Хагеруп, отличалась разносторонними талантами: она пела, писала стихи, превосходно играла на рояле.
В доме Григов всегда было уютно, светло, звенели веселые детские голоса, и двери радушно распахивались навстречу гостям. Здесь часто собирались друзья и знакомые, возникали разговоры об искусстве, устраивались музыкальные вечера, а порой и домашние спектакли… Впрочем, Гесина Григ занималась не только домашним музицированием; она часто выступала в концертах, играя произведения Моцарта, Бетховена, Шопена.
Якутский музыкальный колледж (училище) им. М.Н. Жиркова
ПЦК Теория музыки
КУРСОВАЯ РАБОТА
по курсу дисциплины «Анализ музыкальных произведений»
на тему
Особенности простых форм
в фортепианном цикле Э. Грига
«Поэтические картинки»
Выполнила: студ. III к. ОТМ, ОНИ
Н.А. Маслова
Консультант: Ч.К. Скрыбыкина
Дата защиты: 30.05.2012
Якутск 2014
© Наталья Александровна Маслова
© Якутский музыкальный колледж (училище) им. М.Н. Жиркова
СОДЕРЖАНИЕ
В XVIII веке шотландский купец Александр Грейг покинул родину и поселился в Норвегии. Здесь его фамилию стали писать иначе – «Григ». Он женился на норвежке, дети его выросли в Норвегии. Внук Грейга Александр Григ, английский консул в Бергене, был уже настоящим норвежцем. Он превосходно знал историю Норвегии, любил ее природу и людей, знал их быт и обычаи. Григ был неплохим музыкантом, играя на рояле и скрипке. Жена его, Гесина Юдит Григ, урожденная Хагеруп, отличалась разносторонними талантами: она пела, писала стихи, превосходно играла на рояле.
В доме Григов всегда было уютно, светло, звенели веселые детские голоса, и двери радушно распахивались навстречу гостям. Здесь часто собирались друзья и знакомые, возникали разговоры об искусстве, устраивались музыкальные вечера, а порой и домашние спектакли… Впрочем, Гесина Григ занималась не только домашним музицированием; она часто выступала в концертах, играя произведения Моцарта, Бетховена, Шопена. Она даже участвовала в исполнении такого сложного сочинения, как Большая фантазия Бетховена для фортепиано, хора и оркестра.
Три дочери и два сына Александра и Гесины Григ унаследовали от родителей любовь к музыке. Музыкальной одаренностью отличались сестры Ингеборг и Элизабет. Старший сын Григов Йон занимался у знаменитого русского виолончелиста К.Ю. Давыдова. Он не стал музыкантом-профессионалом, но в своем родном Бергене был известен как прекрасный виолончелист и музыкальный критик. Младший же сын впоследствии стал известен всему миру. Это был четвертый ребенок Григов, родившийся 15 июня 1843 года – Эдвард Григ.1
Мать Эдварда обучала всех детей музыке. Впервые будущий композитор сел за фортепиано в четыре года, и уже в детстве его стала занимать красота гармоний и созвучий.
В возрасте двенадцати лет Григ написал свое первое произведение для фортепиано. Через три года, после окончания общей школы, по настоятельному совету «норвежского Паганини» – известного норвежского скрипача Оле Булла, Григ поступил на обучение в Лейпцигскую консерваторию.
В знаменитой консерватории Григ не всем оказался доволен: со своим первым учителем фортепиано Луи Плайди они настолько разошлись во вкусах и интересах, что по собственной просьбе Эдвард был переведен в класс Эрнста Венцеля. За пределами консерватории Григ приобщался к музыке современных композиторов.
Во время обучения Григ сочиняет «4 фортепианные пьесы» и «4 романса» на слова немецких поэтов. В этих ранних произведениях заметно влияние любимых Григом классиков: Шумана, Шуберта, Мендельсона.
В 1862 году Григ окончил консерваторию с отличием. В том же году в шведском городе Карлсхамн он дал свой первый концерт.
Позже Григ без удовольствия вспоминал годы обучения в консерватории. Однако о своем учителе композиции Морице Гауптмане говорил так: «Он олицетворял для меня всякую противоположность схоластике».2
Окончив консерваторию, Григ пожелал работать на родине и вернулся в Берген. Однако прибывал здесь он не долго. В 1863 году Григ уехал в Копенгаген. И здесь уже он написал «Поэтические картинки». Это его третье произведение.
В Копенгагене Григ сблизился с группой единомышленников, воодушевленных идеей создания нового национального искусства. Одним из них был Р. Нудрок. Григ и Нудрок хотели не только сочинять норвежскую музыку, но и пропагандировать ее, потому и основали общество «Евтерпа». В общении с ним окрепли и оформились эстетические взгляды Э. Грига.
Но не только Р. Нудрок повлиял на творческий облик Грига, как композитора. Кроме него, этому поспособствовали такие деятели культуры как Х. Хьерульф, У. Булль, И.Г. Конрали, пианисты-композиторы Т.Д.А. Теллефсен и Х. Каппелен, известный педагог Э. Нойцерт, органист и композитор М.А. Удбю, автор хоров и общественный деятель И.Д. Беренс, О. Винтер-Ельма, Ф.А. Рейссигер, Ю. Свенсен и многие другие.
Колоссальное воздействие на Грига оказал и Генрик Ибсен, с которым он познакомился в «Скандинавском клубе» в Риме.
Основой музыки Эдварда Грига является норвежский музыкальный фольклор. Григ с детства слышал норвежские пастушеские наигрыши, старинные баллады, острохарактерные норвежские танцы, и любовь к ним, желанием запечатлеть их в своем искусстве, показать их своеобразную красоту всему миру он пронес через всю жизнь. Этому не помешало обучение в прославленной Лейпцигской консерватории, считавшейся центром немецкого академизма. Постигнув здесь тайны композиторского мастерства, овладев многими навыками, приобщившись к высшим достижениям европейской культуры, Григ вернулся на родину, чтобы участвовать в создании самобытного скандинавского и главным образом норвежского искусства.
Специфика норвежского музыкального фольклора проявляется на всех уровнях творчества Грига, – содержание и форма произведений, музыкальный язык, мелодика, гармония, метроритм, принципы развития, фактура и т.д.
В своей курсовой работе мы постараемся выявить особенности простых форм, применяемых в камерной фортепианной музыке Э. Грига. Методологической базой наших исследований являются труды музыковедов Б.В. Асафьева, И.И. Мартынова, Е.Л. Гуревича и др. Основными источниками по теме работы являются монографии Н. Гриндэ.
В качестве объекта изучения мы выбрали фортепианный цикл «Поэтические картинки», как наиболее показательные в плане использования простых форм в творчестве композитора. Кроме этого, данное произведение до последнего времени в достаточной мере не изучено.
Цель исследования: выявить особенности простых форм в фортепианном цикле «Поэтические картинки» Э. Грига.
Гипотеза: Наиболее предпочитаемой простой музыкальной формой в фортепианной музыке Грига является простая трехчастная форма с серединой типа развития.
Мы ставим перед собой следующие задачи:
1. Изучение литературы по теме курсовой работы.
2. Анализ цикла.
3. Итоги анализа.
Курсовой проект состоит из Введения, трех разделов, Заключения, списка использованной литературы.
В первом разделе представлена краткая характеристика музыки Норвегии, так как специфика норвежской музыки оказала решающее влияние на выбор музыкального языка в камерной фортепианной музыке Грига.
Во втором разделе разбираются особенности простых музыкальных форм. Именно простые формы характерны для фортепианных миниатюр Грига.
В третьем разделе сделан последовательный анализ шести пьес фортепианного цикла «Поэтические картинки» Э. Грига.
Данная работа может быть полезна для использования в качестве учебного пособия в курсе анализа музыкальных произведений, гармонии, зарубежной музыкальной литературы, теории музыки, основ композиции и др.
Прежде чем обратиться к анализу цикла, рассмотрим характерные особенности музыкального фольклора Норвегии.
Фольклор норвежцев многообразен. Большой популярностью у них пользуются сказки. В них обычно действуют Аскеладден и силы природы – злые и добрые. Злые – это могучий хозяин гор тролль, хозяйка леса и морское чудовище Орау-ген, а добрые – умеющие все делать маленькие уродцы дверги и хозяин – защитник жилья ниссе, для которого норвежцы во время праздника юля (рождества) оставляли на сеновале миску с флетегретом. Среди волшебных способов передвижения героев сказок преобладает такой типично норвежский, как лыжи; из пищи чаще всего упоминается сыр и масло.
Норвежская народная музыка охватывает самые разнообразные типы песен и инструментальной музыки различного времени и происхождения. Определить границы народной музыки довольно трудно.
Обычно автор в народной музыке неизвестен, но и здесь имеется значительное число исключений. Народная музыка, вокальная и инструментальная, передавалась из поколения в поколение в устной форме. При устной традиции сохранения искусства происходили значительные изменения, которые за определенный период времени могли «чужую» мелодию приблизить к своему сложившемуся стилю. Одна и та же мелодия могла иметь несколько вариантов. Память народа сохранила многие мелодии и песни с глубокой древности. Традиционные мелодии сосуществовали бок о бок с песнями более позднего времени, претерпевающими в каждом своем новом виде стилистические изменения.
В основном народная музыка связана с жизнью крестьянства. Жизнь в горах отражена в зазывных песнях, в песнях-перекличках. В горных районах были распространены рожок, козий рог и флейта. В быту звучали колыбельные, а во время праздников частушки, народные баллады, духовные песни. Из народных инструментов следует отметить мунхарп и ланглейк. В старые времена обычно под ланглейк танцевали. Постепенно этот инструмент вытеснили хардингфеле в одних районах, скрипкой – в других.
Согласно сведениям из «Музыкальной энциклопедии», о древнем происхождении норвежской музыки свидетельствуют музыкальные инструменты, найденные при раскопках на территории Норвегии: бронзовые рога, древние арфы, лютни, скрипки, изображения инструментов на камнях и в орнаментах деревянных церквей, скульптура народного музыканта-шпильмана в Нидаросском соборе (XII век). В сагах и поэмах исландско-норвежского эпоса «Старшая Эдда» (конец XI века) упоминаются музыкальные инструменты героев, а также музыкантов из свиты короля Хуглейка. Среди них: рога – луры, ручные горизонтальные арфы – крогарп и ее разновидности лангарп (продолговатая) и ланглейк (длинная); народные скрипки – гигья и фидла (феле), в сопровождении которых скальды распевали свои поэмы. Древнего происхождения и инструменты пастухов – буккехорн (козий рог), приллархорн (рожок), приллар (бычий рог), берестянй лур, мунхарп (губная гармоника) селье (род флейты). В XVI – XVII веках получила распространение егья, или хардингфеле, – скрипка из Хардангера с игровыми и резонирующими струнами, обычно украшенная резьбой и инкрустированная перламутром.
Сохранились сведения о странствующих народных поэтах-певцах С. Фенесбане и Х. Рунге, исполнителях на феле. Норвегия издавна славилась своими скрипачами-виртуозами; среди народных музыкантов известны К. Луросен, Н. Рекве, Т. Аудунсен и другие.
Инструментальные наигрыши передавались из поколения в поколение. В XIX веке их использовали У. Булль, выступавший с народным скрипачом Мелларгутеном, и Э. Григ. Народные инструментальные наигрыши сохранили причудливую образность и самобытность – мелодическое, ладовое, интонационное своеобразие, связанное с особенностями народных ладов (преимущественно с оборотами, соответствующими лидийскому ладу, с интервалами в ¾ тона у лура и др.), особенностями ритмики (синкопы, триоли, пунктированные ритмы).
Среди жанров народных песен – колыбельные, шуточные, любовные, «богатырские», состязательные, рыбачьи, а также духовные; особенно оригинальны пастушьи, богатые мелизматикой, основанной на звукоподражании перекличкам в горах и наигрышам рожков, заканчивающиеся развитой фиоритурой.
Своеобразны народные танцы, которые за их стремительные темпы, скачки, синкопы называют «танцами горных духов», «танцами черта»: спринггар, спрингданс, халлинг, быстрый иельстер; среди других свадебный марш-шествие и медленный старинный танец гангар.
Особенности народной норвежской музыки обусловлены своеобразием природы и обособленностью горных районов страны, где дали гор и моря, фьорды, скалы, ущелья рождали песни о великанах, внушавшие смелость, мужество и страсть к путешествиям, как и песни о горных духах, троллях и гномах, лесных девах-гульдрах, фантастических птицах и животных. В эпических песнях XII – XVI веков воспевались подвиги викингов, рыцарей и первых королей. Фантастичностью отличались старинные баллады и песни-поэмы.
Из-за особенностей исторического развития Норвегии национальное профессиональное искусство долго не получало развития. Но, в это время народная норвежская музыка сохраняла свои оригинальные черты; пользовались популярностью народные певцы и исполнители на народных инструментах. Церковная норвежская музыка развивалась в русле европейского влияния, на основе григорианского пения. Позднее норвежские церковные музыканты, обучавшиеся во французском монастыре Сен-Виктор, писали музыку в стиле французских полифонистов, затем стиле мастеров нидерландский школы и Палестрины.
В норвежском музыкальном фольклоре использовались простые музыкальные формы. Такие как, период, простые двухчастная и трехчастная формы. Например, рассмотрим народную норвежскую «Балладу о сне»:
Здесь можно говорить о куплетной форме, состоящей из запева и припева. Они ритмически различаются: запев в размере 3/4, припев – в размере 2/4. Применяются характерные пунктирные ритмы, триоли. Ощущается танцевальная основа. Происходит модуляция из a-moll в E-dur.
Информация о работе Особенности простых форм в фортепианном цикле Э. Грига «Поэтические картинки»