Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 08:29, аттестационная работа
Стихотворение Тютчева написано в двухдольном размере (хорей). Ритмика стиха и его настроение невольно рождают ассоциацию с пушкинским стихотворением «Зимняя дорога» («Сквозь волнистые туманы пробирается луна…»), не говоря уж о первом слове «сквозь», которое сразу наталкивает на эти ассоциации. Оба стихотворения передают настроение человека наедине с природой.
Стихотворение Тютчева написано в двухдольном размере (хорей). Ритмика стиха и его настроение невольно рождают ассоциацию с пушкинским стихотворением «Зимняя дорога» («Сквозь волнистые туманы пробирается луна…»), не говоря уж о первом слове «сквозь», которое сразу наталкивает на эти ассоциации.
Оба стихотворения передают настроение человека наедине с природой. Однако стихотворение Пушкина гораздо более динамично – в нём так и чувствуется бег тройки, уносящей его в другие места, к милой, к теплу камина и к простым человеческим чувствам. Таким образом, у Пушкина человек является участником процесса. У Тютчева всё по-другому. Стихотворение передаёт восторг, ужас и благоговение человека, со стороны созерцающего величественные горы, их таинственный мир, подавляющий этим величием и властью могучей природы.
Стих
В первых двух строфах передан почти мистический, леденящий ужас перед этими горами, а в третьей и четвёртой звучит гимн горным вершинам, солнцу, всей природе.
Образы стихотворения и его форма точно воплотились в музыке Чеснокова.
Хор написан в очень ясной определённой форме: в ней сочетаются характерная для многих хоровых миниатюр, так называемая, строфическая форма (отвечающая строением стиха) с простой двухчастной формой. Первые две строфы, образующие первую часть написаны в миноре, третья и четвёртая, образующие вторую часть – в мажоре. Это и определяет разделение всего произведения на две контрастные части. При этом во второй части повторяется музыка первой части, только в другом, мажорном, освещении. Здесь используются мотивы первой строфы с 1 по 6 такт и второй строфы с 13 по 16 такт. Возникает некий синтез и новое качество в результате мотивного развития.
Чесноков очень детально раскрывает нюансы текста в музыке. Например, с 1 по 3 такт образ сумрачной ночи, окутавшей горы передан необычно тихим, как бы постепенно наплывающим звучанием, без басов, а затем, в следующей фразе очень тихо включаются басы на слове «Альпы» (причём, что бывает крайне редко, в тройном divisi), и это вносит ощущение скрытой угрозы и мощи. А во второй фразе мелодия на словах «помертвелые их очи», проходящая у басов, явно ассоциируется с темой Грозного Султана из Шехеразады Римского-Корсакова, произведения очень популярного и всем известного. В то же время сопрано и тенора застывают, «мертвеют» на ноте соль. Этот приём используется и в других произведениях Чеснокова для создания мрачных трагических образов.
В этом хоре, как и в других произведениях Чеснокова, особую роль играет гармония – красочная, сочная, с использованием септ и нонаккордов (2 и 3 такт), больше колористическая, нежели функциональная. Он использует также и полифонические приёмы, что является традицией в русской хоровой миниатюре. Так мы встречаем имитацию во второй строфе между тенорами и сопрано (такты 12 -16), что в сочетании с восходящей направленностью создаёт впечатление движения, однако это движение угасает и всё застывает (в соответствии с содержанием).
Приём имитационного ведения голов возобновляется во второй части миниатюры и приводит к ликующей кульминации (такты 20 -22).
Стоит отметить также голосоведение Чеснокова. В этом плане его можно поставить в один ряд с великими – Моцартом и Глинки. При главенстве гомофонно-гармонического склада, при красоте и яркости гармонической вертикали можно легко проследить логику и плавность мелодического движения каждого голоса.
В этой небольшой работе раскрыты далеко не все отличительные особенности хора «Альпы», однако его можно считать примером совершенного воплощения русской классической поэзии в музыке Чеснокова.