Ознакомление второклассников с народной музыкой на уроках музыки в общеобразовательной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 17:52, доклад

Описание работы

Среди многочисленных вопросов, связанных с музыкальным воспитанием, можно выделить один из важнейших как в воспитательном отношении, так и с точки зрения чисто учебной - вопрос о приобщении к народной музыке детей младшего школьного возраста.

Файлы: 1 файл

Сэсэг конференция.docx

— 29.79 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ОБРАЗОВАНИЮ  РФ

ГОУ ВПО «БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

 

 

 

 

 

 

 

Ознакомление  второклассников с народной музыкой  на уроках музыки в общеобразовательной  школе 

 

 

 

Выполнила: студентка 4 курса 

                                                                            07390 группы (очное отделение)

                                                                       Дашиева Сэсэг Юрьевна

 

                                                            Научный руководитель:

                                                                          Самбуева С.Б., к.и.н., доцент МПГД

 

 

 

 

 

 

 

 

Улан  – Удэ

2013г

Среди многочисленных вопросов, связанных  с музыкальным воспитанием, можно  выделить один из важнейших как в  воспитательном отношении, так и  с точки зрения чисто учебной - вопрос о приобщении к народной музыке детей младшего школьного  возраста.

Трудно переоценить ту пользу, которую  может принести школа, если она будет  проводить планомерную работу по воспитанию музыкально-эстетического  вкуса, в которой народная музыка займет заслуженное место.

Н.Я. Брюсова, внесшая немало ценного  в теорию и практику музыкального воспитания, в качестве исходного  момента в музыкальных занятиях с детьми рекомендовала обращаться именно к народной песне. «Начинать работу надо от той музыки, которая особенно близка народу, от его народной песни».

Аналогичное мнение находим мы у  Б.В. Асафьева в сборнике «Музыка в школе»: «Каждый должен петь совершенно свободно… Для такого пения, конечно, должен быть взят соответствующий материал… Такой материал дает народная песня, на котором и может вестись работа».

Музыкальная педагогика считает народное музыкальное творчество одним из важнейших основ системы музыкального воспитания и обучения. Через творчество своего народа дети лучше понимают творчество других народов, острее воспринимают и чувствуют общее, человеческое; знание музыки других народов воспитывает уважение к ним, горячую любовь к своей Родине, к родной природе.

В каждую историческую эпоху  сосуществуют большие или малые древние и современные народные музыкальные произведения, а также заново создаваемые на их основе. В совокупности они образуют т. н. традиционный народный музыкальный фольклор, основными видами которого являются песни, эпические сказания, танцевальные мелодии, плясовые припевки, инструментальные пьесы и наигрыши (сигналы, танцы). Каждое произведение музыкального фольклора представлено целой системой стилистически и семантически родственных вариантов, характеризующих изменения народной музыки в процессе её исполнения.

Жанровое богатство народной музыки - результат разнообразия её жизненных функций. Музыка сопровождала всю трудовую и семейную жизнь простого человека: рождение, свадьбу (колыбельные и свадебные песни), песни с приручением коня, загоном скота и т. д. Позднее наибольшее развитие в фольклоре всех народов получили лирические жанры, где на смену простым, коротким напевам трудовых, обрядовых, плясовых и эпические песен или инструментам наигрышам приходят развёрнутые и подчас сложные по форме музыкальной импровизации - вокальные и инструментальные. Однако народная музыка была больше песенной, чем инструментальной.

Каждый народ стремится  донести в будущее свою самую  яркую звезду, самое дорогое духовное богатство – веками накопленную  мудрость. Родные слова, родные песни, родные - это самые яркие звезды любого народа, его самое дорогое духовное богатство.

Песня в жизни бурятов занимает огромное место. Бурятская народная музыка звучала во времена всех важных событий жизни семьи, на многих традиционных праздниках, во время различных обрядов и увеселений. Народная песенная культура играла важнейшую роль в эмоционально-эстетическом и духовно-нравственном воспитании молодого поколения. Именно на эти педагогические стороны народной музыки обращал внимание В.А.Сухомлинский, когда писал: «У разного есть много народных песен, заучивание которых помогает детям усваивать разные формы выражения, особенно почтительного отношения к старшим. В воспитательном плане в привитии детям чувства благодарности много важного смысла. С одной стороны, это - память о добре и доброте, с другой - поддержание родительского авторитета».

Слушание народной песни  – один из основных видов деятельности детей на уроках музыки. Для обучения детей народной музыки нужен такой музыкальный руководитель, который научил бы основным приемам вокального звукоизвлечения, подобрал интересный репертуар, направил своих учеников по творческому пути.

На педагогической практике мы экспериментально апробировали включение  произведений народного музыкального творчества на уроках музыки во 2-ом классе школы- гимназии №14 г. Улан-Удэ.

В рабочей программе по музыке Д.Б. Кабалевского с 1 по 4 классы народному искусству он уделяет значительное внимание. Например, в содержании 1-2 классов раскрывается картину звучащего мира, окружающего ребенка, рассказывается, что музыка звучит всюду – в природе, в дни праздников, в сказках, обрядах, в кино, в театре. Происходит развитие главной темы: «Как можно услышать музыку». Знакомит учащихся с детским музыкальным фольклором (колыбельная песня, загадки, пословицы, народные игры). Это позволяет естественно вводить учащихся в более сложные художественные явления, например былину, сказочные фрагменты оперы («Руслан и Людмила»).

Школьники поют песни разных народов: татарские, русские, украинские, литовские, польские и другие. Накопление впечатлений - это лишь этап, способный  вызвать более или менее стойкий  интерес у школьников к народной песне. Нужны активные педагогические методы, которые стимулировали бы интерес к народному творчеству. Такими методами в нашей работе являлись:

  • исполнение или разучивание песен учащимися, слушание музыки;
  • беседа как путь накопления теоретических знаний;
  • чтение и слушание книг и сказок о музыке как путь накопления исторических знаний о народном творчестве;
  • пение по нотам различных упражнений, способствующих созданию активной творческой атмосферы;
  • сравнение и сопоставление сходных или, наоборот, контрастных образов, что способствует углубленному эмоциональному восприятию произведений;
  • музыкально-игровые моменты и ритмические движения как эмоционально-увлекательный прием.

Учитывая, что песня наиболее доступна для восприятия детей, имеет  не только музыкальное, но и словесное  содержание, нужно чаще брать в  качестве распевания короткие народные русские или татарские песенки-распевки. Например, во 2 классе и далее отрывки из знакомых, разучиваемых народных песен - "Воробей", "Скок-скок", "Я развею.." и т.д.

Разбирая свое исполнение песни, второклассники находят достоинства и недостатки. Мы тут же отрабатывали с детьми необходимые умения навыки и показывали как правильно петь.

Внимание детей активизировали вопросами о музыке, о связи слов с мелодией. Также мы использывали прием сравнения и сопоставления, который, по выражению К.Д.Ушинского, "есть основа понимания и всякого мышления".

Так, сравнивая контрастные произведения, мы разучивали бурятскую народную песню "Хатаралдан наадая…"и определили вместе с детьми шуточный характер песни, что под нее удобно танцевать, играть, поэтому эти песни называются игровыми. Сравнивая с русской народной песней "Ходила младешенька по борочку", ученики сами пришли к выводу, что эта мелодия напевная, под нее удобно водить хоровод, т.е. спокойно двигаться.

Постепенно мы вводили произведения с менее контрастными признаками. Дети приучались к более сложным аналитическим операциям (например, к сравнению сходного в разном): второклассники, исполняя русскую народную песню "Воробейчик", вспомнили другую, сходную с ней первого класса "Чи-чи, воробей". При сравнении дети обратили внимание на их общее содержание, быстрый темп и оживленный характер:

Воробейчик

Синтезируя воспитательную, образовательную и художественную функции урока, мы старались сохранить его целостность. На материале своей родной песни учащиеся получали знания не только хоровые, но и сведения по музыкальной грамоте: учились различать звуки по высоте, длительности, силе, скорости движения, соотношение сильных и слабых долей, количество их в такте.

Обычно младшие школьники  принимают активное участие в  беседах. Учитывается живой интерес  детей и их эмоциональную настроенность, мы часто использывали вопросы: "Почему", "А как ты думаешь?". Создавая проблемную ситуацию, мы тем самым давали возможность учащимся задумываться, сопоставлять, сравнивать, вспоминать и, соответственно их возрасту, делать обобщения и выводы. Например, слушая во втором классе современную народную песню "Из далеких из краев", учащиеся отличали почему песня вначале должна звучать тихо, как издалека, а затем громко. Умение самих учащихся услышать и отметить важное в музыке повышает у них интерес к работе, восприятие становится активно-творческим, аналитическим.

В процессе кратких бесед  и разбора произведений мы старались создать в классе атмосферу творческой заинтересованности, выработать у детей желание к проявлению собственной инициативы, самостоятельного мышления, стремление внести что-то новое, свое.

Творческое начало у ребят проявлялось по-разному: в своеобразии ответов (не всегда, разумеется, верных, но ищущих), в слуховой наблюдательности, которая выражалась затем в стремлении поделиться своими впечатлениями о музыке, услышанной на уроке или вне школы, в рассказе, рисунке, скульптуре. Например, во время разучивания песни "Во кузнице" учащиеся первого класса получили задание изобразить услышанное в рисунке. Было оговорено, что лучший рисунок будет вывешен на доске во время ее исполнения. Аналогичное задание было дано во втором классе. Позже совместно с ребятами с ребятами была организована выставка рисунков двух классов.

Работая над темой «ознакомление на уроках музыки с народной музыкой в начальной школе», я изучила программы Е.Д. Критсткой, Т.С. Шмагиной, Г.П. Сергеевой, Д.Б. Кабалевского и другую литературу. Сделала следующие выводы:

Программа Д.Б. Кабалевского предусматривает слушание и исполнение русских народных песен, но эта программа не предусматривает изучение фольклорных праздников, а только поверхностно проговаривается учителем.

Программа Е.Д. Критской включает в себя изучение конкретных праздников: «Широкая масленица», «Встреча весны» и других. Через изучение этих праздников дети приобщаются к традициям русского народа, используются на уроках различные виды деятельности: музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах, исполнение песен, игры и другие.

Изучив эти программы, мы считаем необходимым введение фольклорных праздников в программу  школьного обучения. Только через  приобщение к народным праздникам и  традициям, мы можем показать всю  красоту, храбрость, выносливость русского народа. В данной работе представлен  материал о фольклорных праздниках, традициях, обычаях, методические рекомендации по проведению фольклорных праздников, народная педагогика представлена, как часть народной культуры. В параграфе методические рекомендации отражены результаты проведенной мною работы. В ходе работы были реализованы поставленные задачи. Мы изучили теоретические основы понятия народной культуры, раскрыли роль фольклорных праздников в формировании личности младшего школьника. Так же в нашей работе мы постарались определить место фольклорных праздников в системе средств народного воспитания и раскрыли их роль в формировании личности младшего школьника. Описали опыт работы по данной проблеме в литературе, в истории, на практике.

Подводя итог вышеизложенному, необходимо отметить следующее:

  1. учитывая, что младший школьный возраст является особенно перспективным в развитии музыкальной восприимчивости, необходима достаточная музыкальная нагрузка на память детей, которая создает запас впечатлений и знаний, нужных для дальнейшего формирования интереса к народной музыке;
  2. музыкально-эстетический вкус будет развиваться тем успешнее, чем глубже дети будут изучать (слушать, петь, анализировать) свою народную музыку, творчество других народов;
  3. детей увлекает и вносит эмоциональный интерес в работу только урок, насыщенный разнообразным учебным материалом, проводимый в достаточно быстром темпе;
  4. широкое использование народной музыки в обучении детей начальных классов повышает уровень их музыкального восприятия, которое становится более дифференцированным, эмоциональным и осмысленным.

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Алиев Юлий Багирович. Настольная книга школьного учителя - музыканта. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 336 с.
  2. Апраксина О.А. Хрестоматия по методике музыкального воспитания в школе / О.А. Апраксина. – Москва “Просвещение”, 1987. – 256 с.
  3. Багрич В.Н. Музыкальная палитра. Сценарий музыкального развлечения для детей младшего возраста / В.Н.Багрич. – М, - 2006. – 18 с.
  4. Бондаренко О.Э. Праздники христианской Руси. / О.Э. Бондаренко. М.-1996. – 274 с.
  5. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка /Н.А. Ветлугина. – М,1968. – 342 с.
  6. Волков Г.Н. Этнопедагогика. / Г.Н. Волков. М. – 1999. – 164 с. 
  7. Горецкий, В.Г. Начальная школа. Май леса наряжает – лето в гости ожидает / В.Г. Горецкий. – М, 1996. – 78 с.
  8. Дмитриева Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе: учебное пособие / Л.Г. Дмитриева. – М, 2000. – 274 с.
  9. Заволокина Анастасия Играй гармонь / А. Заволокина. – Новосибирск, 2002. – 72 с. 
  10. Земцовский И. Русские народные песни вологодской области / И. Земцовский. – Вологда, 1973. - 207 с. 
  11. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста / А.Н. Зимина. – М, 2000. – 286 с.
  12. Кабалевский Д.Б. Как рассказать детям о музыке? / Д.Б. Кабалевский. – М, 1986. – 279 с.
  13. Изабелла Шангина Русские праздники. От святок до святок / Шангина И. СПб., 2004. – 270 с.
  14. Капица Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы. / Ф.С. Капица. – М. 2003. – 257 с.
  15. Колобанов В.А. Календарно-обрядовая поэзия русского народа. / В.А. Колобанов. – Владимир. M.- 1994. – 241 с.
  16. Мещерин В., Саульский Ю., Ножкин М. Молодёжная эстрада / В. Мещерин. – М., 1991. – 128 с.
  17. Михайлова Н.Г. Народная культура в современных условиях. / Н.Г. Михайлова. М. - 2000. – 216 с.
  18. Некрылова А.Ф. Уроки воспитания сквозь программу истории. / А.Ф. Некрылова. – СПб. -1992. – 30 с. 
  19. Осенева М.С. Методика музыкального воспитания младших школьников / М.С. Осенева. – М, 2001. – 283 с.
  20. Полуянов Иван. Деревенские Святцы / Иван Полуянов. – М, 1998.
  21. Саульский Ю. Народный праздничный календарь. Лето – Осень / Ю. Саульский. – М., 1999. – 295 с. 
  22. Соколова Л. Воспитание детей в русских традициях. / Л. Соколова. М., 2003. – 196 с. 
  23. Кабалевский Д.Б. Программа по музыке для общеобразовательной школы 1-3 классы. 
  24. Критская Е.Д. Программа по музыке для общеобразовательной школы 1-3 классы. 
  25. Челышева Т.В. Спутник учителя музыки. / Т.В. Челышева М.-1993. – 236с. 
  26. Якубовская Е.И. Традиционные праздники в образовательных учреждениях. / Е.И. Якубовская. – С-пб, 2005. – 282с.

Информация о работе Ознакомление второклассников с народной музыкой на уроках музыки в общеобразовательной школе