Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 19:18, реферат
К коронации русского Императора Александра III, Чайковский также по заказу коронационных организаций сочинил кантату "Москва" на стихи А.Майкова. Премьера этой кантаты состоялась в Грановитой палате Московского Кремля, во время коронационных торжеств в 1883 году. Стихи Майкова повествуют об истории становления и развития первопрестольной столицы России. Особую популярность завоевало ариозо Воина из неё.
Министерство образования РФ
Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки
кафедра хорового дирижирования
Реферат
П. И. Чайковский. Кантата
«Москва»,
первый хор
В. В. Смиянов
II курс ДХФ
Преподаватель:
В. И. Прасолов
Аполлон Майков ― известный русский поэт, а также политический публицист и писатель славянофильского направления мысли. Родился 23 мая (4 июня) 1821, в Москве семье академика живописи Н. А. Майкова, происходившего из старинного дворянского рода. Его отец был известным художником. Детские годы прошли в московском доме и подмосковном имении, недалеко от Троице-Сергиевой лавры, которые часто посещали художники и литераторы. Писать стихи Аполлон Майков начал с тринадцати лет, но в выборе призвания долго колебался между живописью и поэзией. В 1834 семья переехала в Петербург. В 1837—1841 гг. учился на юридическом факультете Петербургского университета. Вначале увлекался живописью, но потом посвятил свою жизнь поэзии.
Его первый поэтический сборник вышел в 1842 и получил высокую оценку В. Белинского. Сборник имел большой успех.
Получив за первую книгу пособие от Николая I на путешествие в Италию, уехал за границу в 1842 году. Повидав Италию, Францию, Саксонию и Австрийскую империю, Майков вернулся в Петербург в 1844 г. и начал работать помощником библиотекаря при Румянцевском музее. Впечатления от поездки по Италии выражены во втором поэтическом сборнике Майкова «Очерки Рима» (1847).
Перед возвращением в Россию поэт побывал в Праге в связи с пробуждающимся в его сознании интересом к панславизму. Его тянуло поближе взглянуть на славян, присмотреться к их быту, узнать их прошлое. Знакомство со славянским миром и его юридическими памятниками дало Аполлону Николаевичу материал для его кандидатской диссертации "О первоначальном характере законов по источникам славянского права". Эта работа вполне объясняет тот интерес, с которым он сам относился к славянской жизни и который задержал его в Праге. В Праге Майков познакомился с деятелями чешского и славянского просвещения Ганкой и Шафариком и нашёл в их тесном кружке ласковый и дружественный приём.
По свидетельству самого Майкова, его литературные вкусы складывались сначала под влиянием М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина, а решающее влияние на формирование его как поэта оказали элегии и антологические стихи К. Н. Батюшкова. На эту почву также легли эмоциональные впечатления от творчества А. С. Пушкина, особенно 2-й половины его жизни. На ранних стихах поэта также явственно ощущается влияние русских романтиков от Е. А. Баратынского до Бенедиктова. Языческое мироощущение, выразившиеся в подражаниях древним грекам и римлянам, приходило в непримиримое противоречие с христианским мировоззрением Майкова. Из борения двух исторически непримиримых начал возникла магистральная тема всего творчества Майкова ― тема торжества христианства в борьбе с язычеством в первые века нашей эры.
В эти годы сближается с Белинским и его окружением ― Тургеневым и Некрасовым, посещает «пятницы» М. Петрашевского, поддерживает близкое знакомство с Ф. Достоевским и А. Плещеевым. Хотя Майков в полной мере их идеи и не разделял, но определенное влияние на его творчество они оказали. Такие его произведения, как поэмы «Две судьбы» (1845), «Машенька» и «Барышня» (1846), содержат гражданские мотивы.
В октябре 1852 года Майков определился
в Петербургский комитет
В это время его взгляды резко меняются: он всё больше и больше склоняется к почвенническим и славянофильским идеям, не совсем соглашаясь с окончательными выводами о петровской эпохе старых славянофилов. При этом он полностью соприкасался с идеями Ф. И. Тютчева, Ф. М. Достоевского, А. А. Григорьева. Но всё-таки огромную роль в изменении позиции поэта в отношении к роли и места России в мире сыграло прежде всего его общение и дружба с Ф. И. Тютчевым.
Крымская война 1853-56 годов всколыхнула патриотические и монархические чувства Майкова. В начале 1855 года вышла небольшая книжка его стихов «1854-й год». После Крымской войны Аполлон Николаевич сблизился с молодой редакцией "Москвитянина", поздними славянофилами и "государственниками". На почве славяно-филов, но с твёрдой идеей государства, с признанием послепетровской истории Майков становится сторонником идей М. П. Погодина, М. Н. Каткова, Ф. И. Тютчева. При этом он создаёт ряд стихотворений о русской природе, которые заучивались наизусть "чуть ли не с первыми молитвами" (так об этом сказал М. Бородкин, написавший статьи о Тютчеве и Майкове), ставшими хрестоматийными и цитатными: «Весна! Выставляется первая рама» (1858), «Летний дождь» («Золото, золото падает с неба», 1858), «Сенокос» («Пахнет сеном над лугами», 1858), «Ласточки» (1856) и т.д.
Больше всего его влекли духовные черты прошлого России, стойкость родного народа, подвиги и страдания "двух сил", шедших рука об руку в государственном деле: князя народа, вождей земли, многолетняя судьба строителей русского государства, видевших на своём веку столько страданий ради любви к народному краю. Все эти величественные картины прошлого с большим внутренним подъёмом рисует Майков. Христианское настроение русской души часто воодушевляло Аполлона Николаевича, при этом давая пищу для его вдохновения. Он благоговейно относился к набожности русского народа и с горячей любовью говорил о его храмах, обителях, святителях, благочестивых князьях и подвижниках русской земли.
Глубоко верующий христианин в личной жизни и вполне уяснивший себе значение христианства, Майков таким же христианином отразился и в своих произведениях, изумительно при этом воспевая родную природу, века и народы, а также те исторические события, которые сопровождали как Россию, так и другие страны. Подобно Тютчеву, поэт считал Россию "по природе христианским царством и хранительницей истинного христианского духа". В этой связи вполне естественно Майков проявлял интерес к древнерусской истории и славянскому фольклору. Это помогло создать ему один из лучших поэтических переводов "Слова о полку Игореве" (1866-70). Его перевод был признан образцовым многими знатоками древнерусской литературы. Также с глубоким сочувствием поэт рисовал образы Александра Невского, Ивана Грозного, Петра I. Им были посвящены как поэтические, так и прозаические сочинения: "В Городце в 1263 году" (о смерти Александра Невского), "Москва-третий Рим", "Царь Иван Васильевич Грозный. Покорение Казани и Астрахани", "Завоевание Сибири", "Стрелецкое сказание о царевне Софье Алексеевне", "Кто он?" (о Петре I), "Ломоносов", "Менуэт"(об эпохе Екатерины II) и т.д.
Этими сочинениями начинается как бы последний период творческой деятельности Майкова. На смену беззаботности, аристократического эпикуризма, стремления к наслаждению жизнью выступают думы о подвигах духа, размышления о высших вопросах человеческого бытия. Здесь как бы совершается своего рода превращение: Аполлон Николаевич всё более проникается религиозным духом, всё ярче отражает христианские воззрения и идеалы, в общем можно говорить о том, что поэт образов уступает место поэту-мыслителю. Самосозерцание, вдумчивость, размышление над сущностью жизни, скорбные думы о многих явлениях современности ― вот основное содержание большинства сочинений Майкова этого периода.
В 1882 году была полностью опубликована лирическая драма "Два мира", ранняя редакция которой вышла в 1872 году. Сам поэт считал это произведение главным трудом своей жизни, основными вехами которой являются "Олинф и Эсфирь", "Три смерти" и "Смерть Люция".
В 1883 году вышло 4-е собрание сочинений Майкова ― трёхтомное "Полное собрание сочинений А. Н. Майкова". В апреле 1888 года русское общество отпраздновало 50-летний юбилей его творческой деятельности. Александр III произвёл поэта в тайные советники и увеличил его пенсию. В дни юбилея Майков в общественном сознании являлся не только как преемник А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, но и как последовательный монархист, консерватор и "государственник", являя тем самым реальную силу в противодействии революционному движению.
В стихах 80-90-х годов у Аполлона Николаевича видны прекрасные афоризмы, такие, как например: "Чем глубже скорбь, тем ближе Бог", "Поэзия ― венец познания", "Выше всех веков ― есть Вечность!" и т.д.
27 февраля 1897 года Майков вышел
на улицу слишком легко одетым,
вскоре заболел и через
Творчество Чайковского, глубоко национальное и демократичное, — одна из вершин мирового реалистического музыкального искусства. Крупнейший симфонист, гениальный музыкальный драматург и лирик, Чайковский создал замечательные произведения в самых различных родах музыки. Страстность и трагедийность сочетаются в его музыке с задушевностью, глубина идейного замысла и богатство переживаний — с правдивостью выражения, простотой и доступностью музыкального языка.
Чайковский родился в семье
горного инженера, начальника Камско-Воткинского
завода. С четырех лет проявилась
музыкальная одаренность
После окончания Училища (1859) Чайковский поступил на службу чиновником в Министерство юстиции. Однако музыкой он продолжал заниматься как любитель одновременно со службой в музыкальных классах, которые открылись при Русском музыкальном Обществе в 1861 г. Через год эти классы были реорганизованы в первую в России консерваторию, куда и поступил учиться Чайковский.
Учителем Чайковского, оказавшим огромное влияние на все его будущее, стал знаменитый пианист и композитор Антон Рубинштейн, основатель консерватории в Петербурге. За годы учебы в консерватории Чайковский написал множество учебных работ, в том числе квартет, пьесы для фортепиано, а на выпускном экзамене прозвучала его кантата, написанная на текст оды Ф.Шиллера "К Радости", которая известна как текст финала Девятой симфонии Л. Бетховена. Именно в это время было написано и первое программное симфоническое произведение на сюжет драмы А.Н.Островского — увертюра "Гроза".
Будучи учеником А.Рубинштейна, Чайковский сделал окончательный выбор своего жизненного пути и стал профессиональным музыкантом. После окончания консерватории он уехал в Москву и стал преподавать в только что открытой второй русской консерватории — Московской (1866), которая через много лет была названа его именем. Музыка Чайковского к тому времени уже начала исполняться. Так, в 1865 году Чайковским были написаны "Характерные танцы" для симфонического оркестра. Сам Чайковский через много лет так оценил свою жизнь в Москве: "Нет сомнения, что если б судьба не толкнула меня в Москву, где я прожил 12 с лишним лет, то я бы не сделал всего того, что я сделал."
В Москве Чайковский вошел в круг московской интеллигенции. Он тесно общался с актерами Малого театра, познакомился с Л. Н. олстым, а также с драматургом А. Н. Островским. Последний стал либреттистом первой оперы молодого Чайковского "Воевода".
Будучи профессором
Приехав в Москву, Чайковский как композитор начал сочинять практически во всех жанрах. Он писал оперы, симфонии, сочинял квартеты, концертные пьесы для различных инструментов, музыку для фортепиано, романсы и многое другое. Он нередко писал по заказу для различных мероприятий, проходивших в Москве. По заказу была им написана и кантата «Москва», о которой более подробно речь пойдет далее. Вершинными сочинениями московского периода явились Четвертая симфония и опера "Евгений Онегин", первая опера Чайковского на пушкинский сюжет.
Создание Четвертой симфонии и "Евгения Онегина" совпало для Чайковского со сложным моментом его жизни. Их завершение ознаменовало выход из тяжелого кризиса, вызванного перенапряжением творческих сил, а также неудачной женитьбой. Материальная поддержка, оказанная Чайковскому Н. фон Мекк (переписка с ней, длившаяся с 1876 по 1890 г., представляет бесценный материал для изучения художественных взглядов композитора), дала ему возможность оставить тяготившую его к тому времени работу в консерватории и уехать за границу для поправки здоровья. Тяжелый душевный кризис, который он пережил в это время, заставил его оставить службу в консерватории и уехать из Москвы. Вся дальнейшая жизнь его проходила в постоянных переездах, путешествиях.
Последние полтора десятилетия жизни Чайковского отмечены огромным расцветом его творчества и всемирным признанием его. Чайковский стал первым из русских композиторов, который еще при жизни добился всеобщего признания и мировой славы.
Чайковский пробует свои силы в
области дирижирования и
Композитор пробует себя в новых жанрах. Они пишет оркестровые сюиты, обращается в своем оперном творчестве к исторической тематике ("Орлеанская дева", "Мазепа").1890 год вошел в иcторию русской музыки как год создания гениальной оперы "Пиковая дама". В последний год своей жизни Чайковский создает свое величайшее трагическое полотно — Шестую симфонию.
Информация о работе П. И. Чайковский. Кантатно-ораториальное творчество