Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 18:53, курсовая работа
Педагогический потенциал народной музыки невероятно высок: при помощи фольклора можно не только развить исполнительские навыки, привить глубокое уважение к своим корням, но и воспитать терпимость в отношении к другим народностям и их культурному наследию. Изучение музыкального фольклора других стан могла бы оказать благотворное действие на такую актуальную общественную проблему, как расовая нетерпимость.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы педагогического потенциала народной музыки.
1.1. Народная музыка как вид музыкального искусства, воспитывающая функция русского музыкального фольклора.
1.2. Место народной музыки в образовательных программах ХХ-ХXI вв.
Глава 2. Музыкальный фольклор в образовательном процессе.
2.1. Специфика изучения музыкального фольклора в общеобразовательных учреждениях.
2.2. Возможные пути внедрения народной музыки в школьную практику.
Заключение
Литература
С другой
стороны, рост промышленности властно
требовал расширения рамок образовательной
системы как в смысле возможности
образования для различных
Допуская “пение и вообще музыку” в школу, “по мере возможности и усмотрения начальства”, уставы всех видов школ на протяжении всего XIX столетия ни разу не включают музыкальные занятия в число обязательных предметов учебного плана. В этом отношении музыка оказалась в худшем положении, чем, например, рисование, которое вроде и считалось ненужным, но входило в программу гимназического курса по наследственному преданию в виде одного часа в неделю. У музыки не было даже такого “предания”…
Поскольку школьные уставы ставили судьбу музыки в каждой отдельной школе целиком в зависимость от усмотрения начальства, поскольку, может показаться, что правительство не вело никакой своей политики в этом вопросе, решение полностью падало на волю случая. Действительно, случай в виде инициативы учащихся или их родителей, лучших или худших качеств педагога, тех или иных вкусов и взглядов школьного начальства и прочих причин играл известную роль в этом деле. Но если мы приглядимся внимательнее к фактам, то заметим, что за множеством “случайностей” в них скрывается определенная закономерность, явившаяся результатом столь же определенной правительственной политики в этом вопросе.
В самом
деле: все школьные уставы предлагали
местному начальству позаботиться о
преподавании музыки и других искусств
“по мере возможности”, “когда есть
довольные к тому способы”. Нетрудно
догадаться, что в первую очередь
имелись в виду “возможности”
материальные, “если то позволяют
доходы”, как гласил устав 1804 г. Тем
самым решение вопроса
Особенно
заботливо было поставлено музыкальное
образование в
За время обучения в восьми основных классах (с 10 до 17 лет) ученицы обучались хоровому пению и игре на фортепиано. Хоровое пение разделялось на светское и духовное. С первого же года обучение проводилось с применением нот, так как до поступления в училище девочки должны были получить домашнюю музыкальную подготовку. Репертуар был разнообразен; в него входили произведения как русских, так и зарубежных композиторов; в старших классах ученицы исполняли и оперные хоры.
Духовное пение начиналось со старших классов (с четвертого или пятого года обучения) и проводилось параллельно со светским пением, также по одному разу в неделю. Задачей его являлась подготовка к богослужениям.
Индивидуальные занятия по фортепиано проводились с первого до последнего класса два раза в неделю по полчаса; кроме того, каждая ученица обязана была заниматься ежедневно один час самостоятельно, что входило в часы подготовки уроков. Репертуар составляли гаммы, этюды и хоровые пьесы русских и западных авторов. Ежегодно экзамены проходили весной, во время великого поста, состояли они из исполнения гамм, этюда и пьесы.
Кроме хорового пения и обучения на фортепиано, во всех классах по одному часу в неделю преподавалась гимнастика (также под музыку) и по одному часу – танцы (со специальным аккомпаниатором). Танцы проходились современные, салонные и старинные: полонез, менуэт, гавот и другие.
Музыка
звучала отовсюду: это были или
уроки по фортепиано, или пение, или
танцы, или гимнастика, или подготовка
уроков. Таким образом, к окончанию
училища воспитанницы приобретали
не только довольно широкое знание
разнообразной музыкальной
“Молодежь моего поколения,- вспоминает писательница Мариэтта Шагинян,- была музыкально образована еще со школьной скамьи. В частных гимназиях, особенно в закрытых, с т.н. “пансионами”, преподавание музыки было обязательным. Хоровое пение, фортепиано, иногда скрипка с первого класса, гармония и теория музыки в старших классах. Лучшие профессора руководили этим обучением.
В
гимназиях была так называемая
“музыкальная комната”, где по
два часа в день упражнялись,
готовя уроки, и однообразная
россыпь гамм и канонов
Было
бы, однако, большой ошибкой придать
этому свидетельству обобщающее
значение. Вряд ли основная масса молодежи
любого дореволюционного поколения
получала в общеобразовательной
школе такую музыкальную
Тем не менее, музыкальное обучение в школах для имущих, при всех своих недостатках, было поставлено заметно шире лучше, чем в школах для народа.
В развитии прогрессивной музыкально-
Особенно яркой и плодотворной была деятельность выдающегося композитора, профессора С.И. Танеева.
В инструкции
Московской Народной консерватории
отмечалось, что главная ее цель
– содействовать народному
В руководящую группу преподавателей Московской Народной консерватории входил Б. Л. Яворский – выдающийся музыковед, приложивший новые плодотворные пути в науке о музыке, создатель теории ладового ритма, многие ценные положения были усвоены и развиты советской музыкальной школой. Так же он был организатором первого Государственного музыкального техникума.
Определяющую
роль в педагогической деятельности
играл Сергей Иванович Танеев. Его
высказывания о задачах Народной
консерватории, о значении хорового
исполнительства, народно-песенного
творчества, о координации музыкальных
дисциплин в музыкально-
Хоровой класс
теория музыки гармония
сольфеджио полифония
инструментовка контрапункт
история музыки
Хоровые классы в Московской Народной консерватории являлись практически творческой базой изучения всех музыкально-теоретических дисциплин: теории музыки, сольфеджио, основ гармонии, полифонии, анализа форм, истории музыки. В них развивались навыки исполнительского мастерства и дирижерско-хоровой техники, готовились дирижерско-хоровые кадры. Поэтому посещение хоровых классов являлось обязательным не только для учащихся этих классов, но и для обучающихся в сольных специальных классах. Такая установка содействовала воспитанию широкого музыкального кругозора, помогала слушателям вокальных классов понять органическую связь хорового и сольного пения.
Даже
кандидаты в специальные
Также большое значение в музыкально-эстетическом воспитании народных масс С.И. Танеев придавал народно-песенному творчеству, которое высоко ценил. “Я лично питаю очень большое доверие к музыкальным способностям русского народа… То неисчерпаемое богатство народной музыки, которое было создано в течение предшествующих веков и отголоски которого представляют народные песни, может служить показателем, какие богатые музыкальные силы заложены в недрах русского народного гения, бессмертных народных мелодиях, которые составляют недосягаемые образцы для нас, ученым музыкантов”,- говорил композитор.
Московская Народная консерватория была первым музыкально-учебным заведением, где народно-песенное творчество не только изучалось, но и являлось одной из основ учебной и концертно-просветительской деятельности. За 10 лет существования Московскую Народную консерваторию окончило около 2000 человек.
В советский
период подход к музыкальному образованию
существенно изменился –
В советский период изучение музыки
в общеобразовательных
Информация о работе Педагогический потенциал народной музыки