Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 14:07, контрольная работа
Пение – основное средство музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. Дети любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. Текст песни помогает им понять содержание музыки и облегчает усвоение мелодии. Мелодию с голоса дети воспринимают легче, чем исполнение на фортепиано, когда сложный аккомпанемент затрудняет восприятие.
Значение пения стр.3
Особые качества детского голоса стр.3
Вокальные навыки стр.4
Основные принципы обучения детей пению стр.6
Индивидуальный подход в обучении детей пению стр.8
Приемы обучения пению стр.8
Выбор песен стр.9
Разучивание песни стр.10
Подготовка к занятию стр.11
Список используемой литературы
План
Значение пения
Пение – основное средство музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. Дети любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. Текст песни помогает им понять содержание музыки и облегчает усвоение мелодии. Мелодию с голоса дети воспринимают легче, чем исполнение на фортепиано, когда сложный аккомпанемент затрудняет восприятие.
В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма.
Пение способствует развитию речи. Слова выговариваются протяженно, нараспев, что помогает четкому произношению отдельных звуков и слогов. Музыкальный руководитель и воспитатель следят за правильным произношением слов.
Пение объединяет детей общим настроением, они приучаются к совместным действиям. Дети слышат, что тот, кто торопиться или отстает, нарушает стройность пения.
При соблюдении гигиенических условий, то есть при проведении занятий в проветренном помещении, на чистом воздухе в сухую теплую погоду, пение способствует развитию и укреплению легких и всего голосового аппарата. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Систематические занятия пением в детских садах подготавливают к урокам пения в школе.
Обучать детей пению может не только специалист – музыкальный руководитель, но и каждый воспитатель при наличии у него музыкальной подготовки, полученной в дошкольном педагогическом колледже.
Особые качества детского голоса
Голосовой аппарат ребенка отличается от голосового аппарата взрослого тем, что он очень хрупкий, нежный, непрерывно растет в соответствии с развитие всего организма ребенка. Гортань с голосовыми связками в два – два с половиной раза меньше гортани взрослого. Голосовые связки тонкие, короткие. Поэтому звук детского голоса высокий и очень слабый. Он усиливается резонаторами. Различают верхний головной резонатор и нижний грудной. У детей грудной резонатор развит слабо, преобладает головной. Поэтому детский голос несильный, но звонкий.
Основные звуки, на которых построены мелодии большинства песен для детей дошкольного возраста, соответствует диапазону их голоса.
Вокальные навыки
Вокальные установки. При обучении дошкольников пению надо следить за тем, как они сидят, стоят, держат корпус, голову, открывают рот. Во время пения дети 5-6 лет должны сидеть прямо, не прислоняясь к спинкам стульев.
Дети 3-4 лет могут сидеть, опираясь
на спинки стульев, ноги ставят на пол,
руки кладут на бедра, ближе к туловищу.
Голову держат прямо, без напряжения,
не вытягивая шеи. Разучивают песни
дети сидя. Выученные песни лучше
петь стоя, так как при этом дыхательные
мышцы даже у трехлетних детей, работают
лучше и звучность пения
Звукообразование. Дети должны петь естественным, высоким, светлым звуком, без крика и напряжения.
Для правильного звукообразования большое значение имеет четкая работа голосового аппарата. Во время пения, раскрывая рот, нужно отпускать нижнюю челюсть.
Диапазон голоса у детей дошкольного возраста неустойчив. Часто дети с нормальным диапазоном, с естественным высоким звуком неожиданно начинают петь на низких звуках, не выпевая высоких, которые им раньше удавались. Такие случаи чаще всего наблюдаются у детей, которые продолжительное время по болезни не посещали детский сад. Через одно – два занятия диапазон голоса и певческие навыки у них восстанавливаются.
Весьма желательно, что бы взрослые пели на высоком звучании, так как, слушая их исполнение, дети начинают подражать и петь более высоким голосом.
Со звукообразованием тесно связано такое качество звука, как напевность. Что бы научить детей петь протяжно, напевно, надо, начиная с первой, самой младшей группы, учить их протягивать отдельные звуки, концы музыкальных фраз.
Развитию протяжности помогает пение песен, написанных в умеренном или медленном темпе, а так же разучивание песен сначала в замедленном темпе.
Дикция. Для хорошего звукообразования большое значение имеет правильное произношение гласных и согласных. Дикция в пении несколько отличается от речевого произношения.
Существуют разные приемы обучения детей правильному произношению в пении:
В старших группах рекомендуется прием коллективной читки на высоком звучании в ритме песни. Этот прием полезно применять для песен, исполняемых в быстром темпе.
Все эти приемы применяются осторожно, умело, с тем, что бы уточнение и освоение текста усиливало эмоциональное восприятие песни, углубляло музыкальный образ и не превращалось в сухую, формальную тренировку.
Дыхание. Никаких специальных дыхательных упражнений с детьми дошкольного возраста на музыкальных занятиях не проводиться. Дыхание укрепляется в процессе пения. Музыкальный руководитель следит за тем, чтобы дети брали дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами, а не в середине слова.
Что бы помочь детям научиться правильно, дышать во время пения, надо выбирать на первых порах песни с короткими музыкальными фразами. В старших группах одним из приемов может быть пение по фразам.
Чистота интонации. Музыкальным слухом называется способность воспринимать различные высокие и низкие звуки, слышать мелодию, запоминать ее и правильно спеть или сыграть. Музыкальный слух можно и нужно развивать.
Часто дети не умеют правильно воспроизвести слышимый звук, придать соответствующее положение голосовым связкам, мышцам рта, дыхательным мышцам. Чистота интонации зависит от степени развития музыкального слуха. На чистоту интонации влияют и такие качества, как застенчивость и отсутствие устойчивого внимания.
Для развития чистоты интонации, прежде всего надо выбирать песни, удобные по тесситуре и дыханию, отвечающие диапазону голоса детей данной группы. Чистота интонации достигается различными приемами. Полезно ребенку слушать песни в хорошем исполнении взрослых и чисто поющих детей, а так же в выразительном исполнении их на музыкальном инструменте без пения.
Желательно отмечать и поощрять каждое незначительное достижение в пении этих детей. В работе с ними необходимо проявлять большую выдержку и терпение.
Стройное, слитное пение (ансамбль) у детей достигается постепенно. Во второй младшей группе в начале года малыши включаются лишь после того, как начинает петь воспитатель, а уже в конце года начинают песню по окончании музыкального вступления.
Основные принципы обучения детей пению
Обучение пению проводиться по строго обдуманному плану на основе общепедагогических принципов, то есть основных положений дидактики.
Принцип воспитывающего обучения. Музыкальный руководитель в процессе обучения детей пению одновременно воспитывает у них любовь к прекрасному в жизни и искусстве, вызывает отрицательное отношение к дурному, обогащает духовный мир ребенка. У детей развивается внимание, воображение, мышление и речь.
Принцип доступности заключается в том, что содержание и объем знаний о музыке, объем вокальных навыков, приемы обучения и усвоение их детьми соответствует возрасту и уровню музыкального развития детей каждой возрастной группы.
Отобранный доступный песенный репертуар должен даваться детям понятным для них языком.
Принцип постепенности, последовательности и систематичности заключается в том, что в начале года во всех возрастных группах даются более легкие занятия, чем в конце года. Постепенно переходят от усвоенного, знакомого к новому, незнакомому. Соблюдение этого принципа облегчает детям усвоение знаний и приобретение навыков, придает им уверенность в своих силах и способствует повышению интереса к занятиям.
Принцип наглядности нельзя понимать узко, как обучение только при помощи органа зрения.
В процессе обучения пению главную роль играет так называемая звуковая наглядность, конкретное слуховое восприятие различных звуковых соотношений.
Сочетание слухового и зрительного восприятия возможно в том случае, когда во время пения музыкальный руководитель показывает высоту звуков, поднимая руку вверх на высоких звуках и отпуская ее вниз на низких.
Основной прием наглядности – это образец исполнение песни педагогом.
Принцип сознательности. В современной педагогике знания, умения считаются усвоенными сознательно, если они хорошо понятны детям и дети могут их передать словами. Сознательность тесно связана с умственной, волевой активностью детей, с их заинтересованностью песенным репертуаром.
Музыкальный руководитель старается различными приемами раскрыть перед детьми музыкальный образ песни и связать его со средствами музыкальной выразительности, для того что бы дети пели осознанно, не механически. Немаловажное значение для умственной активности детей имеет речь взрослого, наличие разнообразных интонаций в его голосе, выразительная мимика, яркое и художественное исполнение песни и особенно любовь педагога к музыкальному искусству.
Принцип прочности. Выученные детьми песни через некоторое время забываются, если их систематически не повторять: вокальные умения утрачиваются, если дети долго не упражняются в пении. Поэтому не следует торопиться с разучиванием новых песен. Лучше чаще повторять выученные.
Что бы повторение песен не наскучило детям, надо разнообразить этот процесс, внося элементы нового. Например, можно предложить всей группой, подгруппами, по одному, мальчикам, девочкам, около инструмента, вдали от него и так далее.
Закрепление песенного репертуара не должно быть просто механическим повторением, а сознательным его воспроизведением. При повторении надо подводить детей к осознанию как положительных моментов в пении, так и ошибок, неправильностей, сознательного повторения знакомого материала зависит и прочность усвоения вокальных навыков.
Индивидуальный подход в обучении детей пению
Обучение на музыкальных занятиях проводиться со всей группой детей. Но при этом педагог осуществляет индивидуальный подход к детям, который не должен превращаться в индивидуальное обучение, когда воспитатель работает с одним ребенком, оставляя других пассивными наблюдателями.
У детей любой возрастной группы не в одинаковой степени развиты музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память. Оказывая индивидуальную помощь каждому ребенку, следует развивать ту способность, которая у него менее развита.
Все дети отличаются один от другого. Одни слишком возбудимы, другие слишком заторможенные и безучастные. Есть застенчивые, робкие, невнимательные, с замедленной речью. Встречаются такие, которые любят подолгу играть, но неохотно занимаются. Методы подхода к этим детям различны. К одним приходиться быть более снисходительными, к другим, наоборот, более требовательными, но к каждому надо найти свой путь воздействия.
Приемы обучения пению
Основными приемами обучения пению является: показ с пояснениями, объяснения без показа, игровые приемы, вопросы, оценка качества детского исполнения песни.
Показ с пояснениями. Если в первый раз исполнить пеню без всяких пояснений, дети не воспримут содержание песни, их может заинтересовать в этот момент любой окружающий их предмет, например какая-либо деталь в костюме педагога. Пояснения, сопровождающая показ музыкального руководителя, разъясняют смысл и содержание песни. Если песня исполняется не в первый раз, объяснения могут быть и без показа.
Игровые приемы (использование игрушек, картин, образных упражнений) делают музыкальные занятия белее продуктивными, повышают активность детей, развивают сообразительность, а так же закрепляют знания, полученные на предыдущих занятиях.
Вопросы к детям активизируют мышление и речь детей. К их ответам на вопросы педагога надо подходить дифференцированно, в зависимости от того, с какой целью задан вопрос и в какой возрастной группе. Так как в младшей группе надо, что бы дети отвечали словами, а не жестами. В старших группах ребята должны отвечать фразами, но без так называемого «полного ответа», в котором частично повторяется вопрос.
Информация о работе Пение как форма приобщения ребенка к музыке