Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2015 в 19:59, реферат
Музыкальный романтизм возник в двадцатые годы 19 века, под влиянием литературы и развивался в тесной связи с ней. Основной чертой этой эпохи (романтизма) стала тяга к синтетическим жанрам: программной инструментальной музыке, опере и, конечно же, песне, популярность которой возросла до небывалых масштабов. Композиторами, которые писали в этом жанре, и возвели его до этих высот, явились Шуберт, Шуман и Лист.
Песня в творчестве романтиков.
Музыкальный романтизм возник в двадцатые годы 19 века, под влиянием литературы и развивался в тесной связи с ней. Основной чертой этой эпохи (романтизма) стала тяга к синтетическим жанрам: программной инструментальной музыке, опере и, конечно же, песне, популярность которой возросла до небывалых масштабов. Композиторами, которые писали в этом жанре, и возвели его до этих высот, явились Шуберт, Шуман и Лист. Это композиторы, представители разного романтизма: Шуберт - раннего, Шуман - зрелого, Лист - позднего. Таким образом, проследив развитие этого жанра в творчестве этих композиторов можно проследить развитие песни на протяжении целой эпохи.
Итак, ранний романтизм. Реформа песенного жанра полностью назрела. Предпосылки для её осуществления стали складываться ещё в середине 18-го века. Это интерес к народной песне, отображение не «галантной» тематики, а подлинных человеческих чувств, а так же распространение мнения, что поэзия нуждается в «пополнении» музыкой. И эта реформа полностью воплотилась в творчестве Шуберта. Она воплотилась во всём: выбор текстов, форма, тематика.
Тематика: 1) Тема любви (любовь разная)
2) тема скитания (песня Скиталец)
3) тема природы, природа не фон, а участник ( форель, полевая розочка)
4) народно- жанровая тематика ( утренняя серенада, жалоба девушки).
5) философская тема (О, музыка, двойник)
На этом тематическое развитие жанра не остановилось, а получило дальнейшее развитие в творчестве Шумана: темы дружбы, отчизны, мир эпоса и сказки и, конечно же, над всем этим преобладает любовная лирика. Что связывает этих двух композиторов. Человеческая страсть, любовь с её тончайшими нюансами получила в вокальной лирике глубочайшие художественные претворения. Они создавали серии вокальных лирических миниатюр - своего рода автобиографических повествований, дневников, исповедей. Так, например вокальные циклы Шумана «Мирты», «Любовь поэта», «любовь и жизнь женщины» связаны с событиями его личной жизни, с годами семейного счастья. Так же связаны с жизнью и вокальные циклы Шуберта «Зимний путь», «Прекрасная мельничиха», но они совершенно иного характера и связанны с разочарованием. Ведь его личная жизнь не сложилась, а возлюбленная вышла замуж за другого.
Что касается позднего романтизма, т. е. песни в творчестве Листа, то он не создаёт вокальные циклы, а создаёт отдельные вокальные миниатюры, воплощение которых очень различно. Лист стремится в каждом конкретном случае создать музыкальный образ, соответствующий именно данному поэтическому образу.
Так как Шуберт, Шуман и Лист были люди высокой художественной культуры, то они тщательно относились к выбору текстов для своих песен. При этом круг авторов, стихи которых они использовали, был достаточно широк.
Шуберт: в юности – Гёте, Майрховер, Мюллер. В поздний период - Гейне. Его тексты он использует в песнях трагического характера.
Шуман обращался к поэтам романтикам: Байрон, Рюккерт, Шамиссо, и так же особое внимание и предпочтение он отдавал Гейне. Шумана покоряла близость и связь его поэзии с народной немецкой песней. Отсюда вытекает связь с народными традициями.
Лист в своём творчестве тоже обращался к народному мелосу (использовал импровизации на тему венгерской народной песни). В поисках текстов для своих песен он обращался то к немецкой литературе- Гете, Шиллер, Гейне, то к французской - Гюго, то к итальянской – сонеты Петрарки.
Новшества были введены так же и в форме.
Шуберт создаёт вокальную балладу, этот жанр в дальнейшем будет развивать Лист. Ведущее значение отводится мелодии. Вокальная мелодия пластичная, гибкая. Большую роль отводит фортепианной партии, она носит изобразительный характер, в иных случаях является психологическим подтекстом. В раннем творчестве Шуберт использует куплетную форму или рондо, в зрелом творчестве сквозную, форму БАР.
У Шумана песня в традиционной форме. Вокальная мелодия - говорящая мелодия, повышена роль фортепианных фрагментов, в некоторых песнях присутствуют большие завершённые фрагменты –постлюдии. Аккомпанемент разнообразный, фигурационное движение – лейтфактура лирических образов. Например: «В сиянии тёплых майских дней», «В цветах белоснежных лилий».
У Листа фортепианное сопровождение более виртуозно. Например, в песне «Три цыгана» на стихи Ленау каждый цыган имеет свою характеристику – портрет. Один играет на скрипке- мелодия и аккомпанемент, второй курит трубку- аккорды разливаются медленнее, флегматично. А третий спит - бас и покачивающиеся аккорды (характерные для жанра колыбельной).
Таким образом, песня получила своё развитие. Для Шуберта это был основной жанр, в котором он писал всю свою жизнь. У Шумана этот жанр не является основным, но всё же он значителен. Композитор обратился к нему уже в момент композиторской зрелости, когда у него установился свой стиль и практически все свои значительные вокальные произведения написал в течение двух лет (40-41). Песни Листа не принадлежат к основной «гениальной линии» его творчества, однако в вокальной лирике конца 19 века они занимают значительное место.
В творчестве этих композиторов жанр песни достиг своей кульминации. Их произведения исполняют и ценят в современном мире.