Психологическая подготовка дирижера к работе с хором

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 08:02, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: выявить профессионально - психологически важные качества дирижера хора.
Задачи:
1. Рассмотреть и проанализировать труды по дирижированию, исследования по музыкальной психологии.
2. Выявить и рассмотреть основные компоненты профессионально-психологически важных качеств дирижера хора.
3. Определить эмоционально-волевую составляющую профессионального дискурса дирижера.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Параграф 1. Организаторские и управленческие качества дирижёрской деятельности…………………………………………………..…………… 5
Параграф 2.Эмоционально-волевая составляющая профессионального дискурса дирижера……………………………………………………..… 11
Заключение…………………………………………………………………18
Список литературы………………………………………………………...20

Файлы: 1 файл

Федеральное агентство по образованию.doc

— 99.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию

Кафедра пения и хорового дирижирования

 

 

 

 

 

 

Психологическая подготовка дирижера к работе с хором

(курсовая работа)

 

 

 

 

 

                                                                                      Научный руководитель:        

      

профессор кафедры пения и хорового дирижирования

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва,2012

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………3

Параграф 1. Организаторские и управленческие качества дирижёрской деятельности…………………………………………………..…………… 5

Параграф 2.Эмоционально-волевая составляющая  профессионального дискурса дирижера……………………………………………………..… 11

Заключение…………………………………………………………………18

Список литературы………………………………………………………...20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

   Дирижёрская деятельность - одна из самых сложных среди музыкально - исполнительских профессий. Её структура многокомпонентна, а проявления многогранны. Поэтому дирижёру предъявляются самые высокие профессиональные требования. Одним из важных компонентов, во многом определяющим творческий процесс создания художественного произведения, является целый комплекс психологических механизмов, лежащий в основе общения дирижёра и музыкантов.

    Помимо большой музыкальной одарённости и специальной дирижёрской подготовки - овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками, - не менее важными, а иногда и решающими являются психологические качества дирижёра, умение найти контакт с коллективом музыкантов и выработать с ними систему рабочего творческого общения, наличие волевых и суггестивных (суггестивность - способность внушать, воздействовать, убеждать) качеств, которые в совокупности оправдывают его руководящее положение как у профессиональных музыкантов, так и у публики.

     Еще А.Н.Римский-Корсаков называл дирижирование «темным делом», и он был недалек от истины.[11, с.12] В то время наука еще не могла решить возникающие теоретические и практические проблемы дирижерской профессии, кроме того, практика значительно опережала теорию, не получая достаточного научного обоснования. Дирижер Ю.Симонов отмечает: «Общеизвестно, что дирижирование является сложной психофизической деятельностью человека. Вместе с тем, оно, представляет собой теоретически наименее изученный и обоснованный вид музыкального исполнительства». [14, с.14] Необходимо отметить, что профессиональная деятельность многих выдающихся дирижеров прошлого до сих пор не имеет психологического обобщения.

   Каждый дирижер находил свой собственный способ управления коллективом, опираясь на свое видение целей и задач дирижерской деятельности, на собственные представления, интуицию. Исследование деятельности дирижеров, в основном заключалось в определении необходимых знаний, умений и навыков, то есть шло по пути изучения - предметной и методической подготовки будущих дирижеров.

    В настоящее время, благодаря исследованиям в области социальной психологии, психологии труда, психологии общения и коллективной  деятельности, психологии творчества, музыкальной психологии появилась возможность, опираясь на результаты научных исследований, объяснить структуру функционирования психологических механизмов, лежащих в основе профессиональной деятельности  дирижера.[7, с.45]

   Психологическому анализу дирижерской деятельности и рассмотрению структуры дирижерских способностей посвящены работы А.Л.Бочкарева, А.Л.Готсдинера, Г.Л.Ержемского, В.И.Петрушина, В.Г.Ражникова и др. Вопрос же о профессионально важных качествах дирижера в контексте его профессиональной деятельности на сегодняшний день остается открытым.

   Таким образом, сочетание недостаточной разработанности с актуальностью, теоретической и практической значимостью выявления психологических закономерностей профессиональной деятельности дирижера обусловили постановку и разработку данной проблемы.

  Цель работы: выявить профессионально - психологически  важные качества дирижера хора.

Задачи:

1. Рассмотреть и проанализировать  труды по дирижированию, исследования  по музыкальной психологии.

2. Выявить и рассмотреть  основные компоненты профессионально-психологически важных качеств дирижера хора.

3. Определить эмоционально-волевую составляющую  профессионального дискурса дирижера.

 

Параграф 1. Организаторские и управленческие качества дирижёрской деятельности.

   Деятельность дирижёра - одна из сложнейших в ряду музыкальных профессий. Кажущееся отсутствие трудностей, здесь, по словам Лео Гинзбурга, является источником величайших недоразумений [8, С.325]. «Проваливались», как дирижёры такие выдающиеся музыканты, как П. И. Чайковский, Н. А.Римский - Корсаков, С. И. Танеев, К. Н. Лядов, А. К. Глазунов, Р. Шуман, Б. Бриттен, Д. Б. Кабалевский, А. Хачатурян, Д. Д. Шостакович. Хорошие межличностные отношения с коллективом, помогают музыкантам и дирижёру быть в хорошем контакте и увлечённо служить своему искусству.

   Дирижёрская деятельность представляет собой объединение рационального и эмоционального подхода, она многофункциональна и представляет собой целый комплекс деятельностей, в который входит: интерпретационная (аналитическая), исполнительская (эвристическая), управляющая (реализующая), репетиционная (педагогическая) и организующая. Перед дирижёром постоянно возникает практическая необходимость в осуществлении не только художественных, но и ряда внемузыкальных задач и функций, присущих всем видам человеческой деятельности. В первую очередь это относится к механизмам общения, коммуникации и психических воздействий.

   Идентификация - особый психический процесс, который близок к использоваемому в театральном искусстве понятию «перевоплощение». Дирижёр идентифицируется в своих внутренних действиях в данную образную сферу, но отождествляя себя с определёнными образами, он должен в первую очередь являться руководителем исполнения. Поэтому, именно совокупная целостность образно-эмоциональных и регулирующих действий, их двуединство и позволяет передать не только внешнюю форму, структуру произведения, но и содержание музыки . Для успешной деятельности дирижёра исключительно важно, чтобы в дирижёре совмещались функции официального руководителя и социально - психологические качества лидера.

   Б.Д. Парыгин [1, с. 121] предлагает типологию лидеров по следующим особенностям:

а) по содержанию;

б) по стилю;

в) по характеру их деятельности.

   По содержанию деятельности он разделяет лидеров на три типа:

-лидер-вдохновитель, разрабатывающий программу деятельности (в театре это художественный руководитель);

-лидер-исполнитель, организатор выполнения уже заданной или намеченной программы (главный дирижёр);

-лидер, являющийся одновременно вдохновителем и организатором (совмещение в одном лице обеих функций).

   По стилю руководства:

-авторитарный,

-демократический,

-совмещающий в себе элементы того и другого стиля.

   По характеру деятельности:

-универсальный, т. е. лидер, проявляющий свои качества постоянно;

-ситуативный, проявляющий их лишь в определённой, специализированной ситуации.

   Воспитание сплочённого музыкального коллектива - это задача, которая встаёт перед многими дирижёрами хоров и оркестров; решение этой задачи помимо музыкальных проблем включает в себя и некоторые психологические, связанные с закономерностями общения людей друг с другом.

   Психологические особенности руководителя и их отражение в деятельности рассматривались многими психологами.

  Так Курт Левин [1, с.124] делит руководителей на три типа:

1) авторитарный тип - указания  даются в категорической форме и не подлежат обсуждению;

2) безразличный тип - руководитель  почти не вмешивается 

в дела, отчего создаётся анархическая обстановка;

3) демократический тип - руководитель  советуется с подчинёнными, считается  с их мнением.

  А. А. Бодалев [1, с.128] по особенностям стиля руководства разделил воспитателей условно, примерно на такие же типы:

1) автократический; 

2) либеральный; 

3) демократический. 

  Но самое важное в исследовании Бодалева заключается в том, что стиль руководства является лишь одним из проявлений психического склада воспитателя. На самом деле он отражается и в восприятии других людей, их оценке и особенностях общения, что проявляется и в деятельности дирижёра. Так, дирижёры автократического типа переоценивают свою роль в подготовке программы. Оценка профессиональных качеств хора как коллектива у них всегда занижена, к отдельным хорам они относятся свысока, характер замечаний у них директивный. Недостаточная самокритичность приводит к тому, что неполадки в ансамбле и строе они относят на счёт хора. Как правило, дирижёры этого типа не отличаются гибкостью. Часто они являются главными дирижёрами, однако, несмотря на идеальную дисциплину и высокий уровень квалификации руководимых ими коллективов, творческая отдача чаще ниже их возможностей, а исполнение отличается определённой скованностью и академическим холодком.

   К дирижёрам - диктаторам современники относили великого итальянского дирижёра Артуро Тосканини, про которого Игорь Маркевич сказал однажды, что сейчас ни один уважающий себя известный коллектив не стал бы терпеть его постоянные взрывы ярости, оскорбительные реплики, унижения и полное игнорирование существующих повсеместно норм и трудовых положений.

   К таким же диктаторам принадлежал и великий немецкий композитор и дирижёр Густав Малер, не допускающий со стороны музыкантов ни малейшего проявления творческой инициативы.

   Оркестром и хором можно управлять исходя как из авторитарных, диктаторских принципов, так и демократических, коллегиальных.

  Дирижёры демократического склада доверяют хору и оркестру и общаются с музыкантами на равных, допуская сотрудничество и творческую инициативу. Дирижёрами такого плана были Артур Никиш и Вильгельм Фуртвенглер. Наиболее яркое исполнение достигается тогда, когда «дирижёр предлагает свою концепцию сочинения, получая взамен большую исполнительскую отдачу, реализацию этой концепции или даже дополнений к ней. Стопроцентная диктатура дирижёра вряд ли даст значительный художественный результат» [12, с.35].

  Психологические особенности дирижёрской деятельности обусловлены тем, что его «инструментом» является коллектив музыкантов, состоящий из множества личностей, с различным уровнем подготовки, разными характерами и темпераментами и другими психологическими особенностями.

  Поэтому важнейшими психологическим качеством, необходимым дирижёру, является умение общаться с людьми, умение налаживать деловые, творческие взаимоотношения с музыкантами и использовать эти умения для осуществления своих художественных намерений. Выдающийся немецкий дирижёр Бруно Вальтер главным в дирижёрском призвании считал умение общаться: «Кто не умеет общаться с людьми, не может влиять на них, - говорил он, - тот не вполне пригоден для этой профессии» [13, с.43].

   Умение общаться - это правильно ориентироваться во взаимоотношениях с людьми. Но дирижёру нужно не только ориентироваться, ему нужно уметь сформировать творческие взаимоотношения.

   Следующим важнейшим качеством дирижёра является его духовный облик и творческий потенциал. Дирижёры с разным темпераментом и творческим почерком, такие, как Густав Малер и Артуро Тосканини, Вильгельм Фуртвенглер и Отто Клемперер, Бруно Вальтер и Шарль Мюнш, Николай Малько и Леопольд Стоковский, Арий Пазовский и Самуил Самосуд, Александр Гаук и Евгений Мравинский, Евгений Светланов и Геннадий Рождественский, - все они достигли высочайших вершин творчества потому, что были не только выдающимися дирижёрами, но представляли собой значительные личности. Дирижёр ещё больше, чем любой исполнитель, должен быть высоко образованной и творчески интересной индивидуальностью, ему всегда нужно иметь «что сказать» и хору, и публике. Сила передачи своего творческого замысла зависит от глубины и серьёзности моральных воззрений дирижёра, богатства эмоциональной жизни, широты умственного кругозора, подчёркивали крупнейшие дирижёры.

   Одно из важнейших качеств дирижёра - суггестивность и эмоциональная заразительность.

   Многогранность функций дирижёра проявляется в том, что он должен быть одновременно организатором - заранее спланировать репетиционное время и подготовить концертное выступление, наметить предстоящую программу и план гастролей, отдать распоряжение о нотном материале, педагогом на репетиции и артистом на концерте. Ни одну из указанных функций нельзя недооценивать, но, поскольку главная его функция - подготовить и осуществить концертное выступление (запись) на высоком художественном уровне, артистические качества дирижёра должны быть преобладающими. Как бы хорошо не была подготовлена программа на репетиции, если на концерте дирижёр не сумеет заразить своим увлечением - исполнение будет похоже на «хорошо выученный урок», по меткому выражению профессора И. А. Мусина [13, с.87].

   Профессиональные качества дирижёра складываются из природной одарённости и специального обучения.

   Прежде всего, это ярко выраженная музыкальность, отлично развитый слух, хорошо развитый гармонический и полифонический слух; волевое, гибкое и устойчивое чувство ритма; богатая и безотказная музыкальная память, отличные психомоторные (мануальные) способности, помимо этого дирижёр должен обладать быстротой реакции, яркой и глубокой эмоциональностью, выдержкой, хорошо развитым сосредоточенным и распределённым вниманием и той дозой обаяния, непосредственности и дружелюбия в общении, которая на сцене превращается в артистизм.

   Профессиональная подготовка дирижёра и его ежедневная работа осложняются тем, что в отличие от любого исполнителя, который чаще всего располагает своим инструментом в любое время, он такой возможности не имеет.

   Для того чтобы держать весь коллектив и каждого музыканта в состоянии творческой мобилизованности, дирижёр должен обладать большой уверенностью в себе, выдержкой, подвижной психикой. Предвосхищая звучание каждого голоса в хоре, в соответствии с задуманной интерпретацией, дирижёр должен вовремя сдержать торопящегося солиста или, что чаще, - подготовить к вступлению равнодушного, сохраняя такт и не умаляя достоинство музыканта. Дирижёр всегда должен быть в форме, в творческом состоянии и в мобилизационной готовности, он не имеет права дать повод к неуверенности за исход выступления. Его волнение артисты должны воспринимать как подъём, вдохновение. Необходимы огромная выдержка, самодисциплина и актёрские качества.

 

 

 

 

 

 

 

Параграф 2.Эмоционально-волеваясоставляющая  профессионального дискурса дирижера.

 

   Процесс взаимодействия дирижера с исполнителями имеет под собой эмоциональную основу. Эмоционально окрашенные творческие задачи, которые ставятся перед хором создают базу для объединения участников хорового процесса, возникновения атмосферы духовного единства между ними. Благодаря этому процесс взаимопонимания между дирижером и певцами хора может достичь высокого уровня. Ш. Эдвардс анализируя свой опыт работы с музыкальными коллективами, замечает: «Знаете, у каждого оркестра свой характер, свои манеры. С одним сразу что-то срабатывает и есть контакт. А сдругим порой долго репетируешь и никак не находишь контакта. Все идет от человеческих отношений, от сердечности чувств. Если получается человеческое общение, то воспринимаешь и тембр оркестра, и вообще принимаешь его таким, какой он есть» [16, с.292].

Информация о работе Психологическая подготовка дирижера к работе с хором