Развитие процессов восприятия музыки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2013 в 10:59, контрольная работа

Описание работы

Повышая квалификацию на курсах в педагогической академии у Г.П.Сергеевой, большое внимание было уделено развитию процессов восприятия музыки. Это одна из наиболее перспективных технологий в области музыкального обучения.
Восприятие музыки-процесс музыкального мышления, целостное, эмоционально-осознанное и личностно-окрашенное познание содержания, смысла музыкального произведения. Музыкальному восприятию свойственны: эмоциональность, целостность, образность, осмысленность, ассоциативность.

Файлы: 1 файл

razvitie_prcessov_vospriyatiya_muzyki.doc

— 26.50 Кб (Скачать файл)

Развитие процессов  восприятия музыки

Повышая квалификацию на курсах в  педагогической академии у Г.П.Сергеевой, большое внимание было уделено развитию процессов восприятия музыки. Это  одна из наиболее перспективных технологий в области музыкального обучения.

Восприятие музыки-процесс музыкального мышления, целостное, эмоционально-осознанное и личностно-окрашенное познание содержания, смысла музыкального произведения. Музыкальному восприятию свойственны: эмоциональность, целостность, образность, осмысленность, ассоциативность.

Ученые-психологи выделяют три стадии процесса восприятия музыки. Первая стадия-первое знакомство с музыкальным произведением, первые впечатления о музыкальном образе. Воспринимая произведение в первый раз, малоподготовленный слушатель получает лишь общее представление о музыкальном образе. Задача учителя на этом этапе восприятия музыки помочь ребенку найти свое отношение к музыкальному произведению, понять, какие чувства вызывает у него эта музыка, заострить внимание на главном носителе образа-мелодии, ее характерных интонациях.

Вторая стадия связана с повторным  прослушиванием музыкального произведения. Здесь происходит выделение наиболее ярких особенностей. Эта стадия восприятия связана с включением аналитических  свойств сознания ребенка. Здесь включаются методы и приемы интонационно-образного анализа музыкального произведения.

Третья стадия-еще одно обращение к музыкальному произведению, обогащенное уже ранее возникшими музыкально-слуховыми представлениями  и ассоциациями. На этом этапе проявляется личностное отношение школьников к воспринятой музыке, ее индивидуальная оценка с позиций значимости для конкретного слушателя.

Процессы восприятия музыкального произведения зависят от индивидуальных особенностей ребенка-слушателя, его  общего и музыкального развития, жизненного опыта, интересов, от социального окружения.

Восприятию любого произведения должна предшествовать установка. Установка  на восприятие-готовность человека воспринимать какое-либо явление. Установка имеет организационные и методические моменты.     Организационные моменты: слушать музыку в тишине, создать атмосферу концертного зала. Методические моменты-это методически грамотное слово учителя перед прослушиванием музыкального произведения. Словом предвосхитить содержание музыкального произведения.

На разных возрастных этапах формирования музыкальной культуры учащихся происходят изменения в  динамике развития процессов восприятия музыки. Если в начальных классах  дети с одинаковым интересом воспринимают музыку различных стилей и жанров, то, начиная с 5 класса их интересы подвергнуты влиянию популярной музыки, модных исполнителей, групп, звучание которых ассоциируется у них с периодом взросления, раскрепощенности, утверждением собственного «Я». Учителю необходимо проявлять к ним пристальный интерес. Одним из методов приобщения школьников к современной популярной музыке может стать метод интерпретаций классической музыки современными исполнителями. Поиск ответа на вопрос: «Почему модные поп-музыканты обращаются к использованию в своих концертных программах шедевров зарубежной и русской классической музыки?» поможет определенным образом восстанавливать баланс между прошлым и настоящим в сознании школьников.

 

Список литературы:

1.Сергеева Г.П. Актуальные проблемы преподавания музыки в образовательных учреждениях, М.,2010.

2.Суслова Н.В. Музыкальное мышление  и методика его развития у  младших школьников, М., 2001.

3.Белобородова В. Музыкальное  восприятие школьников, М., 1975.

4.Восприятие музыки:Сб.статей,ред.-сост. В.Н.Максимов, М., 1980.


Информация о работе Развитие процессов восприятия музыки