Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2015 в 22:10, шпаргалка
Описание работы
Резонансная теория пения (РТП) — система представлений о взаимосвязанных между собой акустических, физиологических и психологических закономерностях образования и восприятия певческого голоса, обуславливающих его высокие эстетические и вокально-технические качества за счет максимальной активизации резонансных свойств голосового аппарата.
Примечание. РТП научно обосновывает
совет старых вокальных педагогов: «Звук должен быть в носу, но в звуке не
должно быть носа». Если прислушаться
внимательно к голосам выдающихся певцов,
то можно услышать, с каким тончайшим чувством
меры они используют носовой резонатор
для формирования тембра голоса.
↑ Перейти к: 1 2 3 4 5 6 7 Морозов В. П. Искусство
резонансного пения. Основы резонансной
теории и техники. — М.: МГК, ИП РАН, Центр "Искусство и Наука", 2002. — 496 с.
↑ Перейти к: 1 2 3 Морозов В. П. Искусство
резонансного пения. Основы резонансной
теории и техники. — М.: МГК, ИП РАН, Центр "Искусство и Наука", 2008. — 592 с.
↑ Перейти к: 1 2 Морозов В. П. Научные основы вокального искусства:
резонансная теория пения // Вопросы вокального
образования. — М.: Изд-во Минкультуры РФ, 1995. С. 60-62.
↑ Перейти к: 1 2 Морозов В. П. Резонансная теория пения. Комментарии
для вокалистов // Материалы Всероссийской
научно-практической конференции Музыкальное
образование в контексте культуры. — М.:
Изд-во Рос. Акад. Музыки им. Гнесиных, 1996.
С. 22-29.
↑ Перейти к: 1 2 Морозов В. П. Резонансная теория пения о механизмах
защиты гортани профессиональных певцов
от перегрузок // Первый Международный
конгресс «Музыкотерапия и восстановительная
медицина в XXI веке». Материалы Конгресса. — М.:
2000.
↑ Дальская В. А. Резонансная теория пения и педагогическая практика
// Вопросы вокального образования. Методические
рекомендации Совета по вокальному искусству
при Мин. Культуры РФ (для преподавателей
вузов и средних специальных учебных заведений). — М., 2005. — С. 24-30.
↑ Эдельман Ю. Б. Теория и практика резонансного пения
// Вопросы вокального образования. Методические
рекомендации Совета по вокальному искусству
при Мин. Культуры РФ (для преподавателей
вузов и средних специальных учебных заведений). — М., 2005. — С. 30-33.
↑ Подкопаев М. И. О методологических основах содержания
и проектирования курса вокальной методики
(на основе резонансной теории пения) //
Вопросы вокального образования. Методические
рекомендации Совета по вокальному искусству
при Мин. Культуры РФ (для преподавателей вузов и средних
специальных учебных заведений). — М.-СПб., 2006. — С. 127-138.
↑ Киселев А. Н. Теория и практика резонансного пения
// Вопросы вокального образования. Методические
рекомендации Совета по вокальному искусству
при Мин. Культуры РФ (для преподавателей вузов и средних
специальных учебных заведений). — М.-СПб., 2008. — С. 59-61.
↑ Дрожжина Н. В. Экстраполяция резонансной теории пения
на вокальную педагогику музыкальной
эстрады // Вопросы вокального образования.
Методические рекомендации Совета по вокальному искусству
при Мин. Культуры РФ (для преподавателей
вузов и средних специальных учебных заведений). — М.-Казань,
2010. —
С. 80-92.
↑ Перейти к: 1 2 Морозов В. П. Резонансная
теория голосообразования. Эволюционно-исторические
основы и практическое значение // Сб. трудов
Первого
международного междисциплинарного конгресса
«ГОЛОС». — М.: Центр информационных технологий
в природопользовании, 2007. — С. 12-25.
↑ Перейти к: 1 2 Фант Г. Акустическая теория образования речи. — М.:
1964.
↑ Fant G. Acoustic Theory of Speech Production. — `S-Gravenhage: 1960 (2nd edition 1970).
↑ Сорокин В. Н. Теория речеобразования. — М.: 1985.
↑ Перейти к: 1 2 Helmholtz H. Die Lehre von den Tonempfindungen als physiologische Grundlage für
die Theorie der Musik. Sechste Ausgabe. — Braunschweig: 1913 (Erste Ausgabe, 1862).
↑ Гарсиа М. Полный трактат об искусстве пения (Traite complet de l`art chant).
1847, 2-е изд. 1856. Русский пер. под ред. В. Багадурова,
1957.
↑ Berg J. V. D. Myoelastic-aerodynamic theory of voice production. — J. of Speech and Hearing Research, 1958, v. I, № 3, p. 227—244.
↑ Fuks L. From Air To Music. Acoustical, Physiological and Perceptual Aspects
of Reed Wide Instrument Playing and Vocal-Ventricular Fold Phonation. — Stockholm:
1999.
↑ Husson R. La Voix Chantêe. — Paris: 1960.
↑ Перейти к: 1 2 Husson R. Physiologie De La Phonation. — Paris, 1962.
↑ Perello J. Theorie muco-ondulatoire de la phonation. Ann. d’oto-laryngol., 1962, T.79, 9, p.722-725.
↑ Фант Г. Анализ и синтез речи / Пер. с англ. — М.:
Наука, 1970.
↑ Вайнштейн Л. Камилло Эверарди и его взгляды на вокальное
искусство". — Киев: 1924.
↑ Leman L. Meine Gesangskunst. — B.: 1902.
↑ Алдошина И., Приттс Р. Музыкальная
акустика: учебник для высших учебных
заведений. — СПб.: Композитор, 2006.
↑ Перейти к: 1 2 3 4 5 Морозов В. П. Биофизические
основы вокальной речи. — Л.: Наука, 1977.
↑ Аспелунд Д. Развитие певца и его голоса. — М.: 1952.
↑ Перейти к: 1 2 Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. — М.: 1968.
↑ Василенко Ю. С. Голос. Фониатрические аспекты. — М.:
2002.
↑ Перейти к: 1 2 Ермолаев В. Г., Лебедева Н.
Ф., Морозов В. П. Руководство по фониатрии. — Л.: 1970.
↑ Кузнецов Ю. М. Эмоциональная выразительность хора.
Дис. канд. искусствоведения / Научн. рук.
В. П. Морозов. Московская государственная
консерватория им. П. И. Чайковского. — М.: 1996.
↑ Морозов В. П. Прибор для исследования голосовой функции
человека // Ученые записки Лен. гос. университета.
— Л.: 1957. — №222.
↑ Морозов В. П. К исследованию голосовой функции певцов способом
виброметрии // Вестник Ленинградского
университета. — Л.: 1959. — №15.
↑ Перейти к: 1 2 Морозов В. П. Новая лаборатория // Музыкальные кадры.
— 1960. — №14.
↑ Перейти к: 1 2 3 Морозов В. П. Измерение
звонкости голоса // Музыкальные кадры.
— 1964. — №13.
↑ Перейти к: 1 2 Морозов В. П. Тайны вокальной речи. — М.; Л.: 1967.
↑ Морозов В. П. О резонансной природе высокой и низкой
певческих формант // Сборник трудов XI
Сессии Российского Акустического Общества.
Акустика речи; медицинская и биологическая
акустика. — Т.3. — М.: 2001.
↑ Перейти к: 1 2 3 Sundberg J. The Science of the Singing Voice. Dekalb, Illinois, 1987.
↑ Морозов В. П. Способ обучения резонансной технике
пения и речи с применением резонансометра.
Патент РФ, 2009.
↑ Перейти к: 1 2 Bartholomew W.Т. A physical definition of good voice quality in the male voice //
Journ. Acoust. Soc. Amer. 1934. №6.
↑ Перейти к: 1 2 3 Ржевкин С. Н. Слух и речь в свете современных физических
исследований. — М.; Л.: 1936.
↑ Перейти к: 1 2 Ржевкин С. Н. Некоторые результаты анализа певческого
голоса // Акуст. журн., 1956, т. 2, вып. 2, с. 205—210.
↑ Перейти к: 1 2 3 Морозов В. П. Обертоны певческого голоса // Музыкальные кадры.
— Л.: 1962. № 4.
↑ Sundberg J. Articulatory interpretation of the Singing formant // J. Acoust. Soc. Amer. 1974. Vol. 55. P. 838—844.
↑ Казанский В. С. Ржевкин С.
Н. Исследование тембра звука голоса и
смычковых музыкальных инструментов // Журн. Прикл.
физики. — 1928. — №5. — Вып. 1. С. 87–103.
↑ Перейти к: 1 2 Лаури-Вольпи Дж. Вокальные параллели. — Л.: 1972.
↑ Музыкальная акустика / Под ред. Н. А. Гарбузова. — М.:
1954.
↑ Малютин Е. Н. Болезни горла и их лечение. — М.: 1912.
↑ Морозов В. П. Барсов Ю. А. Акустико-физиологические
и вокально-педагогические аспекты полётности
певческого голоса // Вторая научная конференция
по во-просам развития музыкального слуха
и певческого голоса детей. — М.: 1965. С.33-35
↑ Морозов В. П. О психофизических коррелятах эстетических
свойств голоса певцов разных профессиональных
уровней // Материалы Международной конференции
"Психофизика сегодня", посвященной
100-летнему юбилею С.С. Стивенса и 35-летию
ИП РАН. — М.:9-10 ноября 2006 г. С.65-75.
↑ Морозов В. П. (в совм. работе с сотр. Института проблем
передачи информации РАН В. Н. Сорокиным и И. С. Макаровым). Новые доказательства резонансного
происхождения высокой певческой форманты
// Вопросы вокального образования: методические
рекомендации для преподавателей вузов
и средних специальных учебных заведений.
Изд. Министерство культуры и массовой коммуникации, Российская
академия музыки им. Гнесиных. — М.: 2005.
С.8-14.
↑ Рудаков Е. А. О природе верхней певческой форманты
и механизме ее образования // Развитие
детского голоса. — М.: 1963.
↑ Интервью В.П. Морозова и К.К. Карапетрова
с М.О. Рейзеным 21 апреля 1988 г. (рус.). Проверено 11 июня 2012. Архивировано из первоисточника 1 июля 2012.
↑ Андгуладзе Н. Д. О творческой природе певческого дыхания
// Первый международный междисциплинарный
конгресс "ГОЛОС". Сб. трудов. — М.:
2007. С. 5-6.
↑ Левидов И. И. Певческий голос в здоровом и больном
состоянии. — Л., 1939.
↑ Работнов Л. Д. Основы физиологии и патологии голоса
певцов. — Л., 1932.
↑ Ермолаев В. Г., Морозов В. П.,
Парашина В. И. Применение метода спектрального анализа
звука к исследованию роли носовой полости
в певческом звукообра-зовании // Вестник
оториноларингологии. 1964. № 2.
Позднякова Т. И. Из опыта формирования
резонансной техники пения в учебном хоре
// Вопросы вокального образования. Методические
рекомендации Совета по вокальному искусству
при Мин. Культуры РФ (для преподавателей
вузов и средних специальных учебных заведений). —
М., 2005.
Сафонова В. И. Опыт обучения детей
элементам резонансной техники пения
// Сб. трудов Первого международного междисциплинарного
конгресса «ГОЛОС». — М., 2007. — С. 182-185.
Сафонова В. И. Резонансная основа
вокальной работы в хоре (из опыта хормейстера)
// Вопросы вокального образования. Методические
рекомендации Совета по вокальному искусству
при Мин. Культуры РФ (для преподавателей
вузов и средних специальных учебных заведений). —
М., 2005.
Сафонова В. И. Особенности вокальной
работы в хоре (активизация резонаторной
системы певца в хоре) // Теория и практика
хорового исполнительства. Певческое
развитие ребенка / сост. И. В. Калиш. — М.,
1999.