Ритм секция в эстрадном оркестре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 17:35, курсовая работа

Описание работы

Если окинуть взглядом всю историю джаза, то станет заметно, что джазовое «дерево», находясь меж двух мощных культурных полюсов – «негритянским» и «европейским», – временами склоняется то в одну, то в другую сторону... Менее чем за век, из смутных народных традиций негритянского развлекательного музицирования развилась удивительная американская музыка, называемая джазом. Эта музыка, ныне распространенная практически во всех странах мира, стала наиболее ярким проявлением американской культуры.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………… 3
Глава I. Состав инструментов ритм-секции ……………………………….. 5
1.1 Контрабас ………………………………………………………………... 6
1.2 Бас-гитара ………………………………………………………………… 9
1.3 Ударная установка ……………………………………………………… 13
1.4 Фортепиано ……………………………………………………………… 17
Глава II. Функциональные возможности ритм-секции …………………... 25
2.1 Виды и характеристика оркестров и ансамблей ……………………… 25
2.2 Джазовый оркестр ………………………………………………………28
Заключение ……………………………………………………………………30
Список использованной литературы ………………………………………32

Файлы: 1 файл

курсовая по Спирке.doc

— 318.00 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«Челябинская  государственная

академия культуры и искусств»

Музыкально-педагогический факультет

Кафедра эстрадно-оркестрового творчества

 

 

Курсовая работа по дисциплине

«Инструментоведение»

                Ритм секция в эстрадном оркестре

 

 

                                                                                       Выполнила: студентка МПФ, 421 группы

                                                                                                                    Кулешова К.О.

                                                                                     Проверил: Спирев Д.А.

 

 

 

                                                                         Курсовая работа

                                                                                          «___»___________ 2013г.

                                                          Оценка:

                                                                        Преподаватель:

 

 

                                                                                     Челябинск

2013

                                      СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ……………………………………………………………………… 3

Глава I. Состав инструментов ритм-секции ………………………………..  5

1.1 Контрабас ………………………………………………………………...  6

1.2 Бас-гитара ………………………………………………………………… 9

1.3 Ударная установка ……………………………………………………… 13

1.4 Фортепиано ……………………………………………………………… 17

Глава II. Функциональные возможности ритм-секции …………………... 25

2.1 Виды и характеристика оркестров и ансамблей ……………………… 25

 

2.2  Джазовый оркестр ………………………………………………………28

Заключение ……………………………………………………………………30

Список использованной литературы ………………………………………32

 

 

 

                                   

                                                

 

                                                       

                                       ВВЕДЕНИЕ

 

    Если окинуть взглядом всю историю джаза, то станет заметно, что джазовое «дерево», находясь меж двух мощных культурных полюсов – «негритянским» и «европейским», – временами склоняется то в одну, то в другую сторону... Менее чем за век, из смутных народных традиций негритянского развлекательного музицирования развилась удивительная американская музыка, называемая джазом. Эта музыка, ныне распространенная практически во всех странах мира, стала наиболее ярким проявлением американской культуры.

Джаз возник в США в результате синтеза  многочисленных элементов переселенных музыкальных культур народов  Европы, с одной стороны, и африканского фольклора - с другой. Эти культуры обладали принципиально разными  качествами. Африканская музыка по природе своей импровизационна, она характеризуется коллективной формой музицирования с сильно выраженной полиритмией, полиметрией и линеарностью.

Важнейшую функцию в ней  несет ритмическое начало, ритмическое  многоголосие, из которого возникает  эффект перекрестной ритмики. Мелодическое, а тем более гармоническое начало, в африканском музицировании развито в гораздо меньшей степени, чем в европейском. Музыка для африканцев имеет в большей степени, чем для европейца, прикладное значение. Она часто связана с трудовой деятельностью, с обрядами, в том числе с отправлением культа. Синкретизм разных видов искусств сказывается на характере музицирования - оно выступает не самостоятельно, а в соединении с танцем, пластикой, молитвой, декламацией. В возбужденном состоянии африканцев их интонирование гораздо более свободно, чем у закованных в нормированный звукоряд европейцев. В африканской музыке широко развита вопрос-ответная форма пения (call & response).

Со своей стороны, европейская  музыка внесла свой богатый вклад  в будущий синтез: мелодические построения с ведущим голосом, ладовые мажор-минорные стандарты, гармонические возможности и многое другое. Вообще, условно говоря, африканская эмоциональность, интуитивное начало столкнулось с европейским рационализмом, особенно проявляющемся в музыкальной политике протестантизма.

Что отличает джаз, так это  импровизация, часто нескольких музыкантов одновременно. Джаз изначально представлял  собой перелом западных музыкальных  традиций, где композитор писал музыку на бумаге, а музыканты пытались сделать все, чтобы эту музыку воспроизвести максимально «близко к замыслу композитора». В джазовой композиции изначальная тема – это просто начальная точка отсчета для музыканта, чтобы высказаться в своем собственном соло. Темой может служить популярная песенка или блюз, которую сами музыканты не написали, однако в процессе их игры рождалась новая пьеса, которая могла иметь довольно мало сходства с оригиналом. В любом случае, джазовый музыкант – всегда автор того, что он играет.

Сегодня джаз включает в себя огромное количество стилей: от архаичного народного блюза, рэгтайма, нью-орлеанского джаза и диксилэнда, идя через свинг, мэйнстрим (основное течение), би-боп и современный джаз к абсолютно свободным формам фри-джаза и электронной музыки.

 

 

 

 

                 

 

          

                            Глава I.   Состав инструментов ритм-секции                                  

       Имеется в большинстве типов джазовых ансамблей и оркестров (от комбодо биг- бэнда и симфоджазового оркестра).

       Основной ритм-секции, как правило, является ударная установка, к которой могут добавляться другие (например, экзотические) ударные инструменты. Функция басового голоса чаще всего поручается контрабасу или низким духовым, в современном джазе и джаз-роке в этой роли нередко используется электро-бас или адаптированная бас-гитара.

         В состав ритм-группы обычно вводятся также инструменты, способные одновременно выполнять и функции гармонического сопровождения (фортепиано, электроорган, гитара, банджо и др.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            

 

                                 1.1 Контрабас 

 

( итал. contrabbasso или basso, фр. contrebasse, нем. Kontrabass, англ. double bass) — самый крупный по размерам (около двух метров в высоту) и самый низкий по звучанию из широко используемых смычковых струнных музыкальных инструментов, объединяющий в себе черты скрипичного семейства и семейства виол. Имеет четыре струны, настроенные по квартам: E1, A1, D, G (ми, ля контроктавы, ре, соль большой октавы), диапазон от E(миконтроктавы) до g(соль первой октавы) и выше. Новый инструмент был впервые применён в оркестре в 1699 году в опере Джузеппе Альдровандини «Цезарь Александрийский», однако затем долго не использовался (басовые голоса исполняли виолончели и виолы низкого строя). Лишь с середины XVIII века контрабас становится обязательным участником оркестра, вытесняя из него басовые виолы. В это же время появляются первые контрабасисты-виртуозы, выступавшие с сольными концертами.

      Для удобства сольного исполнения мастера сконструировали трёхструнный контрабас, струны которого настраивались по квинтам (G1, D, A ― соль контроктавы, ре, ля большой октавы, то есть на октаву ниже виолончели, но без струны до) или по квартам (A1, D, G ― ля контроктавы, ре, соль большой октавы). С развитием исполнительской техники стало возможным исполнять виртуозные сочинения на обычном оркестровом четырёхструнном инструменте, и трёхструнные контрабасы вышли из употребления. Для более яркого звучания в сольных произведениях строй контрабаса иногда повышается на один тон (это «сольный строй»).

      Существует два основных способа игры на контрабасе: arco – т. е.

смычком, и pizzicato – т. е. щипком.

    «Пиццикато» как основной прием применяется в большинстве своем в танцевальной, эстрадной музыке. Но ни в одном из этих жанров он не достиг таких высот, как в джазе.

      Джаз превратил «пиццикатный» бас в равноправный аккомпанирующий и солирующий инструмент. На пути своего развития как джазового инструмента контрабас выдержал конкуренцию сначала с тубой, которая держалась в джазовых ансамблях вплоть до середины 40-х, а затем, во время нашествия рока, с бас-гитарой, которая в середине 70-х, обладая современным инструментарием, стала вытеснять контрабас из джаза.

     В джазе существует немало примеров ритм-секции без ударных или фортепиано. Однако очень редко встречаются ансамбли, в которых не было бы инструмента, играющего партию баса. Причем на разных этапах развития джаза они были разными. В традиционном джазе партию баса в большинстве случаев играет туба, геликон1 или сузафон2.

     В чикагском стиле и раннем свинге тубу заменил контрабас, который фактически повторял партию левой руки пианиста, а соло, если оно игралось, было простым и схематичным, использующим преимущественно основные ступени аккорда и диатоническое движение.

     До середины 60-х контрабас занимает прочное место в джазовой ритм-группе, постепенно расширяя свои функции. Благодаря таким виртуозам, как Джимми Блентон, Оскар Петтифорд, Чарли Мингус, Рэй Браун, Пол Чемберс и Скотт Ла Фаро контрабас становится равноправным сольным инструментом в ансамбле, используя при этом почти весь свой диапазон, одновременно являясь гармоническим фундаментом во время исполнения.

      В 60-е в джаз стали проникать элементы рок-музыки, вследствие чего появился риффовый3 аккомпанемент («бэкграунд»), повторяющий какую-то одну остинатную, ритмическую фигуру на протяжении всего исполнения, что начало резко снижать привычные функции контрабаса. А с появлением в джазовых ансамблях электроинструментов (синтезаторы, электропиано4, электрогитары с эффектами) акустического звучания контрабаса уже не хватало и на смену ему пришла бас-гитара, имеющая при некоторой схожести (родственная техника игры, одинаковый строй, сходная мензура) и некоторые преимущества перед контрабасом: легкость и надежность формирования звука, более широкие динамические возможности, более подвижная техника (некоторые ритмические фигуры невозможно исполнять на контрабасе). Такая картина наблюдалась вплоть до середины 80-х, когда в джазе наметился интенсивный возврат к акустическому звучанию и контрабасу вернулось его прежнее место в ритм-группе.

     Благодаря своему саунду, специфическому теплому звучанию,

контрабас в  джазе никогда не выйдет из моды и его не сможет заменить ни один инструмент. Поэтому он участвовал в становлении практически всех джазовых стилей.

Джаз зарождался в маленьких духовых оркестрах, начавших появляться в огромном количестве сразу после окончания гражданской войны в США (1861–1865). Многие негры получили возможность приобрести подержанные духовые инструменты, которые продавались в лавках подержанных вещей, куда они поступали из расформированных военных оркестров. Контрабас появился в джазе немногим позже тубы и непосредственно участвовал в создании Нью Орлеанского джазового стиля.

 

                                                   1.2 Бас-гитара 

 

(также называемая электрической бас-гитарой или просто басом) — струнно-щипковый музыкальный инструмент, предназначенный для игры в басовом диапазоне. На нём играют преимущественно пальцами, с помощью техник вроде слэпа5, но допустима и игра медиатором.

      Бас-гитара является подвидом электрогитары, но имеет более массивный корпус и длинный гриф, а также большую мензуру6. В основном, на бас-гитаре используют 4 струны, но существуют и варианты c бо́льшим количеством. Стандартный строй на 4-струнной бас-гитаре настраивается на манер контрабаса, что на октаву ниже, чем строй электрогитары. Как и последние, для бас-гитары требуется подключение к усилителю для игры.

      Начиная со своего появления в 1960-х годах, бас-гитара практически полностью заменила контрабас в поп-музыке как инструмент ритм-секции. Помимо этого, бас-гитара стала важным элементом большинства современных музыкальных жанров, причём в каждом из них может быть отдельная техника исполнения, строй и количество струн.

     Основная область применения бас-гитары — современная популярная и джазовая музыка, в классической музыке бас-гитара используется реже обычной шестиструнной гитары. Роль бас-гитары в ансамбле также отличается от роли обычной гитары — бас-гитара чаще используется для аккомпанемента и ритмической поддержки, чем в качестве солирующего инструмента.

     Звучит бас-гитара на октаву ниже обычной. Она полностью симметрична (то есть каждая следующая открытая струна отстраивается на кварту ниже предыдущей), таким образом стандартная настройка бас-гитары совпадает с настройкой четырёх басовых струн обычной гитары, только на октаву ниже. Диапазон обычной четырёхструнной бас-гитары в классическом строе составляет чуть более трёх октав — от ми контроктавы до соль первой октавы.

     В отличие от остальных разновидностей гитар бас-гитара имеет следующие конструктивные особенности, обусловленные необходимостью получить более низкий диапазон звучания:                    

Информация о работе Ритм секция в эстрадном оркестре