Родион Щедрин.
Хоровое творчество.
(Диптих на сл.Вознесенского ,2003г)
Родион Щедрин рос в музыкальной
среде. Тем не менее особого интереса к
музыке в детстве он не проявлял. Потом
начались трудные годы войны, эвакуация,
и вопросе музыкальных занятиях Родиона
возник только после возвращения в Москву.
Щедрин стал учеником Центральной музыкальной
школы при Московской консерватории.
В 1943 году мальчик удрал на фронт
и, несмотря на трудности, добрался аж
до Кронштадта. Такие «акции» наконец
переполнили чашу терпения и педагогов,
и отца, который решил, что только интернатская
дисциплина может привести мальчика в
норму: документы Родиона были поданы
в нахимовское училище.
Однако в судьбу будущего военного
вмешался случай. В конце 1944 года открылось
Московское хоровое училище. Набирая штат
педагогов, Александр Васильевич Свешников
пригласил его отца вести историю и теорию
музыки.
Щедрин-старший согласился,
но попросил Александра Васильевича зачислить
сына воспитанником: это был последний
шанс обратить того на путь музыки. Приобщение
к музыке юного Щедрина пришло через хор.
Пение в хоре захватило его, затронуло
какие-то глубинные внутренние струны.
И первые композиторские опыты были связаны
именно с хором.
Хоры a cappella
Два хора на стихи А. Пушкина. Для смешанного
хора (1950)
«Ива, Ивушка». Вокализ. Для смешанного хора
(1954)
Четыре хора на стихи А. Твардовского. Для смешанного хора (1968)
Четыре хора на стихи А. Вознесенского. Для смешанного хора (1971)
«Русские деревни». Для смешанного хора
на слова И. Харабарова (1973)
«Стирала женщина белье». Для смешанного
хора на слова И. Ляпина (1975)
«Строфы „Евгения Онегина“». Шесть хоров
на стихи А. Пушкина из романа в стихах «Евгений Онегин» для смешанного хора (1981)
«Казнь Пугачева». Поэма для смешанного
хора на стихи А. Пушкина из «Истории Пугачева» (1981)
«Концертино». В четырёх частях для смешанного
хора (1982)
«Запечатленный ангел». Русская литургия.
Хоровая музыка по Николаю Лескову для смешанного хора и свирели
(флейты) (1988) (посвящено 1000-летию Крещения Руси)
«Алый парус». Для детского хора на слова А. Грина (1997)
«Серенада». Для смешанного хора (2003)
Диптих на стихи А. Вознесенского (2003) (Борису Тевлину)
«Царская кравчая». По мотивам хоровой оперы
«Боярыня Морозова»
"Эпиграф графа Толстого к роману «Анна Каренина». Для смешанного хора
Оперы
«Не только любовь», лирическая опера в 3 действиях с эпилогом
(по мотивам рассказов С. П. Антонова, либретто В. А. Катаняна, 1961)
«Мёртвые души», оперные сцены (по роману «Мёртвые души» Н. В. Гоголя, либретто Р. Щедрина, 1977)
«Лолита» (по одноимённому роману В. В. Набокова, либретто Р. Щедрина, 1992
«Очарованный странник» (по одноименной повести Н. С. Лескова, либретто Р. Щедрина, 2002)
«Боярыня Морозова» (русская хоровая опера для 4 солистов, смешанного хора, трубы, литавр и ударных, либретто Р. Щедрина по мотивам «Жития протопопа Аввакума» и «Жития боярыни Морозовой», 2006)
Для солистов, хора и оркестра
«Маленькая кантата». Из оперы «Не только
любовь» для солистов, смешанного хора
и оркестра (1961)
«Бюрократиада». Курортная кантата для солистов,
хора и оркестра на тексты инструкции
для отдыхающих в пансионате «Курпаты». Либретто Р. Щедрина (1963)
«Поэтория». Концерт для поэта в сопровождении
женского голоса, смешанного хора и оркестра
на слова А. Вознесенского (1968)
«Ленин в сердце народном». Оратория
для солистов, смешанного хора и симфонического
оркестра на народные слова в шести частях
(1969)
«М. Мусоргский. Детская». Вокальный цикл
в семи частях с прелюдией и постлюдией. Оркестровая транскрипция Р. Щедрина, слова М. Мусоргского (1964)
«Моление». Кантата для смешанного хора
и оркестра на слова И. Менухина (1991)
«Многая лета». Для смешанного хора и ударных (1991)
Диптих на слова Вознесенского.
(2003г) Посвящается Борису Тевлину. Общий
разбор.
Родион Щедрин: «Такой музыкант
как Тевлин в любой точке земного шара
был бы просто подарком судьбы, подарком
неба, было бы это в Лос-Анджелесе, Нью-Йорке,
Берлине или Шанхае. Он умеет увлекать
людей и музыкой, и идеей, и поступком».
Стоит отметить, что композитор
всегда очень придирчив и часто непредсказуем
в выборе текста для своих хоровых
сочинений. Часто это нестихотворные литературные
отрывки из прозаических произведений
и стихотворения, которые раньше не были
тронуты другими композиторами- ведь даже
у Пушкина Щедрин находит строки, которые
ранее никто еще не положил на музыку.
Часто это тексты социально острые , интересные,
эмоциональные, которые затрагивают особые,
нужные и актуальные струны в душе
слушателя.
В Диптихе
композитор не в первый раз обращается
к текстам Вознесенского - в 1968г. написана
«Поэтория» , роль чтеца в которой была
отведена самому Вознесенскому, а
в 1971 г были созданы 4 хора на стихи того
же поэта ( «Тбилисские базары», «Первый
лёд», « Горный родничок» , «Песня вечерняя»).
Это говорит об его особых отношениях
с Вознесенским, большом уважении к его
поэтическому таланту певца своего времени,
остро и очень точно выражающего его
настроения, отношение к больным проблемам
и социальной стороне современной жизни.
И мы видим, какой прекрасный результат
приносят в своём объединении два гения.
Вот как сам Щедрина высказывался о
Вознесенском во времена создания «Поэтории»
: Мне лично очень дорога и близка поэзия
Вознесенского,я вижу в ней много созвучного
своим взглядам на искусство,на место
художникав обществе».
Премьера
диптиха состоялась 8 декабря 2003 года в Малом
зале Московской консерватории на концерте,
приуроченном ко дню рождения композитора.
Композиция состоит из двух поэм для хора
a cappella: «Век двадцать первый» и «Беженка».
Контрастные
образы этих поэм объединяет экспрессивность
музыкального языка, сопоставимая с яркими
картинами представителей экспрессионизма
в изобразительном искусстве, а также
динамические контрасты, вокальная насыщенность
и остро диссонантная гармония. Точное
следование композитором за стихами Вознесенского
рождает атмосферу трагической действительности.
В музыке предельная напряженность, холодное
дыхание человеческой трагедии.
Своеобразная
лирика Вознесенского нашла в хорах Щедрина
интересное музыкальное решение. В них
заключён страстный протест против опасности
духовного обеднения человека и беспокойство
за будущее России. Очевидно,именно эта
идея привлекла более всего внимание Щедрина-
художника и гражданина нашей эпохи в
обоих циклах на стихи этого поэта.
Диптих относится
к совсем недавним сочинениям позднего,зрелого
периода творчества Щедрина. Как и во всех
своих последних сочинениях для хора здесь
отражён богатый мир идей русского человека,композитор
обращается к крайне актуальным темам.
Проявляются новаторские черты в поиске
новых форм музыкального высказывания,
обновлении драматургии хора. Композитор
постоянно экспериментирует,используя
весь арсенал современных средств выразительности
:использование двенадцатиступеневого
звукоряда, речитативности мелодии и использования
изобразительных моментов в ней, переменная
ладовость, многотерцовые аккорды и острые
и малосекундовые диссонансы , создающие
болезненную эмоциональность, полифункциональность
многих аккордов, множественные полифонические
приёмы, использование различных ладов,
что по сути является хроматическим усложнением
известной классической модели.
Его отличительная
черта- тритоновая ступень лада и включающие
её интонационные обороты. Она и придаёт
музыке этого мастера специфический тональный
колорит и особое,только ей присущее эмоциональное
напряжение. Учитывая эти особенности,данный
ладовый феномен правомерно называть
«щедринской тритоновой ступенью», или
,проще , «щедринским тритоном». В ладовой
системе Щедрина тритон,обладающий особыми
конструктивно-выразительными св-вами,не
столь универсален и множественен в выражении,
не так фантастичен и суров ,как у Рахманинова
и не столь эспрессивно-выразителен ,как
у Стравинского. Щедринский тритон обычно
наделён особой ладоинтонационной экспрессией
в сопоставлениях двух разновидностей
V ступени лада- пониженной и натуральной.
Достигаемый при этом эффект преодоления
внутреннего сопротивления связан с превышением
тритоновой ступени при пееходе в обычную
доминанту ( или тоническую квинту). Как
известно,система интонационно-мелодических
связей тесно переплетена с вертикально-гармоническими
структурами и составляет вместе с ними
единое целое. Поэтому тритоновая ступень
как характерная стилевая деталь кристаллизуется
не только в мелодике, но и в гармонии сочинений
Щедрина.
Во многих
последних хорах ощущается и «польский»
опыт общения с музыкой ( Пендерецкий,
Лютославский), стремление освоить шёнберговскую
систему. Ещё очень важный момент, несмотря
на традиционные основы и новаторские
введения, очень сильно ощущается связь
композитора с народным мелосом, фольклором,
которая началась со времен его поездки
в Белоруссию. При этом его не интересует
архаика- он ищет эту связь с современными
представителями народного искусства.
Это ощущается и в диптихе. (плагальность
мелодических оборотов и др.)
Вот
как сам композитор пишет об этой поездке
:
Много чего я там навидался
и наслышался. И, наверное, больше всего
самых разнообразных частушек. Да и сам
подпевал местным красавицам, стараясь
подладиться под их исполнительский стиль.
Так вот эти впечатления, в том числе и
чисто акустические, по-видимому, как-то
аккумулировались во мне.
Подобные ощущения, полные зябких
намеков, полутонов, недосказанности,
невозможно облечь в четкие словесные
формулировки. Да и есть ли в этом нужда?
Во всяком случае, и сейчас,
по прошествии двадцати с лишним лет, я
помню, что впечатления того белорусского
лета пронизали всю мою сущность - и душу,
и мозг, и темперамент, и руку. И я уже просто
не мог обойтись без частушки в моем первом
крупном сочинении.
Теперь иной раз услышишь про
фольклор: все открыто, все исчерпано.
Чушь! Как Волгу кружкой не испить. Несмотря
ни на какие разговоры, каждое новое поколение
будет находить в фольклоре неповторимые
красоты» .
«Язык может
усложняться,но в то же время упрощаться».
Эта мысль композитора нашла отражение
в его сочинениях последних лет. При всей
порою кажущейся сложности последних
его хоровых сочинений, главное- эмоцию,
идею, мысль, музыкальную наполненность
и воздействие- композитор доносит до
слушателя в точности и с большим профессионализмом,
за что его так ценят хоровые коллективы
и дирижёры последних лет .