Роль музыки в китайской обрядовой традиции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 00:56, доклад

Описание работы

Китайская музыка — искусство древнейшей китайской цивилизации, уходящее корнями в культуру II-I тыс. до н.э. В истоках китайской музыки находятся племенные песни и пляски, обрядовые формы ритуального искусства.
Обряды, называемые ху и посвященные жертвоприношениям духам и сбору урожая, сопровождались игрой на ударных инструментах, в числе которых были кожаный барабан, металлические колокола нао, чжун, до, колокольчики лин и другие. Из духовых инструментов использовались бамбуковая дудка юэ, глиняная окарина сюань. Профессиональная китайская музыка с самого начала своего формирования была тесно связана с китайской философией и социальной спецификой китайского общества. Выработанная веками строгая оригинальная система музыкального мышления с течением времени претерпевала серьезные исторические изменения, но при этом сохранилась до новейшего времени как целостное эстетическое явление

Файлы: 1 файл

ИТХО доклад.doc

— 33.00 Кб (Скачать файл)

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А.И. ГЕРЦЕНА»

Институт музыки, театра и хореографии

Кафедра музыкального воспитания и образования

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад

 

Роль музыки в китайской обрядовой традиции

 

 

 

 

 

 

 

 

 Студентка 4 курса 

 заочного отделения  

Попов В.В.

Профиль: музыкальное искусство

 

 

Дисциплина:

       История  и теория художественного образования 

Научный руководитель:

Доцент

Иванова Светлана Васильевна

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2014

 

Введение

     Китайская музыка — искусство древнейшей китайской цивилизации, уходящее корнями в культуру II-I тыс. до н.э. В истоках китайской музыки находятся племенные песни и пляски, обрядовые формы ритуального искусства.

     Обряды, называемые ху и посвященные жертвоприношениям духам и сбору урожая, сопровождались игрой на ударных инструментах, в числе которых были кожаный барабан, металлические колокола нао, чжун, до, колокольчики лин и другие. Из духовых инструментов использовались бамбуковая дудка юэ, глиняная окарина сюань. Профессиональная китайская музыка с самого начала своего формирования была тесно связана с китайской философией и социальной спецификой китайского общества. Выработанная веками строгая оригинальная система музыкального мышления с течением времени претерпевала серьезные исторические изменения, но при этом сохранилась до новейшего времени как целостное эстетическое явление. В памятниках древней письменности XI-VI вв. до н. э. упоминается слово «юэ», что означает «музыка». Это в общем смысле широкое синтетическое понятие всей ритмически организованной и праздничной атмосферы жизни в китайском обществе. Юэ помимо музыки включает в себя ритуалы, танец, поэзию, живопись и архитектуру и даже сервировку стола. Таким образом, китайская музыка была неразрывно связана со всеми сторонами жизни и деятельности китайцев и на протяжении почти 3 тысяч лет входила в народные празднества, религиозный и общественный ритуал. В процессе становления и развития китайская музыка органично впитала в себя элементы музыкальных  культур тех народностей, которые в разные исторические периоды входили в состав Китая и сохранили особенности своего национального музыкального искусства — тибетцы, монголы, уйгуры и многие другие.

     Началом собственной истории китайской музыки считают появление в VI в. до н. э. «Книги песен» — «Шиц-зин», хотя нотные записи в ней не сохранились. Составление сборника приписывают Конфуцию. В него вошли гимны и народный песни, большей частью распространенные на севере Китая. Ученые проанализировали структуру стиха входящих в «Шиц-зин» песен и установили, что наряду с пентатоническими мелодиями, написанными в бесполутоновом ладу, некоторые включали помимо VI и VII ступень, которая приближает пентатонную гамму к дорийскому и лидийскому ладу. В сборнике также упоминается более 25 музыкальных инструментов. Среди них струнные щипковые — цинь, сэ; духовые — юа, ди, шэн, гуань, ударный инструмент чжун и другие.

 

Музыка для чайной церемонии

     Чайная церемония – это целый ритуал, включающий в себя множество действий, жестов и специальных инструментов. Ничто так полно не символизирует эстетику Востока, как чаепитие и все, что с ним связано.

     Чайная церемония неразрывно ассоциируется практически со всеми знаковыми событиями в жизни человека – будь то свадьба, воссоединение после разлуки или почитание старших.

 

Роль музыки в чайной церемонии.

     Хорошим помощником в том чтобы отключиться от внешних факторов является музыка. Очень часто в заведениях, где подают китайский чай, можно услышать специфическую чайную музыку. Она не громкая, она представляет собой ненавязчивый фон, однако удивительным образом успокаивает. Исполняется такая музыка при помощи традиционных китайских инструментов, таких как Гуцинь, Пипа, Эрху, Гучжэн, Дицзы, Сяо и многих других. Чайная церемония является очень сложной системой, где каждый элемент играет свою определенную роль, и музыка занимает одно из первых мест. Такая музыка может довольно таки сложно восприниматься русским человеком, в ней много высоких звуков, и имеет она сложную структуру. Каждый участвующий в ней инструмент каждый звук наполнен смыслом. Не нужно ее анализировать нужно просто принимать ее помощь в настройке на нужный «чайный» лад. На различных интернет-ресурсах существует множество подборок китайской чайной музыки. Различные мелодии соответствуют определенным сортам чая, что способствует правильности мыслей во время их потребления.

 


Информация о работе Роль музыки в китайской обрядовой традиции