Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 20:01, реферат
Романтизм - это своеобразная реакция на Французскую революцию (Карл Маркс).
Вслед за классическим периодом в развитии классической музыки наступил романтический период. Новый романтический взгляд на мир проявился в европейском искусстве на рубеже XVIII – XIX веков.
Вообще, X
|
(Шуберт, Шопен) Реферат выпускницы фортепианного отдела
2011г. |
Романтизм - это своеобразная реакция на Французскую революцию (Карл Маркс).
Вслед за классическим периодом в развитии классической музыки наступил романтический период. Новый романтический взгляд на мир проявился в европейском искусстве на рубеже XVIII – XIX веков.
Вообще,
XVIII век называют веком Просвещения:
время преклонения перед
Не случайно революция, произошедшая во Франции в 1789 году, провозгласила именно эти идеалы и укрепила надежды на установление царства свободы.
Однако история развивалась совсем не так, как мечтали об этом передовые люди. Французская революция не принесла долгожданного счастья. Наоборот, для европейских народов наступили трудные, даже мрачные времена. Надежды на справедливое устройство рухнули. В новом, только что родившемся обществе господствовала власть денег, а интересы правящего класса были продажными и пошлыми.
Новая жизнь принесла мыслящим людям настроение разочарованности и безнадёжности. Эти новые чувства как в зеркале отразились в искусстве. И в первую очередь нашли отклик в литературе. Сам термин «Романтизм» появился в творчестве Ф. Новалиса. Одним из первых выразителей новых настроений стал английский поэт Джордж Гордон Байрон. Его стихами и поэмами зачитывалась вся Европа; он был действительно властителем дум своих современников. Именно в его поэзии появился образ одинокого героя, который не находит себе места в окружающем мире, скитаясь в поисках счастья.
Как горд и одинок этот байроновский герой! Смятение и тоска гонят его из одной страны в другую. Но скитания не приносят ему покоя, не излечивают от грусти, не уменьшают одиночества. Где может найти он утешение в разочарованиях? Задает риторический вопрос В. А. Жуковский.
«В
мире мечты», - считает художник –
романтик. Этот мир мечты каждый
творец видит по-своему: он может
погрузиться в далёкую
Этот
мир соседствует с миром
Романтическое искусство часто отражало страсти, кипящие в душе самого автора, рисовало мир его собственных надежд и мечтаний, превращаясь в своеобразную «исповедь».
Художник – романтик живёт в воображаемом мире. Даже изображая реальный мир, он отталкивается от собственных ощущений и впечатлений.
Отношение
к искусству вообще и к разным
искусствам в частности, в эпоху
романтизма было своеобразным. Романтики
считали, что искусство едино; особенно
же близки поэзия и музыка. И все
же наиболее полно отразить тончайший
мир чувств во всем многообразии его
оттенков способна, по мнению романтиков,
именно музыка. Все искусства
в романтическую эпоху
Выдающиеся музыкальные произведения часто оказывались непонятными данным социальным слоем. Но, к счастью, подлинное искусство находило отклик в кругах людей образованных и демократически настроенных: именно к ним были обращены те жанры, которые выбирали композиторы – романтики.
В первую очередь таким жанром стала песня. Это, конечно, не был новый вид музыки, ведь история песни уходит в глубь веков. Но в романтической песне, отражая веяние времени, появился тот, же герой, что и в поэзии, - одинокий скиталец, чувства и настроения которого вызывали понимание и сочувствие слушателей. Объединяет же романтические песни тонкая поэтичность образов, мечтательность, лиризм.
Часто композитор не ограничивался одной песней для выражения своего замысла. Он создавал целый песенный цикл, на протяжении которого слушатель мог следить за судьбой героя, погружаясь в его чувства и настроения. Это был своеобразный песенный «дневник».
Много нового принесли романтики и в инструментальную музыку. Одна из главных особенностей романтической музыки – обилие инструментальных миниатюр. В небольшом инструментальном сочинение можно было запечатлеть и мимолетные чувства, и глубокое душевное потрясение, и мгновенное настроение, и зарисовку с натуры. В результате возникли жанры, которых до композиторов – романтиков музыка не знала: ноктюрн, музыкальный момент, экспромт, поэма, песня без слов, инструментальная баллада. Обращались романтики и к хорошо известным жанрам, но под влиянием нового содержания эти жанры часто меняли свой облик.
И здесь мы сталкиваемся со стремлением романтично настроенных композиторов к созданию циклов, объединяющих отдельные пьесы в своеобразный «инструментальный дневник». Теперь уже и у самого цикла. И у отдельных его частей может появиться название. Оно, конечно, помогает и слушателю и исполнителю понять содержание музыки.
Излюбленным романтическим жанром стал танец. Инструментальные пьесы в характере вальса, полонеза, мазурки, конечно, не предназначались для танцевальных вечеров. Это образцы необычайно высокого и тонкого музыкального искусства. Танец. Как и песня. Жил в музыке всегда. Но никогда прежде танец не имел того первостепенного значения, которое приобрел он в романтическом искусстве. Интерес к танцевальным жанрам со стороны композиторов – романтиков продиктован их любовью и вниманием к народному, национальному творчеству.
Но не только песни, танцы и инструментальные миниатюры находим мы в романтической музыке. Огромная её часть – это симфонии, сонаты, оперы. Однако отношение к этим жанрам у романтиков совсем иное. Внимание к выразительным деталям, эмоциональная насыщенность, лиричность музыкальных тем во многом изменили облик сонат и симфоний. Вместе с тем все новое романтики стремятся соединить с теми классическими законами музыкального строения, которые стали образцами в предшествующую эпоху.
Меняется и музыкальный театр. В операх появляются новые темы: народное восстание, героико-романтический сюжет; рождается народно – сказочная опера. Не только тематика, но и поэтичность романтической оперы придают новый облик этому жанру.
Вообще, романтизм – очень сложное и многообразное явление. Его особенности проявились по-разному в творчестве каждого художника.
Известные, выдающиеся музыканты в этой эпохе стали Шуберт и Шопен.
Франц Шуберт родился в 1797 году, 31 января, в Вене, а умер в 1828 году. Его отец Франц Теодор Шуберт – был школьным учителем, а его мать Элизабет Шуберт была всего лишь кухаркой. Семья Шубертов жила в бедном предместье Вены – Лихтенталь. Их соседями были ремесленники, рабочие, небогатые торговцы. К январю 1787 года у них было трое детей, а 31 января родился четвёртый – мальчик. Его назвали Франц Серафим Петер. В самом раннем детстве он был на попечении матери. Все вопросы воспитания и образования в этой семье решал отец. Отец Франца, который давал первые уроки игры на скрипке Игнацу (старшему брату) и Фердинанду, а впоследствии и самому Францу, заметил его большой музыкальный талант ещё тогда, когда он был ребёнком.
Школа,
где преподавал отец Шуберта, находилась
при церкви и славилась своим
хором. В этом хоре пел и маленький
Франц. Руководил хором господин
Хольцер. Он слышал на своём веку множество
мальчиков с красивыми
Итак, отец учил Франца играть на скрипке; в церкви его учили пению и игре на органе, а брат Игнац начал заниматься с ним игрой на фортепиано. Через несколько месяцев мальчик объявил, что не нуждается в дальнейших занятиях. Быстрые успехи Франца в музыке поражали его близких. Отец ухватился за возможность отдать сына в конвикт. 1 октября 1808 года Франц Шуберт и его многочисленные соперники явились на испытание. Комиссия, в которой присутствовал «первый придворный капельмейстер» Антонио Сальери, строго взирала на кругленького маленького мальчика в очках. Пение Шуберта удивило всю комиссию.
А 1913 год стал последним годом пребывания Шуберта в конвике. Голос его стал «ломаться», он получил неудовлетворительную оценку по математике, так как он всё свое время отдавал музыке. Отец всё больше волновался за будущее сына. У его сына должна быть профессия, которая может его обеспечить. Наиболее просто дорогой к достижению этой цели, по мнению отца, была профессия школьного учителя. А что бы стать учителем, Франц должен поступить в Учительскую семинарию. 19 октября 1814 года Шуберт написал свою первую песню на стихи Гёте – «Гретхен за прялкой». Работа над гётевскими стихотворениями принесла в 1815 году дальнейшие плоды: это «ночная песня», «Утешение в слезах», «Жалобная песня пастуха». 1815 год был самым богатым по количеству написанной им музыки: 4 оперы, 144 песни, 2 симфонии, 2 мессы, 1 струнный квартет, 2 сонаты для фортепиано и несколько фортепианных пьес. Этот список мог бы стать художественным «урожаем» целой жизни, а ведь Францу было всего 17 лет! Как хотелось, что бы они звучали на концертах! Но кто их будет исполнять? Друзья Шуберта с юношеским пылом начали поиски певца. И тут удача улыбнулась им: Иоганн Михаэль Фогль, знаменитый оперный певец, баритональный тенор, был в самом зените славы. Знаменитый певец так увлекся этими песнями, что сделался пламеннейшим почитателем Шуберта. Шуберт был счастлив, когда слушатели утверждали, что «под его пальцами клавиши начинают петь». Встреча с Фоглем породила новые замыслы. В октябре Шуберт написал песню, которая способствовала его славе. Это знаменитая песня «Скиталец». Её герой – неведомый странник, всем и везде чужой, никому не нужный, вечный скиталец без крова и радости.
Фридерик Шопен родился 1 марта 1810 года, в Польше, а умер 17 октября 1849 в Париже. Музыке Шопена присущи лиризм, тонкость в передаче различных настроений; его произведения отличаются широтой национально-фольклорных и жанровых связей. По-новому истолковал многие жанры: возродил на романтической основе прелюдию, создал фортепианную балладу. Родился в смешанной французско-польской семье. В 1816 – 1822 обучался игре на фортепиано у Войцеха Живного, чьё преподавание основывалось на музыке Баха и венских классиков. Неповторимый мелодический стиль Шопена складывался под совокупным влиянием Моцарта, польской национальной музыки. Первые композиторские опыты Шопена (два полонеза) относятся к 1817. С 1819 он выступает как пианист в варшавских аристократических салонах. В 1822 начал заниматься частным образом у ведущего польского композитора Ю. Эльснер. Почти вся музыка Шопена предназначалась для фортепиано. По отзывам современников, он был вдохновенным импровизатором. Он сочинял в процессе игры, мучительно пытаясь зафиксировать свои музыкальные идеи в нотах. Музыка Шопена почти целиком выдержана в гомофонно-гармоническом складе; отсутствие контрапункта в обычном смысле компенсируется в ней богатой игрой аккомпанирующих голосов, создающей эффект тончайшей подголосочной полифонии.