Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2015 в 10:44, реферат
Существует несколько точек зрения, трактующих фольклор как народную художественную культуру, как устное поэтическое творчество и как совокупность словесных, музыкальных, игровых или художественных видов народного творчества. При всем многообразии региональных и локальных форм фольклору присущи общие черты, такие, как анонимность, коллективность творчества, традиционность, тесная связь с трудовой деятельностью, бытом, передача произведений из поколения в поколение в устной традиции.
Существует несколько точек зрения, трактующих фольклор как народную художественную культуру, как устное поэтическое творчество и как совокупность словесных, музыкальных, игровых или художественных видов народного творчества. При всем многообразии региональных и локальных форм фольклору присущи общие черты, такие, как анонимность, коллективность творчества, традиционность, тесная связь с трудовой деятельностью, бытом, передача произведений из поколения в поколение в устной традиции.
Народное музыкальное искусство зародилось
задолго до возникновения профессиональной
музыки православного храма. В общественной
жизни древней Руси фольклор играл гораздо
большую роль, нежели в последующие времена.
В отличие от средневековой Европы, Древняя
Русь не имела светского профессионального
искусства. В ее музыкальной культуре развивались
народное творчество устной традиции,
включающее различные, в том числе и «полупрофессиональные»
жанры (искусство сказителей, гусляров
и др.).
Ко времени православной гимнографии
русский фольклор уже имел многовековую
историю, сложившуюся систему жанров и средств
музыкальной выразительности. Народная
музыка, народное творчество прочно вошло
в быт людей, отражая самые разнообразные
грани социальной, семейной и личной жизни.
Исследователи полагают, что догосударственный
период (то есть до того как сложилась Древняя
Русь) восточные славяне уже имели достаточно
развитый календарный и семейно бытовой
фольклор, героический эпос и инструментальную
музыку.
С принятием христианства языческие (ведические)
знания стали искоренятся. Смысл магических
действ, породивших тот или иной вид народной
деятельности, постепенно забывался. Однако
чисто внешние формы древних праздников
оказались необычайно устойчивы, и некоторый
обрядовый фольклор продолжал жить как бы
вне связи с породившим его древним язычеством.
Христианская церковь (не только на Руси,
но и в Европе) весьма негативно относилась
к традиционным народным песням и пляскам,
считая их проявлением греховности, дьявольского
прельщения. Эта оценка зафиксирована
во многих летописных источниках и в канонических
церковных постановлениях.
Задорные, весёлые народные гуляния с элементами
театрального действа и с непременным участием
музыки, истоки которых следует искать
в древних ведических обрядах, принципиально
отличались от храмовых праздников.
Самую обширную область народного музыкального
творчества Древней Руси составляет обрядовый
фольклор, свидетельствующий о высокой
художественной одаренности русского
народа. Он родился в недрах ведической
картины мира, обожествления природных
стихий. Наиболее древними считаются календарно-обрядовые
песни. Их содержание связано с представлениями
о круговороте природы, с земледельческим
календарем. Эти песни отражают различные
этапы жизни земледельцев. Они входили
в зимние, весенние, летние обряды, которые
соответствуют поворотным моментам в смене
времен года. Совершая этот природный
обряд (песни, танцы), люди верили, что их услышат
могучие боги, силы Любви, Рода, Солнца,
Воды, Матери-Земли и родятся здоровые
дети, родится хороший урожай, будет приплод
скота, будет развиваться жизнь в любви
и гармонии.
На Руси свадьбы игрались с древних пор.
В каждой местности существовал свой обычай
свадебных действий, причитаний, песен,
приговоров. Но при всем бесконечном многообразии
свадьбы игрались по одним и тем же законам.
Поэтическая свадебная действительность
трансформирует происходящее в фантастически-сказочный
мир. Как в сказке все образы разнообразны,
так и сам обряд поэтически интерпретированный,
предстает своеобразной сказкой. Свадьба,
являясь одним из самых значительных событий
человеческой жизни на Руси, требовала
празднично-торжественного обрамления.
И если прочувствовать все обряды и песни,
углубившись в этот фантастический свадебный
мир, можно почувствовать щемящую красоту
этого ритуала. Останутся «за кадром» красочные
одежды, гремящий колокольцами свадебный
поезд, многоголосный хор «песельниц»
и заунывные мелодии причитаний, звуки
свиристелей и гуделок, гармоней и балалаек —
но сама поэзия свадьбы воскрешает — боль
ухода из родительского дома и высокую
радость праздничного состояния души —
Любви.
Один из самых древних русских жанров — хороводные песни. На Руси водили хороводы на протяжении почти всего года — на Коловорот (Новый год), Масленица (проводы зимы и встреча весны), Зелена неделя (хороводы девушек вокруг берёз), Ярило (священные костры), Овсень (праздники урожая). Распространенными были хороводы-игры и хороводы-шествия. Первоначально хороводные песни входили в земледельческие обряды, но с течением столетий они стали самостоятельными, хотя образы труда сохранились во многих из них:
А мы просо сеяли, сеяли!
Ой, Дид Ладо, сеяли, сеяли!
Сохранившиеся до наших дней плясовые песни сопровождали мужские и женские танцы. Мужские — олицетворяли силу, мужество, отвагу, женские — нежность, любовь, статность.
С течением столетий музыкальный эпос
начинает пополняться новыми темами и образами.
Рождаются былины, рассказывающие о борьбе
против ордынцев, о путешествиях в дальние
страны, о возникновении казачества, народных
восстаниях.
Народная память долго хранила на протяжении
столетий многие прекрасные древние песни.
В XVIII века, в период становления профессиональных
светских жанров (опера, инструментальная
музыка) народное искусство впервые становится
предметом изучения и творческого претворения.
Просветительское отношение к фольклору
ярко выразил замечательный писатель
гуманист А.Н.Радищев в проникновенных
строках своего «Путешествия из Петербурга
в Москву»: «Кто знает голоса русских народных
песен, тот признается, что есть в них нечто,
боль душевную означающее... В них найдешь
образование души нашего народа». В XIX века
оценка фольклора как «образования души»
русского народа стала основой эстетики
композиторской школы от Глинки, Римского-Корсакова,
Чайковского, Бородина, до Рахманинова,
Стравинского, Прокофьева, Калиникова,
а сама народная песня являлась одним из источников
формирования русского национального
мышления.
Русские
народные песни XVI-XIX веков — «как золотое
зеркало русского народа»
Народные песни, записанные в различных
краях России, является историческим памятником
жизни народа, но и документальным источником,
запечатлевшим развитие народной творческой
мысли своего времени.
Борьба с татарами, крестьянские бунты —
всё это откладывало по каждой конкретной
местности отпечаток на народные песенные
традиции, начиная с былин, исторических
песен и до баллад. Как, например, баллада
об Илье Муромце, которая связана с речкой
Соловей, протекающей в местности Языково,
там происходила борьба между Ильей Муромцем
и Соловьём-разбойником, жившим в этих краях.
Известно, что в развитии устного народного
творчества сыграло покорение Иваном
Грозным Казанского ханства, походы Ивана
Грозного положили начало окончательной
победы над татаро-монгольским игом, освободившим
многие тысячи русских пленных от полона.
Песни этого времени стали прототипом
для былины Лермонтова «Песня про Ивана
Царевича» — летопись народной жизни,
а А.С. Пушкин в своих произведениях использовал
устное народное творчество — русские
песни и русские сказки.
На Волге недалеко от села Ундоры, есть
мыс под названием — Стенька Разин; там
звучали песни того времени: «На степи,
степи Саратовской», «У нас было на святой
Руси». Исторические события конца XVII
начала XVIII в. запечатлены в компиляции
о походах Петра I и его Азовские походы,
о казни стрельцов: «Уж как по морю синему»,
«По Дону гуляет казак молодой».
С военными реформами
начала XVIII века возникают новые исторические
песни, это уже не лирические, а эпические.
Исторические песни сохраняют древнейшие
образы исторического эпоса, песни о Русско-Турецкой
войне, о рекрутских наборах и войне с Наполеоном:
«Похвалялся вор французик Россию взять»,
«Не шуми ты мать зеленая дубравушка».
В это время были
сохранены былины о «Суровце Суздальце»,
о «Добрыне и Алеше» и очень редкая сказка
Горшеня. Также в творчестве Пушкина, Лермонтова,
Гоголя, Некрасова использовались русские
эпические народные песни и сказания. Сохранились
древние традиции народных игрищ, ряжения
и особая исполнительская культура русского
песенного фольклора.