Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 19:41, реферат
С 1900-х годов Чесноков получил большую известность как регент и автор духовной музыки. Долгое время руководил хором церкви Троицы на Грязях (на Покровке), с 1917 по 1928 – хором церкви Василия Неокесарийского на Тверской; работал также с другими хорами, давал духовные концерты. Его произведения входили в репертуар Синодального хора и других крупных хоров. Всего Чесноковым создано около пятисот хоровых пьес – духовных сочинений и переложений традиционных распевов (среди них по несколько полных циклов литургии и всенощного бдения, панихида, циклы Ко Пресвятой Богородице, Во дни брани, Ко Господу Богу), обработок народных песен, хоров на стихи русских поэтов.
diminuendo. Здесь они напрямую связаны,и, как нельзя лучше одновременно отражаются как и в тексте, так и в музыке: "Святый Боже, Святый крепкий, Святый безсмертный..." Важно сделать crescendo на ключевые слоги во фразах на "бо" во фразе "Святый Боже", "кре" во фразе "Святый крепкий" и "смерт" во фразе "Святый безсмертный..", при этом мягко и вовремя уйти на
diminuendo в безударных окончаниях этих фраз.
ПРИМЕР
Задача дирижёра - чутко и точно показать жестом такие нюансы, чтобы певцы слились в ансамбле максимально и донесли эту музыкальный мысль.
Одна из самых главных трудностей хорового искусства - пение в
ансамбле. Ансамбль является одним из основных элементов хорового звучания, это одна из самых интересных и сложных категорий хорового исполнительского искусства.
Ансамбль в хоровом искусстве означает уравновешенное звучание всего хора, хоровых партий и голосов отдельных певцов, полный технический и творческий контакт и единство между идейно-художественным содержанием партитуры и дирижерско-творческой исполнительской экспозицией. Ансамбль требует от певца хора умения находить правильное соответствие в звучности по силе и тембру с исполнителями своей партии. Певцы партии должны найти "свое место" в звучности всего хора, найти правильное соответствие в ансамбле всего коллектива, дирижеру необходимо регулировать силу звук как отдельных певцов, так и целых партий. Результатом этого будет слитность, единство в
звучании всего коллектива.
Под ансамблем высокого мастерства надо понимать точную интонационную слаженность звучания певцов в хоре, сжатость и уравновешенность относительно силы и тембра всех голосов, следствием чего будет сочный, насыщенный, красочный, полноценный унисон - каждой партии, а совершенные унисоны партии дадут замечательное, уравновешено гармоническое
созвучие. Ансамбль, как таковой, касается любого аспекта исполнения музыки, в том числе и дыхания. Каждый момент должен быть продуман и отработан до мелочей. Тем более, что дыхание в пении имеет большое значение так как оно источник энергии для возникновения звука. Каждый хормейстер должен придавать огромное значение работе над певческим дыханием, так как это основа пения.
В данном произведении мы используем смешанный тип дыхания, конечно же, как основа - дыхание цепное. Но композитор даёт возможность певцам часто брать дыхание и во время пауз, их здесь достаточно много, чтобы петь и дышать комфортно. Фразы, в основном, короткие. Непродолжительность фраз
способствует экономному и равномерному выдоху, однако, в таком случае, окончания фраз могут снять звук с дыхания, это можно предотвратить лишь с помощью четкого, грамотного жеста. Движение при всем этом должно быть спокойным и мягким.
ПРИМЕР
На качество певческого дыхания, тембр и формирование гласных влияет атака звука - одна из важнейших динамических характеристик художественного звука в хоровом искусстве; первоначальный импульс звукоизвлечения, необходимый для образования звуков. В Трисвятом мы используем мягкую атаку, чтобы придать звучанию голоса мягкость, бархатистость, богатство обертонов. Хотя во вступлении, когда звучит просьба, обращение "Господи, спаси благочестивыя!" на динамике f, атака звука может быть и по-твёрже, но следом обязательно смягчить звук, уйти на Р во фразе " и услыши ны.."
ПРИМЕР
Трисвятое написано в тональности e moll, но первое предложение, как вступление, написано в тональности VI ступени, C dur. Композитор использовал это не случайно- во вступлении звучит призыв, просьба, таким образом, Чесноков определил характер этого обращения. C dur сменяется доминантой к основной тональности .
ПРИМЕР
Трудности мелодического и гармонического строя.
В данном произведении применяется смешанный тип фактуры - гомофонно-гармонической и подголосочной. Это даёт нам свои трудности в работе над ансамблевым звучанием, строем. Здесь, например,
ПРИМЕР
очень важен точный и чистый строй аккорда по вертикали, стройный мажор, или минор, в аналогичных местах. Довольно часто, если рассматривать аккорды по вертикали, мы встречаем звучание секунд, кварт. В основном они находятся в середине аккорда, а партии S II. Их задача спеть такие интервалы чисто,
высоко, и аккуратно. У.И. Авранек говорил: « Научите петь свой хор малую секунду вниз и большую секунду вверх, и ваш хор будет петь стройно».
А здесь:
ПРИМЕР
когда появляются элементы подголосков, нужно дать возможность партии альтов
выделить свою тему, и, как ответ, перекличка с партией сопрано. Конечно, ведущая партия звучит ярче, выразительнее, и затем уходит, чтобы уступить место другой, ведущей мелодии. Это задача не только для внимания и мастерства певцов, но и, разумеется, дирижёра, который должен предусмотреть, и заранее дать жест для затакта и дыхания попеременно каждому из ведущих голосов.
Традиционно, в гомофонических фрагментах этого произведения главная мелодия находится в партии S, здесь нет больших скачков, используются рядомстоящие звуки. Для исполнения вполне удобно и логично. Но не стоит забывать, что трудность может составить интонирование мелодии на одном месте. Например,
в партии S есть одна особенность - мелодическая линия основана на ми второй октавы, нужно постоянно поддерживать высоту и чистоту интонации этого звука, иначе велика вероятность её понижения. Тем более, так как это молитва, большая часть этого песнопения в партии S I исполняется на нюансе Р, держать чистоту этого звука ещё сложнее.
ПРИМЕР
Метроритмический ансамбль.
Метроритмический ансамбль в Трисвятом основывается на едином ощущении темпа, метра и ритма всеми певцами, на синхронном совпадении голосов по вертикали, одновременном взятии дыхания, произнесении слов. В работе над этой формой ансамбля полезно применять внутридолевое дробление, пульсирующее заполнение длительностей, тем более в медленном темпе. Главная трудность в работе над темповым ансамблем в этом произведении – это
выдержать от начала до конца единый темп, не допуская ускорений и замедлений. Здесь важно точное соблюдение долевой пульсации и точный показ всех вступлений, переходов и снятий.
С ритмическим ансамблем тесно связан и дикционный, так как фразы выстроены с логикой ритмического развития. Такой ансамбль требует от исполнителей чёткости и одновременности вступлений и снятий всех партий или каждой в отдельности. Особое внимание следует обратить на чёткое произношение слов
на р.
ПРИМЕР
Ведущим элементом певческой техники в данном произведении является приём вокального звуковедения – legato. Для его достижения необходимо выразительное исполнение интонаций, фраз, ясное ощущение движения, все гласные должны «перетекать» из одной в другую. При пении legato гласные
должны быть максимально сближены, слоги произносятся слитно, особое внимание следует уделить выравниванию гласных, которые должны звучать
округлённо и прикрыто. Особо нужно следить за чётким произношением первых согласных звуков и окончаний слов, особенно: "Господи", "Аминь","Святый","нас".
В данном произведении
от текста и смысла произведения.
Особая трудность в разучивании произведения с хором оказалась в жесте, долго не получалось четко показывать хору ауфтакты,вступления, снятия, пока не поняла, что музыку нужно добывать, а не рисовать ее жестом.
Очень важно, чтобы Трисвятое прозвучало молитвенно, сокровенно,чтобы передало всю чистую мысль человека, который обращается к Богу с надеждой.
Информация о работе Русский композитор: Павел григорьевич Чесноков. Трисвятое