Современные исполнители на кларнете (Buddy Tate)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 12:28, реферат

Описание работы

Бадди Тэйт (Buddy Tate) – американский джазовый саксофонист и кларнетист эпохи свинга. Считаться одним из величайших тенор-саксофонистов своего поколения. Был введен в джазовый зал славы и зал славы биг бэндов.
Джордж Холмс "Бадди" Тэйт (George Holmes "Buddy" Tate) родился 22 февраля 1913 года в городе Шерман, штат Техас. В детстве обучился играть на альт-саксофоне. Будучи подростком, в 1925 году уже играл вместе со своим братом в их группе под названиемMcCloud's Night Owls.

Файлы: 1 файл

Реферат Васе.docx

— 215.37 Кб (Скачать файл)

Бадди Тэйт (Buddy Tate) – американский джазовый саксофонист и кларнетист эпохи свинга. Считаться одним из величайших тенор-саксофонистов своего поколения. Был введен в джазовый зал славы и зал славы биг бэндов.

Биография

Джордж Холмс "Бадди" Тэйт (George Holmes "Buddy" Tate) родился 22 февраля 1913 года в городе Шерман, штат Техас. В детстве обучился играть на альт-саксофоне. Будучи подростком, в 1925 году уже играл вместе со своим братом в их группе под названиемMcCloud's Night Owls.

Впоследствии Тэйт переключился на тенор-саксофон и сделал себе имя в группах Теренса Холдера (Terrence Holder - 1930-1933), Энди Кирка (Andy Kirk - 1934-1935) и Нэта Тоулеса (Nat Towles - 1935-1939). Бадди присоединился в Канзасе к группе Каунта Бейси (Count Basie) ненадолго в 1934-м. Он был приглашён Бейси в связи с внезапной смертью Гершеля Эванса (Herschel Evans), что, как рассказывал Тэйт, ему приснилось во сне. Бадди вернулся к Бейси в 1939-м и оставался с ним до 1948 года.

Во время работы у Каунта Бейси Бадди играл с такими известными тенор-саксофонистами, как Лестер Янг (Lester Young), Дон Байяс (Don Byas), Иллинойс Жаке (Illinois Jacquet), Лаки Томпсон (Lucky Thompson) и Пол Гонсалвес (Paul Gonsalves). После периода фриланса сХот Липс Пейджем (Hot Lips Page), Лаки Миллиндером (Lucky Millinder) и Джимми Рашингом (Jimmy Rushing - 1950-1952) Тэйт нашел успех сам по себе, начиная с 1953 года в Гарлеме. Его группа работала в "Celebrity Club" с 1953 по 1974 год.

В течение этого периода  Бадди Тэйт иногда брал тайм-аут для записей (в том числе с Баком Клейтоном (Buck Clayton) и Милтом Бакнером (Milt Buckner). Он был одной из звезд концерта Spirituals to Swing Джона Хэммонда (John Hammond) в 1967-м.

В конце 1970-х Тэйт был одним из руководителей группы вместе с Полом Куиничеттом (Paul Quinichette) и был любимым аккомпаниатором Бенни Гудмена (Benny Goodman), выступал и записывался в Канаде с Джеем МакШенном (Jay McShann) и Джимом Гэллоуэем (Jim Galloway), посетив Европу много раз.

В 1980 году Бадди получил серьёзную травму от кипятка в душе гостиницы, после чего не прикасался к инструменту в течение четырех месяцев. Позже он страдал от серьезной болезни. В 1990-е количество выступлений уменьшилось, но Тэйт оставался активным, играя с Лайонелом Хэмптоном (Lionel Hampton) среди прочих.

В 1992-м Бадди Тэйт снялся в документальном фильме Texas Tenor: The Illinois Jacquet Story (Техасский тенор: история Иллинойса Жаке). В 1996 году он принял участие в записи на играющего на деревянных духовых Джеймса Картера (James Carter) во время своего второго выпуска "Conversin" для Atlantic Records. Вместе со старейшинами-ветеранами трубачами Гарри "Свитс" Эдисоном (Harry "Sweets" Edison) и Лестером Боуи (Lester Bowie), саксофонистами Хамитом Блюеттом (Hamiet Bluiett) и Лари Смитом (Larry Smith) он вновь почувсьвовал себя молодым.

Тэйт жил в Нью-Йорке до 2001 года, после чего переехал в Аризону на попечение своей дочери. Он умер 10 февраля 2001 года в Чандлере, штат Аризона, в возрасте 87 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анатолий Вапиров (Anatoly Vapirov) – советский и болгарский тенор- и сопрано-саксофонист, кларнетист, композитор. Универсальный музыкант, способный реализовать любой художественный проект. Диапазон его увлечений огромен — от традиционного бибопа до фри-джаза, от фольклора до "третьего течения" и авангарда.

Биография

Анатолий Петрович Вапиров родился 24 ноября 1947 года в Бердянске, Украинская ССР. Окончил общеобразовательную школу №1 и музыкальную школу по классу кларнета. Для молодого парня не было долгих исканий и мучений по поводу поиска своего будущего места в жизни. Он с детства знал, что хочет стать музыкантом. Вапиров с удовольствием играл в школьном оркестре, в городской джаз-группе. Поэтому по окончании 8 классов он поступил в киевское музыкальное училище, откуда перевелся в ленинградское музыкальное училище, которое и окончил с отличием, после чего сразу поступил в Ленинградскую музыкальную консерваторию.

В эти годы Анатолий Вапиров начал играть в студенческом ансамбле, в 1967–76 - тенор-саксофонист в оркестре Ленинградского мюзик-холла, входил в биг-бэнд Олега Куценко. Вапиров был одним из первых фаворитов питерского джаз-клуба «Квадрат», того самого, где верховодил Ефим Барбан, первый в СССР теоретик новой свободной музыки. Он существовал вполне на легальном положении - да, зачастую Вапирову, чтобы записаться, сделать желаемый звук или собрать желаемый состав, приходилось ехать в Новосибирск.

Затем Вапиров организовывает свой коллектив, и в 1975 году выходит его первая пластинка «Ленинградский джаз-ансамбль Анатолия Вапирова».

У Ленинградского джаз-ансамбля был интересный состав - помимо традиционных ритм-секции и духовых (на саксофоне играл сам Вапиров) есть скрипка и высокий, почти оперный женский голос. Открывается все композицией «Болгарское рондо», а последующее ее в той или иной степени развивает; и, в общем, это точное название — тут и правда слышатся некие национальные мотивы (скрипка играет, опять же), которые, впрочем, претворены в богатый и занимательный интернационал. Все течет, бурлит, искрится, меняется; всегда есть ясная и остроумная мелодическая тема, которая живет мощной приключенческой жизнью; логика музыки предполагает захватывающие алогизмы.

Впоследствии музыкант оканчивает аспирантуру при Ленинградской  консерватории по классу саксофона, несколько лет сам работает в  этом учебном заведении преподавателем. В это же время, со второй половины 1970-ых, Анатолий Вапиров активно сочиняет музыку.

Подлинную всесоюзную известность  Анатолию Вапирову принесла программа «Славянская мистерия» (1977) - монументальное сочинение вполне академического размаха и практически симфонического звучания, да еще и густо замешанное на славянском музыкальном фольклоре, что было для советского джаза решительно в новинку. Причем, что уж решительно невероятно для советского джаза 1970-х - в «Мистерии», помимо ленинградского гитариста Бориса Лебединского (ныне проживающего в Санкт-Петербурге, только… в штате Флорида) играл американский барабанщик Дэниел Мартин, на обложке компромиссно указанный как Д.Мартин! Впоследствии Вапиров переиздал эту (как и ряд других) работу в Болгарии на собственном лейбле AVA Records под названием «Slavonian Mystery».

Анатолий Вапиров в 1978-м первым заметил и признал Сергея Курехина как пианиста и взял его в свой ансамбль, и даже записал с ним альбом на двоих (который в итоге вышел в начале 2000-х, пять лет спустя после смерти Курехина, под названием «Forgotten Ritual»).

Вапиров усвоил и присвоил скорее американскую, чем европейскую традицию свободного джаза, он почти никогда не полагается на чистую звуковую атаку, на воинственный напор, тем, что у него всегда есть некая ясная и прекрасная тема, которую он берет в оборот. В одном из немногочисленных интервью Анатолий рассказывал, что не очень любит голую агрессию. Можно сказать, что  он больше композитор, чем импровизатор, скорее Колтрейн, чем Бретцманн. На рубеже 1970-х и 1980-х Вапиров советской новой музыке определенно был одной из фигур самого первого ряда.

Занимаясь композиторской работой, Анатолий Вапиров начал тяготеть к крупным музыкальным формам, писал почти что симфонии, записывался с оркестрами, вплоть до того, что делал большие постановки где-то в Бурятии. Далее были еще более амбициозные записи - по мотивам шекспировского «Макбета», памяти Чарльза Мингуса, памяти Альбана Берга, даже нечто с названием «De Profundis». Курехин, как это описано у Кана, в какой-то момент от вапировской грандиозности подустал и из ансамбля ушел.

В общем, в то время Анатолий Вапиров был настоящим лидером ленинградской джазовой жизни и своеобразнымй мостом между джазовыми традиционалистами - академической современной музыкой и авангардистскими экспериментами.

В начале 80-х альбомы (тогда еще виниловые) Вапирова начали выходить на британском лейбле Leo Records, основанном советским эмигрантом Лео Фейгиным. Два из них, 1983 («Sentenced To Silence») и 1984 («Invocations»), с добавлением интересного материала тех же лет были переизданы в 2002 г. московским лейблом SoLyd Records в виде двойного CD под названием «Забытый ритуал».

В 1982 году Анатолий Вапиров угодил в тюрьму, приговор, видимо, был «за спекуляцию на черном рынке» - распространённая формулировка для многих советских музыканто в то время. Во время пребывания Анатолия в тюрьме в Англии вышла пластинка с его записями "Sentenced to Silence". Интересно, что во время «отсидки» Вапиров организовал джазовый тюремный оркестр, победивший на конкурсе джазовых тюремных коллективов!

Сколько отсидел Вапиров, нигде не упоминается, но в джазовых словарях указано, что в 1983 он создал первый междугородный проект - Современное камерное трио(Иварс Галениекс - контрабас, Сергей Беличенко - ударные), позже на его основе группу "Золотые годы джаза" - Golden Years Of  Jazz (добавились пианист Игорь Дмитриев, трубач Валерий Колесников, тромбонист Виктор Бударин, вибрафонист Игорь Уваров).

В 1986 году (по другим данным –  в 1987-м) Анатолий Вапиров уехал из СССР на историческую родину – в Болгарию. Он был болгарином по происхождению, поскольку в Приазовье, а в окрестностях Бердянска особенно, и сейчас есть сёла, населённые полностью болгарами.

Поселившись в Варне, Вапиров активно включился в джазовую жизнь новой родины. Он стал директором организованного им же международного джазового фестиваля. После 1987 выступал с болгарскими музыкантами или со старыми знакомыми из СНГ (Юрий Кузнецов, Сергей Беличенко, трубач Сергей Пронь и другие). В 1996 на Варненском фестивале представил Международный оркестр, в котором наряду с болгарскими и другими европейскими музыкантами играли Пятрас Вишняускас, Александр Фишер, Витас Лабутис, Юрий Парфенов, Гедиминас Лауринавичюс.

Авторитет Анатлия Вапирова в европейском джазе очень высок, достаточно сказать, что глава известнейшей французской фирмы "Selmer", выпускающей, наверное, лучшие в мире саксофоны, услышав игру Анатолия, самолично подарил ему два (!) инструмента.

В настоящее время Вапиров - автор 60записей и компакт-дисков в России, Болгарии, Австрии, Англии, Германии, Дании, Италии, Швейцарии, США. Он принимает участие в джазовых фестивалях в России, Болгарии, Румынии, Чехии, Австрии, Германии, США, Франции, Италии, Швейцарии, Дании, Греции. И обязательно – в джазовом фестивале в родном Бердянске.

Из интервью А.Вапирова:

«Я, например, считаю, что  в XXI веке джаз обязательно будет  связан с аутентичным фольклором, остальное останется в джазовом музее. Я никому не хочу навязывать свое мнение, пройдет время, посмотрим... А все же главное - не стиль, а личность, которая его представляет. В 1967 году на фестивале в Таллинне на пресс-конференции  у Виллиса Коновери спросили: "Как вы относитесь к советскому джазу?" Он сказал: "Для меня не существует американского, советского или европейского джаза. Есть музыка Майлса Дэйвиса, Колтрэйна, Паркера и т.д. То есть джаз личности". Еще тогда, больше 30 лет назад, оказывается, была высказана такая почти крамольная мысль, и кем - явным апологетом американской музыки. Для нас всех это было просто откровением, а я для себя тогда сделал вывод, что слова "американский" и "джазовый" - уже не синонимы».

 

 

 

 

 

 

 

 

Лестер Янг (Lester Young), по прозвищу "През" ("Pres" или "Prez"), - американский джазовый тенор саксофонист и кларнетист. Он также играл на трубе, скрипке и ударных.

Став известным как  член оркестра Каунта Бейси (Count Basie), Янг был одним из самых влиятельных исполнителей на своем инструменте, играя с прохладным тоном и с использованием сложных гармоний. Он придумал и популяризировал много хипстер этос.

Биография

Лестер Уильямс Янг (Lester Willis Young) родился 27 августа 1909 года в Вудвилле, штат Миссисипи и вырос в музыкальной семье. Его отец, Willis Handy Young, был уважаемым учителем, а брат Ли Ен был барабанщиком, также и несколько других родственников были профессиональными музыкантами. Его семья переехала в Новый Орлеан, штат Луизиана, когда Лестер был младенцем, а затем в Миннеаполис, штат Миннесота. Уже в юном возрасте отец Уиллис научил сына играть на трубе, скрипке, барабанах и в дополнение - на саксофоне.

Лестер Янг играл в семейной группе в водевилях и на и карнавалах. Он ушел из семейного музыкального коллектива в 1927 году в возрасте 18 лет, потому что отказался поехать в тур в южную часть Соединенных Штатов, где законы Джима Кроу были в силе и расовая сегрегация практиковалась даже в государственных учреждениях.

В 1933-м Янг поселился  в Канзас-Сити, где после недолгого  пребывания в нескольких группах, занял  видное место в оркестре Каунта Бейси. Его игра в группе Бейси была характерна расслабленным стилем, который резко контрастировал с агрессивным подходом Коулмена Хокинса(Coleman Hawkins), доминирующим тенор-саксофоном тех дней.

Лестер Янг покинул группу Бейси, чтобы заменить Хокинса в оркестре Флетчера Хендерсона (Fletcher Henderson). Вскоре он покинул и Хендерсона, чтобы играть в группе Энди Кирка (Andy Kirk), а через шесть месяцев вновь вернулся к Бейси. У Бейси Лестер сделал с небольшой группой записиThe Kansas City Sessions для Commodore Records Милта Габлера (Milt Gabler). Хотя они были записаны в Нью-Йорке (в 1938 году, с воссоединением в 1944), они были названы в честь группы,Kansas City Seven, в которую входили Бак Клейтон (Buck Clayton), Дикки Уэллс (Dicky Wells), Бейси, Янг, Фредди Грин (Freddie Green), Родни Ричардсон (Rodney Richardson) и Джо Джонс (Jo Jones). Янг играл на кларнете, а также на теноре в этих сессиях. Он был мастером кларнета, а там уж его стиль был полностью своим. Его кларнет образца 1938-39 звучит на записях с Бэйси, Билли Холидей (Billie Holiday), небольших групп Бейси, а также с органистом Гленном Хардманом (Glenn Hardman).

Когда кларнет Янга была украден  в 1939 году, Лестер оставил этот инструмент примерно до 1957 года.

Лестер покинул группу Бейси в конце 1940 года. Он, по слухам, отказался играть с группой, в пятницу, 13 декабря этого года из-за суеверных соображений, провоцируя своё увольнение. Янг ушел из группы в это время, а затем создал ряд небольших групп, которые часто включали его брата, барабанщика Ли Янга (Lee Young).

В этот период Янг сопровождал  певицу Билли Холидей во время нескольких студийных сессий в 1940 и 1941-м, а также сделал небольшой набор записей с Нэтом «Кинг» Коулом (Nat "King" Cole) в июне 1942-го. Его студийные записи являются относительно редкими в течение период с 1942 по 1943 год, в основном в связи с запретом записей Американской федерацией музыкантов из-за Второй мировой войны. Это был отпуск, который дал Янгу прозвище "Pres", сокращенное от Президент.

В декабре 1943-го Лестер Янг вернулся на 10 месяцев в группу Бейси, которое прервал его призыв в армию во время Второй мировой войны. На записях, сделанных в течение этого и последующих периодов Янг начал использовать пластиковые трости для саксофона, которые, как правило, делали его игру несколько тяжелее, жёстче тоном (хотя все еще довольно гладко по сравнению со многими другими игроками). Хотя Лестер никогда не отказывался от деревянной трости, он использовал пластиковые значительную часть времени с 1943 года до конца своей жизни. Еще одной причиной для изменения его тона в это время послужило изменение мундштука саксофона с металлического на эбонитовый. В августе 1944 года Янг снялся вместе барабанщиком Джо Джонсом, трубачом Гарри «Свитс» Эдисоном (Harry "Sweets" Edison) и коллегой тенор-саксофонистм Иллинойсом Жаке (Illinois Jacquet) в короткометражном фильме Blues.

Информация о работе Современные исполнители на кларнете (Buddy Tate)