Специфика предпочтений музыкальных стилей у современной молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 21:48, статья

Описание работы

Рассмотрение музыки как социального феномена в начале XXI столетия не кажется столь необычным и революционным. Связь развития музыкальной культуры с изменениями, происходящими в обществе, сегодня неоспоримо доказана многочисленными исследователями. Дискуссии о том, как под воздействием социальных изменений происходят трансформации музыкального искусства, изначально были предметом исследований ведущих социологов музыки. Становится очевидным, что музыка должна рассматриваться как отдельный социальный институт, влияние которого на общественную жизнь не должно оставаться вне поля зрения социологии.

Файлы: 1 файл

статья по курсовой.doc

— 43.50 Кб (Скачать файл)

Чалдышкина  Н.Н., Колчина К.С.

ФГБОУ ВПО Марийский государственный  университет, г.Йошкар-Ола

 

Специфика предпочтений музыкальных стилей у современной  молодежи

 

Одним из факторов, воздействующих на духовную жизнь общества, является музыка. Изучение музыкальных вкусов молодежи имеет прогностическое значение. Сегодняшние предпочтения молодого поколения становятся завтра массовыми и общепринятыми.

Музыка- вид искусства, который  отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных  и особым образом организованных звуковых последований, состоящих в основном из тонов (звуков определенной высоты).

Рассмотрение музыки как социального феномена в начале XXI столетия не кажется столь необычным и революционным. Связь развития музыкальной культуры с изменениями, происходящими в обществе, сегодня неоспоримо доказана многочисленными исследователями. Дискуссии о том, как под воздействием социальных изменений происходят трансформации музыкального искусства, изначально были предметом исследований ведущих социологов музыки. Становится очевидным, что музыка должна рассматриваться как отдельный социальный институт, влияние которого на общественную жизнь не должно оставаться вне поля зрения социологии. В теоретической социологии музыка рассматривается в связи с процессами рационализации (М. Вебер), культурного отчуждения (Т. Адорно, М. Хоркхаймер), становления субкультур (X. Пилкинтон, Д. Хебдидж), классовой структурой (П. Бурдье, П. Димадджио).

С появлением психологической  направленности исследований восприятия музыки (Б.В.Асафьев, Г.С.Тарасов, Б.М.Теплов, Б.Л.Яворский), актуальными сегодня являются вопросы психологии музыкальной деятельности (Л.Л.Бочкарев, Ю.А.Цагарелли, Г.М.Цыпин и др.), систематизации музыкальной информации, ее схематизации, категоральной организации восприятия музыки слушателем (А.Брегман, К. Свенвик, М. Эмберти и др.). [1].

Музыка- специфическая разновидность  звуковой деятельности людей. С другими  разновидностями ее объединяет способность  выражать мысли, эмоции и волевые  процессы человека в слышимой форме и средством общения людей и управления их поведением. В наибольшей степени музыка сближается с речью, точнее с речевой интонацией, выявляющей внутреннее состояние человека и его эмоциональное отношение к миру.

С распространением средств  массовой коммуникации, тиражированием художественного творчества (грамзаписи, магнитофонные и видеозаписи) появились совершенно новые условия для функционирования музыкального искусства в обществе. Поп- и рок-культура заняли главенствующие позиции в системе художественных приоритетов нового поколения, став одной из наиболее распространенных форм досуга молодежи.[4].

 Молодые люди уделяют  музыке куда больше внимания, времени и средств, чем взрослые. Разнообразные виды популярной  музыки, художественные фильмы, мода, танцы в технической воспроизводимости искусств уже в раннем детстве становятся культурными спутниками молодого поколения. Высокая степень оснащенности аппаратурой, а также другими продуктами культуры, например книгами и картинами, в семье, из которой происходит молодой человек, и его владение соответствующими благами и продуктами культуры уже в раннем возрасте благоприятствуют раннему развитию развлекательных потребностей. Молодые люди являются главными посетителями эстрадных концертов, дискотек, основными потребителями аудиотехники и музыкальной продукции. К молодежи обращаются эстрадные звезды и популярные группы, ей хотят понравиться популярные композиторы и авторы песенных текстов. Таким образом, музыкальные стили начинают выполнять функцию своего рода социальных языков, которые подразумевают их индивидуальные предпочтения. [3].

Еще 10-15 лет назад  молодежь слушала такую музыку, как  хиты 80-90-х годов, эстрадную музыку, рок-музыку, хардкор-техно, классическую музыку и другие стили.

В настоящее  время у современной молодежи существуют разнообразные музыкальные  предпочтения. По статистике исследования Шубиной Татьяны на 2013 год видно, что наиболее предпочитаемыми музыкальными стилями среди молодежи являются: первое место заняла современная популярная музыка (поп), второе-рок-музыка, третье- классическая музыка, четвертое- электронная музыка (электро), пятое- джаз. [5].

Музыкальные предпочтения молодежи с годами изменяются. Это обусловлено тем, что характер и поведение молодежи становится другим, все больше появляется новых музыкальных стилей, которые очень быстро внедряются в жизнь современных подростков. Так же многие стили пришли из зарубежных стран, которые получили большую популярность в России.

Посредством музыки молодежь очерчивает свое жизненное пространство. Зачастую "стены" из звуков используются молодежью как способ отгораживания  от окружающих - семьи, учителей, сверстников. Избирательность в потреблении музыкальных произведений характеризует музыкальный вкус. Выявляя музыкальные предпочтения молодежи, мы характеризуем социально-культурный облик, настроения молодых людей. По музыкальным пристрастиям создаются группы единомышленников, идентифицирующих себя в соответствии с избранным музыкальным направлением, стилем, либо конкретным музыкантом-исполнителем. Такие группы называются субкультурами. Именно музыкальные стили являются главным фактором, формирующим новые виды молодежных субкультур. [2].

Таким образом, возрастная дифференциация вкусов обусловлена социальным контекстом и модой периода юности индивида, с одной стороны, и сменой стиля жизни- с другой. Определенноt внимание на процесс формирования музыкальных вкусов оказывают родители индивида. Несмотря на то, что становление предпочтений может происходить как согласно, так и вопреки семейной традиции, наблюдается схожесть музыкальных предпочтений родителей и их детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных ресурсов и литературы:

  1. Адорно, Т.В. Введение в социологию музыки/Т.В.Адорно.- Социология музыки. -СПб.: Университетская книга, 1998.-116 с.
  2. Борисова, Е.С. Психологические особенности эмоционального восприятия музыкального искусства / Е.С.Борисова.- Самара: «Научно-технический центр», 2006.- С.39-50.
  3. Восприятия музыки молодежью [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://old.kpfu.ru
  4. Музыка и молодежь [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.mgrazhdanin.ru
  5. Оценка духовно-нравственного развития молодежи молодежью [Электронный ресурс].- Режим доступа:  http://www.virtualexs.ru

Информация о работе Специфика предпочтений музыкальных стилей у современной молодежи