Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 09:33, контрольная работа
Станиславский (настоящая фамилия — Алексеев) Константин Сергеевич [5(17).1.1863, Москва, — 7.8.1938, там же], советский актер, режиссер, педагог, теоретик театра, народный артист СССР (1936). С. заложил фундамент современной науки о театре, создал школу, направление, представляющие собой новый этап в развитии сценического реализма (см. Станиславского система).
Станиславский (настоящая фамилия — Алексеев) Константин Сергеевич [5(17).1.1863, Москва, — 7.8.1938, там же], советский актер, режиссер, педагог, теоретик театра, народный артист СССР (1936). С. заложил фундамент современной науки о театре, создал школу, направление, представляющие собой новый этап в развитии сценического реализма (см. Станиславского система).
Родители С. принадлежали
к прогрессивным торгово-
С 1900-х гг. С. активно разрабатывал учение о творчестве актёра — актёрскую технику и метод работы над пьесой и ролью. Вместе с Л. А. Сулержицким он организовал при МХТ 1-ю Студию (1912), чтобы в работе с молодёжью проверить и утвердить свою систему.
Победа октября революции 1917 определила новый этап деятельности С. как режиссёра, педагога и теоретика сценического искусства. Спектакли, созданные им в сов. время, отличались не только глубиной и оригинальностью режиссёрского замысла, совершенством сценического воплощения, но и социальной заострённостью: "Горячее сердце" Островского (1926), "Безумный день, или Женитьба Фигаро" Бомарше (1927). Важной вехой в развитии сов. театра и утверждении в нём метода социалистического реализма стал поставленный под руководством С. (режиссер И. Я. Судаков) спектакль "Бронепоезд 14-69" Вс. Иванова (1927). С. руководил постановкой спектаклей "Унтиловск" Леонова (1928), "Мёртвые души" по Гоголю (1932), "Таланты и поклонники" Островского (1933) и др.
С. стремился
осуществить реформу
С. никогда не прекращал поисков более совершенных путей сценического творчества. К началу 30-х гг. он стоял на пороге новых открытий, вновь приступив к студийной и экспериментальной работе.
Деятельность С., наиболее полно и цельно воплотившего идеи сценического реализма, оказала огромное влияние на советскую режиссёрскую и актёрскую школу, способствовала возникновению различных театральных направлений. По признанию крупнейших мастеров зарубежной сцены, весь современный театр использует наследие С. Награжден орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени.
В Москве в доме, где жил К. С. Станиславский, в 1948 организован музей.
Соч.: Собр. соч., т. 1—8, М., 1954—61.
Лит.: Эфрос Н. Е., К. С. Станиславский, П., 1918; Гуревич Л., Девять ролей К. С. Станиславского, "Театр", 1938, №9; О Станиславском. Сб. воспоминаний. 1863—1938, М., 1948; Прокофьев В., На последних репетициях К. С. Станиславского, "Театр", 1948, № 1; его же, К. С. Станиславский о творческом процессе актера, там же, 1948, № 3; Кристи Г., Работа Станиславского в оперном театре, М., 1952; Наследие Станиславского и практика советского театра. Сб. статей, М., 1953; Крыжицкий Г., Великий реформатор сцены, М., 1962; Марков П., О Станиславском, "Театр", 1962, №1; Станиславский. Писатели, артисты, режиссёры о великом деятеле русского театра, М., 1963; Луначарский А. В., Собр. соч., т. 3, М., 1964; Полякова Е., Станиславский — актёр, М., 1972; Виноградская И., Жизнь и творчество К. С. Станиславского. Летопись в 4-х томах. 1863—1938, т. 1—3, М., 1971—1973; Строева М. Н., Режиссёрские искания Станиславского. 1898—1917, М., 1973; Сибиряков Н. Н., Мировое значение Станиславского, М., 1974.
В. Н. Прокофьев.
Станиславского система, условное наименование теории и методологии сценического творчества, разработанных К. С. Станиславским.
Задуманная как
практического руководство для
актёра и режиссёра, С. с. приобрела
значение эстетической и профессиональной
основы искусства сценического реализма.
В противоположность ранее
С. с. возникла как
обобщение творческого и
С. с. является теоретическим выражением того реалистического направления в сценическом искусстве, которое Станиславский назвал искусством переживания, требующим не имитации, а подлинного переживания в момент творчества на сцене, создания заново на каждом спектакле живого процесса по заранее продуманной логике жизни образа. Раскрыв самостоятельно или при помощи режиссёра основной мотив ("зерно") произведения, исполнитель ставит перед собой идейно-творческую цель, названную Станиславским сверхзадачей. Действенное стремление к достижению сверхзадачи он определяет как сквозное действие актёра и роли. Учение о сверхзадаче и сквозном действии — основа С. с. Оно выдвигает на первый план роль мировоззрения художника, устанавливает неразрывную связь эстетического и этического начал в искусстве. Целенаправленное, органическое действие актёра в предлагаемых автором обстоятельствах пьесы — основа актёрского искусства. Сценическое действие представляет собой психофизический процесс, в котором участвуют ум, воля, чувство актёра, его внешние и внутренние артистические данные, названные Станиславским элементами творчества. К ним относятся воображение, внимание, способность к общению, чувство правды, эмоциональная память, чувство ритма, техника речи, пластика и т.д. Постоянное совершенствование этих элементов, вызывающих у исполнителя подлинное творческое самочувствие на сцене, составляет содержание работы актёра над собой. Другой раздел С. с. посвящен работе актёра над ролью, завершающейся органическим слиянием актёра с ролью, перевоплощением в образ. В 30-е гг., опираясь на материалистическое мировоззрение, на учение о высшей нервной деятельности И. М. Сеченова, И. П. Павлова, Станиславский пришёл к признанию ведущего значения физической природы действия в овладении внутренним смыслом роли. Метод работы, сложившийся в последние годы жизни Станиславского, получил условное наименование метода физических действий. Особое внимание уделял режиссёр проблеме словесного действия актёра в роли и овладения текстом автора. Чтобы сделать слово подлинным орудием действия, он предлагал переходить к словесному действию лишь после укрепления логики физических действий, предшествующих произнесению слов. Прежде чем заучивать и произносить слова автора, надо возбудить потребность в их произнесении, понять причины, их порождающие, и усвоить логику мыслей действующего лица. Крупнейшее теоретическое достижение сов. театра, С. с. способствовала утверждению метода социалистического реализма в сценическом искусстве. Обогащенная и углублённая принципами коммунистической партийности, народности, С. с. составляет основу воспитания актёра и художественной практики театров Советского Союза. Не считая свою систему завершенной, Станиславский призывал учеников и последователей продолжать и развивать начатую им работу по исследованию закономерностей сценического творчества, указал путь его развития. Театральные идеи Станиславского, его эстетика и методология получили огромное распространение во всём мире.
Лит.: Станиславский К. С., Работа актёра над собой. Работа актёра над ролью, Собр. соч., т. 2—4, М., 1954-57; Топорков В., К. С. Станиславский на репетиции, М. — Л., 1949; Горчаков Н., Режиссёрские уроки К. С. Станиславского, 3 изд., М., 1952; Абалкин Н., Система Станиславского и советский театр, 2 изд., М., 1954; Кнебель М., О действенном анализе пьесы и роли, М., 1961; Блок В., Система Станиславского и проблемы драматургии, М., 1963; Кристи Г., Воспитание актёра школы Станиславского, М., 1968; Прокофьев В. Н., В спорах о Станиславском, 2 изд., М., 1976. См. также лит. при ст. Станиславский К. С.
В. Н. Прокофьев.