Стилистические тенденции использования сарказма и сатиры в украинской камерно-вокальной лирике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 20:05, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы работы обусловлена рассмотрению жанра украинской народной шуточной песни в контексте этногенеза украинского музыкального фольклора, а также в аспекте классификации принципов и приемов воплощения юмора и сатиры в украинской национальной культуре в целом, и в музыкальном фольклоре в частности
Объектом исследования выступает жанр шуточной народной песни, предметом – обработка украинской народной песни «Чом, чом не прийшов» А. Чишка.
Цель исследования – обобщение стилевых и жанровых особенностей шуточных народных песен в историческом, культурологическом контекстах, а также в контексте синтеза национальных истоков и характерных черт профессионального музыкального искусства.

Файлы: 1 файл

История украинской народной песни.doc

— 150.50 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Актуальность темы работы обусловлена рассмотрению жанра украинской народной шуточной песни в контексте этногенеза украинского музыкального фольклора, а также в аспекте классификации принципов и приемов воплощения  юмора и сатиры в украинской национальной культуре в целом, и в музыкальном фольклоре в частности

Объектом исследования выступает жанр шуточной народной песни, предметом –  обработка украинской народной песни «Чом, чом не прийшов» А. Чишка.

Цель исследования – обобщение стилевых и жанровых особенностей  шуточных народных песен в историческом, культурологическом контекстах, а также в контексте синтеза национальных истоков и характерных черт профессионального музыкального искусства.

Задачи исследования:

1) рассмотреть истоки, происхождение и трансформацию жанра шуточной песни в контексте воплощения юмора и сатиры в украинской национальной культуре;

2) классифицировать характерные черты украинского песенного фольклора в аспекте функциональной сферы бытования;

3) анализ стилистических и жанровых особенностей украинской народной песни «Чом, чом не прийшов» в обработке А. Чишка в контексте синтеза национальных и инонациональных мелодико-интонационных истоков.

Методологическая основа работы – метод интонационного анализа, ориентированный на единство музыкального и речевого начал, как основу европейской и украинской художественных традиций.

Научная новизна работы заключается в том, что впервые в музыковедческих исследованиях Украины рассматриваются черты композиторского стиля А. Чишка и его особенности использования народно-песенного фольклора в камерно-вокальной музыке.

Практическая ценность работы определяется возможностью применения материалов данного исследования в теоретических искусствоведческих курсах  высшей и средней школ.   


Раздел 1 Юмор и сатира в контексте украинской народной культуры

1.1 Жанровые дефиниции украинского музыкального фольклора

Современная украинская музыка является новейшим дополнением украинского фольклора, который представляет собой сложный, и в то же время уникальный, историко-культурный феномен. Память всех прошлых эпох выражена песенными мотивам и поэтическими строфами. Украина славится и гордится богатой национальной песенной казной, которая является символом и душой талантливого украинского народа. Любовь и уважение к народных видов искусств передавалась, в устном или письменном виде, от поколения к поколению. С необычайным мастерством и взвешенностью музыкальных форм, создавались лучшие песенные произведения. Разнообразие песенных жанров является не только свидетельством искусства, но и акцентирует внимание на том, что песня применялась и применялась во всех сферах жизни.

Каждый из музыкальных жанров национального фольклора создавался с соответствующей целью. Один из самых популярных циклов украинских песен - исторический, не только воспевал реальные исторические события, тогдашних героев и настроение народа в целом, но и поддерживал национальный, боевой дух воинов, в нелегких сражениях с врагом, и украинцев, которые выдержали давление гнета и издевательств. Характеризуя не менее популярен, и чрезвычайно содержательный цикл - лирических песен, следует подчеркнуть, что здесь изображен не только украинский народный эпос, но и семейно-бытовое и социально-бытовое жизни народа. Какому-либо празднику или знаменательному дню посвящались соответствующие произведения. Обрядовые песни предоставляли легкой, красочной атмосферы, а также воспевали радость и настроение события и ее участников. Праздники свадьбы, крестин, жниварськие работ и многих других, раздавались веселыми, традиционными музыкальными произведениями, созданных самим народом, на основе их мировоззренческих идей, нравственных и этических норм и т.п. Такая песня вдохновляла, поднимала настроение, слушая мелодичные произведения были забыты проблемы и укреплялась вера в лучшее будущее.

История украинской народной песни, как и история украинской народной музыки, берут начало в древних временах развития украинского народа. Народной музыкой считают все вокальные и инструментальные мелодии, что от древнейших времен существования народа путем устной передачи переходит из предыдущего до следующих поколений.

Народная музыка вообще является произведением сборным, коллективным, - в противопоставлении к музыке ненародной как индивидуального произведения. Однако в самом зародыше и музыка народная является индивидуальным произведением, который, перейдя в народную массу и закрепившись в ней, стал ее собственностью. И есть еще и такой род народной музыки, что не переходит в массу, а остается и в дальнейшем собственностью единиц или небольшого кружка. Это - песни, так сказать, профессиональных народных певцов, например, у нас - кобзарей, бандуристов, лирников, или, например, погребальные песнопения, так называемые "плач", что их выполняли платные плачки. Но все же с понятием народной музыки связана анонимность первоначального автора той или иной народной песни или мелодии.

В истории музыки народная музыка данного народа есть, конечно, началом, зародышем его музыкальной культуры в значении индивидуально-творческим, а, в общем, и широком понимании народная музыка и народная песня является средством национального возрождения.

Нет двух мнений, что украинская народная песня является одним из лучших и самых богатых проявлений духовых примет нашего народа и в этой области занимает между всеми культурными народами мира одно из первых мест. Действительно, можно удивлять огромную отпорность духа украинского народа, что, живя в таких тяжелых политических условиях, тем интенсивнее и глубже сумел развить свое народное музыкальное искусство, закрепляя в нем все черты своей культурной независимости и самостоятельности и выражая словом и песней все свои боли и страдания, чего, по словам Гоголя, никакой другой народ не сделал с такой непобедимой силой. А Лев Толстой в письме к своей знакомой пишет так: "Никакая национальная музыка до сих пор не обнаружила своей народности с таким величием и силой, как украинская, даже больше, чем великорусское. Слушая ее, ты видела бы, как открывается перед тобой история Украины, ты лучше поняла бы характер народа, чем читая Гоголя…".

С не меньшим удивлением высказывался об украинской народной песне российский композитор и критик Серов, считая ее "в тысячу раз богаче и сильнее все хитрости школьной премудрости, что ее проповедуют педанты-музикусы в консерваториях и музыкальных академиях", а также немецкий поэт Боденштедг, который при этом украинский язык считал наиболее певческим из всех славянских.

Вместе с тем следует заметить, что украинское народное творчество является той отправной точкой, с которой начинается история культуры украинского народа, а, следовательно, и история украинской музыки. Хотя народная музыка не знает таких пропастей в традиции, как наша ненародная, церковная и светская музыка, и все же развития ее нельзя охватить хронологически, тем более, что до XVII века не сохранилось никаких записей мелодий. Только в более позднем периоде украинские этнографы начали собирать этот большой и богатый материал, его обрабатывать и исследовать.

К древнейших надо зачислить мелодии обрядовых песен, которые находятся еще в предхристианской эпохе. Это песни, связанные либо с роковыми праздниками или хозяйственными событиями (колядки, щедривки, календарь, веснушки, купальские и обжинковые песни), или песни, связанные с важными событиями в жизни человека (свадебные песни, крестильные, похоронные причитания). На архаичность тех песен указывают малый объем тонов вместе с настойчивым повторением того самого мотива (например, "Ой коляда-колядниця", где чередуются и соседние тона в объеме большой секунды, или повторения в "Щедрику" мотива в объема малой терции), следовательно строгий диатонизм, а собственно нехватка полутоновых интервалов ("ангемитоничность"), речитативный характер ритмики и напоследок несколько позже характеристические признаки древнегреческих, собственно староцерковных ладов (с первых времен христианства), словно умышленно уклоняются от чувства устоявшейся тональности. Олиготоничность тех древних мелодий указывает на развитие объема от секунды до октавы.

Большую группу песен составляют семейно-бытовые. Семья для украинская была святыней, родственные связи береглись, ценились. Песня «ветер к долину» известна всей Украине.Тоскливый мотив песни полностью соответствует содержанию: разошелся по Украине род, разъехались брат и сестра ли по собственной воле, ища лучшей жизни, то забрали сестру враги на чужбину, то вышла она замуж в дальнюю сторону.Пишет брат письмо сестре и спрашивает: «Звикла ти там жити, де ворогів багато». Трудно живется сестре, и в ответе-плачи она сравнивает себя с колодец между дорогами: «Хто йде, а хто їде - водиці нап`ется, а з мене, несчастної, кто схоче, - сміется».Родные люди - это брат, сестра, отец, мамочка. Они всегда поймут, пожалеют, помогут, а чужие люди только посмеются с горя оторванной от рода девушки.

Золотой эпохой в развитии украинской народной песни можно считать XVI-XVIII века. В песнях этого периода творятся и закрепляются те характеристические приметы украинской народной песни, которые отличают ее от песен других народов. Появляется новая форма казацких дум, лирично-эпических произведений импровизированно-речитативного характера, представляющие борьбу казаков с турками и татарами, а позже войны со времен Хмельнитчины.

Родственными с думами есть исторические песни. Давний диатонизм закрашивается хроматикою, появляются избыточные интервалы увеличенной секунды и кварты. С появлением дум связано появление народных певцов: кобзарей, бандуристов, лирников (преимущественно слепцов), которые организуются даже в певческие братства или цеха со своими традициями. На панских, и даже на царском, дворах бандуристы были любимыми певцами.

Дальнейшее развитие украинской народной песни сближает ее с современной музыкальной европейской системой с четким разделением на мажор и минор с выраженной тональностью и удерживает у себя, однако, специфические признаки своеобразной оригинальности. В частности надо подчеркнуть развитие своеобразной полифонии, что, пожалуй, является откликом церковной многоголосной музыки, что перетрансформировалась в народной душе у высокооригинальную форму гетерофонии ("подголосков"). Содержание этих песен наполняется индивидуальными переживаниями человека в разнообразных формах. Это чумацкие песни, бурлацкие, рекрутские, холостяцкие и любовные. Появляются также и танцевальные формы мелодий: шумко, казачки, метели, частушки и т. п.

Следует заметить, что хотя украинское народное музыкальное искусство имеет характер отчетливо вокальный, однако украинский народ принимал и принимает в музыке достаточно много инструментов. К старейших принадлежат из "щипковых" - гусли (в первоначальной форме несколько струн, натянутых на квадратной рамке, впоследствии общее название струнных инструментов), далее кобза и похожая к ней бандура с длинными басовыми струнами вдоль шейки и короткими боковыми приструнками (в современной бандуре строй неустойчивый, в Украине сконструирована уже и хроматические бандуру), в конце - для бандуры торбан с двумя головками (через большую сложность игры не удержался в народе). Из струнных ударных инструментов известны цимбалы, из струнных смычковых - скрипка, подбасок, или басоль, струнно-клавишная лиру. С духовых деревянных назовем свирели (с свищиком) в трех разновидностях: а) денцовку, б) теленку (из коры или из орешника), в) жоломиги (двойная денцивка), далее дудку "на зуб" (больших размеров), в гуцулов - флояру без дудочку, одно- и двухстороннюю свирель (ряд тростинових соединенных цивок различной длины), трембиту (с вижолобленого дерева, обвитого березовой корой, длиной более 2 метров), пастуший рог из бычьего рога, дерева и металла (подобной конструкции, как трембита), в конце - козу, дуду, или волынку, в виде трех трубок ("сисак", "гук" и "карабки" с рожком), злучених с мехом из козьей или телячьей кожи. С ритмово-ударных инструментов назовем бубен (тарабан) и решитце.

Сбору и обработкам украинской народной песни много внимания и труда посвятил Николай Лысенко. В своих работах по этому поводу он отстаивает мнение, что украинская народная песня самая родственная с сербской. Много заслуг принадлежит в этой области и украинским этнографам Ф. Колессе и К. Квитке. Из иностранных ученых занимались украинской народной песней венгерский композитор и ученый Бела Барток и финский композитор и исследователь народной песни Ильмари Крон.

Интересную и весьма отличную характеристику украинской песни от сложившихся у нас взглядов подал чешский историк музыки д-р Зденек Неедли. Рассматривая ее разнообразие, он подчеркивает ее одноцелостность, что соответствует одноцелостности обычаев, также он подчеркивает ее более чистый, чем у западных славян, народный характер, мотивируя это меньшим воздействием на нее школы, книжки или вообще высшей культуры. Украинская песня выражает сложнее и богаче внутреннюю жизнь, является более лиричной, причем веселый элемент обычно преобладает над унылым (следовательно, наоборот, чем как думает Гоголь!). Подле своей принадлежности к восточной группе славянских народных песен украинская народная песня более приближена, по мнению Неедли, к западной.

Таким образом, можно с уверенностью отметить, что украинская народная песня, как и украинская народная музыка в целом, играет чрезвычайно важную роль в культурной жизни нашего народа.


1.2 Классификация основных методов, принципов претворения юмора и сатиры в украинском музыкальном фольклоре

Поэтический гений украинского народа на протяжении веков создал великолепные художественные ценности, среди которых по праву видное место принадлежит народной песни во всей ее жанровой разнообразия.             М. Добролюбов отмечал: в народной поэзии вылилась вся судьба, "весь настоящий характер Украины, весь круг насущных жизненных интересов охватывается в песне, сливается с ней, и без нее сама жизнь становится невозможной".

Веками украинский народ отстаивал свою независимость. Его исторические пути обозначены кровопролитными сражениями с иностранными захватчиками и изнурительной социальной борьбой против местных угнетателей. В этой непримиримой долговременной борьбе народ проявлял героизм и решительность, оптимизм и волю к победе. Это формировало действенный нрав, требовало веры в собственные силы, глубоко развивало критическое мировосприятия. В результате этих и многих других факторов одним из весомых составляющих национального характера украинцев стал смех и поуже - юмор, как своеобразное средство народного духовного утверждения и самозащиты.

Юмор и сатира присущие многим жанрам устного народного творчества. Сказки и песни, анекдоты и рассказы, загадки и частушки, пословицы и поговорки, были полны неисчерпаемым юморным колоритом, целой гаммой разнообразных оттенков смеха - от ласковой улыбки, дружественного безобидной шутки, забавного и веселого насмешки, доброжелательной критики к саркастического высмеивание, злой иронии, чувствительного насмешки, сокрушительный осуждения и испепеляющего возражения.

Песни этого вида фольклора в юмористически-развлекательной и сатирической формах отражают быт, национальный характер и мировоззрение народа, его этические, эстетические предпочтения и оптимизм. В них нашли яркое проявление самые светлые идеалы свободолюбивого народа-труженика.

Жемчужины народной смеховой творчества охватывают обрядовую и необрядовую поэзию; ныне бытуют преимущественно словесно-музыкальные произведения необрядовые. Возникновение шуточных песен относится к времени формирования календарно-обрядовой поэзии славян. Богатства украинских юмористических и сатирических песен складывались на протяжении веков и ныне продуктивно пополняются. Они имеют немало общего с юмором и сатирой российского и белорусского, а также всех других славянских народов.

Социальная ткань народного смехового творчества, как правило, национально окрашена, что обусловлено не только языком, не только самим предметом изображения, но и своеобразным отражением в произведениях национальных особенностей народа, его психики, художественных традиций - прежде всего фольклорных. Национальная специфика юмора исторически переменная, подвижная, она обуславливается прогрессом мировоззрения народа и изменениями в его исторической жизни. На разных этапах исторической жизни народа эта изменчивость проявляется в неодинаковом темпе развития сатирически-юмористических жанров народного творчества. В условиях феодализма с присущим ему патриархально замкнутым укладом жизни народа и сравнительно невысоким уровнем его социального сознания основными объектами юмора были негативные явления повседневного быта. Во времена национально-освободительного движения смех набирал более острого социального направления, "взрывного" сатирического характера. С развитием капиталистических отношений и обострением социальных противоречий в народном творчестве углубляется сатирическая струя, обогащается палитра художественных средств песен. Таким образом, не оставляя бытовой сферы, морально-психологической, юмор активнее переходит в сферу политическую и социальную, в сферу классовой борьбы и становится чувствительным, обличительным, сокрушительным.

Важную роль в создании и распространении шутливых и сатирических песен сыграли народные певцы - кобзари и скоморохи (а этим частично и объясняется общность русского, белорусского и украинского юмора), участники художественной самодеятельности. Немало песен этого цикла имеют литературное происхождение (известное, а порой и "не расшифрованное", но ощутимое индивидуальное авторство).

Хотя шуточные и сатирические песни имеют общую основу - смех, все же они условно различаются: объектом первых становятся в основном несовместимы со здоровой народной этикой и моралью поступки людей, различные комические ситуации семейной жизни и быта, отношения между соседями, кумовьями и т.д. Жизнерадостное торжество в шутливых песнях здоровых сил жизни над всем отсталым, бесперспективным можно считать отрицанием (без прямого разоблачения) противоположного, негативного. Сатирические же песни направлены на разоблачение уродливых, социально опасных, классово враждебных трудовому народу явлений, событий и человеческих типов. Разоблачение негативного здесь происходит через острое высмеивание с позиций народного идеала. Тональность смеха в шутливых песнях мягкая, добрая, сострадательная; в сатирических - гневная, въедливая, безжалостная, презрительная, саркастическая. Не отрицая своего объекта, шуточные песни критикуют, высмеивают по-дружески, это "тот смех, который не обижает, а излечивает, воспитывает человека"; сатирические же произведения, непримиримо клеймя объект, отрицают его в целом. Однако следует отметить: сатиры без юмора нет, а в шутливых песнях время довольно ощутимые элементы сатиры (особенно тогда, когда критика на уровне индивида переходит в плоскость общественную).

Тематика народного шутливо-сатирического творчества чрезвычайно широка и разнообразна.

Объектом шуточных песен в основном является семейно-бытовая сфера. Поэтому главными персонажами выступают девушки и парни, мужчина и женщина, бабушка и дед, зять и теща, кум и кума. Чаще среди героев песенной юмористики встречаются девушки и парни. И это понятно, ведь юмор - особенно сильное гуманное средство воспитания человека, прежде всего молодого. Вместе с тем веселое пение создавало лирическое настроение, способствовало взаимопознанию и взаимопониманию между парнями и девушками, готовило самый высокий эмоциональный взлет интимных чувств, когда за искренним смехом во всей своей красивой невинности и красоте стояла расцветшая первая любовь. На улице, на вечерницах, досвитках, в веснянковиых играх и хороводах, разнообразных формах молодежного досуга ребята шутили, остроумно высмеивали друг друга, соревновались в сообразительности и мастерства пения.

Критерий оценки человеческой личности, высшая нравственная ценность народа - трудолюбие, способность преобразовывать мир и себя. С позиций своего эстетического идеала народ оценивает отдельных индивидов по тому, как они относятся к труду. Шуточные песни о молодежи акцентируют внимание на отрицательных чертах: лени, праздности, бесхозяйственности, халатности, мешковатости, угловатости. Классическими иллюстрациями этого есть песни «Грицю, Грицю, до роботи», «Чи не той то Омелько».

Народ смеется над такими недостатками девушек и парней, как легкомыслие, нескромность, глупость, язикатость, неустроенность, спесь; вызывают смех неуместны ухаживания, комические признания, недоразумения, бессмысленные споры между парнями, между парнем и девушкой, всевозможные соблазна и угощение, слишком откровенные ласки, парадоксальные ситуации и т.д.

Шуточные песни семейной жизни охватывают разнообразные проявления смешного, прежде всего в отношениях между мужчиной и женщиной, и присущие им недостатки. Как известно, народному идеалу соответствует семейная пара, основанная на взаимной любви и уважении; всевозможные отклонения от этого считаются аномальными: социальное неравенство (вспомним пословицу: «Знайся кінь з конем, а віл з волом»); возрастное несоответствие; контрасты красоты мужчины и женщины, что обручились под давлением обстоятельств, из расчета. Смешного (время с нотками сожаления, печали, разочарования в семейных отношениях) чрезвычайно много. Это и насмешки над мужчиной, который боится оставить молодую жену одну дома, и насмешка над мужчиной-страхополохом (ложится спать от стены, боясь призраков), и сравнение собственной женщины-неряхи с работящей аккуратной соседкой, и показ облесливых, "болезненных" симулянток и т. д. Народ смеется над бесхозными женщинами, их неспособностью к обычной будничной работе (кошения нивы, возделывание льна, приготовления пищи, доения коров и т.д.), скупостью, равнодушием, разгильдяйством, привередливостью, упрямством, праздношатанием, склонностью к рюмке. Остроумно высмеиваются капризные, своевольные женщины в таких знаменитых песнях, как "Дворянка" ("Продай, милый, серые бычки"), "Мещанка" ("Как задумал мужичок").

Немало песен об отношениях в семье между старыми и молодыми, тещей и зятем, дедом и бабкой, кумовьями.

Уже сам факт выхода молодой девушки замуж за старого создает комическую ситуацию, а когда она всевозможными хитростями пытается избавиться от постоянного контроля с его стороны (скажем, посылает в луг по калину, изображая из себя больную), чтобы встретиться с любимым, то этот комизм усугубляется. Рисуя картину нарушение верности, "уважительного" издевательства молодой над старым, песни косвенно, в форме иронического соболезнования, осуждают ее. Симпатии здесь откровенно отдано молодой женщине, хотя акцент делается не столько на ее поступках, сколько на смешном положении старого немощного человека, его незавидной роли в неравном браке. Иногда песня настолько заостряет внимание на неестественности и невозможности счастливого сочетания молодой и старой судеб, что позволяет себе изображать обстановку радостной надежды женщины на близкую кончину мужа и облегченный вздох после его смерти ("Ой, мой милый заболел, киселику захотел"). В народнопесенных образцах этого цикла преобладают дидактические наставления - предостережение молодым незамужним девушкам и парням-перестаркам и вдовцам вступать в неравные браки. Назидательность, воспитательный элемент берет верх над весельем, развлекательностью; не потому ли тональность смеха здесь специфическая: до комичности приобщается трагизм, обреченность на душевные муки и несчастья.

Фигуры деда и бабы в шутливых произведениях также не лишены дидактической функции, которая, однако, оказывается не так прямо и непосредственно. Объектом смеха здесь есть различные эпизоды, ситуации, случаи из семейной жизни людей, которые на старости прибегают к удивительным химерам и поступкам. Так, рельефно воссозданы образы капризной, всем недовольной бабки, деда-ловеласа, которому не везет в любовных похождениях. Недоразумения между пожилыми людьми иногда доходят до того, что "дед бабу толчет, что нерано блины печет", что дед идет топиться или топит бабу, готов ли продать свою надоедливую спутницу жизни (покупает расчески, чтобы расчесать ее, однако его затея пустая - покупателя, как правило, не находится).

Отдельные песни юмористически изображают многочисленную семью, в чем оказался отголосок распада большой патриархальной семьи ("А у нашего Омелечко"), комические отношения между тещей и зятем, свекровью и невесткой, сватами и т.д.

Особым остроумием характеризуются песни о кумовьях. Как известно, в кумовья приглашали ближайших друзей, часто бывших возлюбленных, с которыми по разным причинам не удалось соединить свою судьбу. В песнях этой группы колоритно описываются встречи и ухаживания кума до кумы (здесь пускаются в ход подарки, комплименты и образные намеки, откровенные уговаривания на грех). Иногда инициатива принадлежит куме. Народ весело высмеивает досадные недоразумения между женщинами-кумовьями, между кумом-прелюбодеем и не всегда верной своему мужу кумой.

Симпатией, уважением и сочувствием овеянный образ молодой вдовы, которая, несмотря на свою печальную судьбу, стремится к жизнеутверждающему оптимизму.

К разряду шутливого творчества относится основная часть танцевальных песен от припевок до самых популярных украинских танцев. Народные танец и сопутствующая ему песня яркое проявление жизнерадостности и оптимизма трудящихся. Они издавна украшали коллективный и личный досуг, объединяли людей, воспитывали в них благородные чувства. Метелицы, гопаки, казачки (казаки), гайдуки, частушки сформировались в процессе формирования и развития украинской народности и являются продуктом своеобразных социально-экономических и исторических условий жизни. Танец метелица отразил связь человека с миром природы; в гопаке и козачке несут на себе отпечаток военного образа жизни, ратного героизма народа, который "целые века дрался, как лев, за свою свободу" (О. Довженко).

Разжигая атмосферу веселья, добавляя задора и охоты танцорам, песни этого цикла в то же время полны юмористического заряда и нередко высмеивают недостойные поступки, разнообразные пороки людей, негативные явления.

Отдельно надо упомянуть своеобразные небольшие шуточные песенки - трындычки (пританцовки), что, как правило, выполняются без музыкального сопровождения на семейных праздниках, а также матерями, что развлекают своих детей.

К танцевальным песням определенной степени относятся также частушки - "жемчужины великого ожерелья" (И. Франко) и частушки, хотя как отдельные жанровые структуры они имеют собственную специфику отражения действительности и значительно шире назначения.

Сравнительно небольшая группа песен к краковьякам и полькам - танцев, заимствованных у польского народа, - также преимущественно имеют юмористический характер.

Среди шуточных песен танцевальные выделяются и оригинальными мелодиями, и небольшим объемом, и своеобразной тематикой, которая редко выходит за сферу семейных отношений и быта. Смех в песне этого цикла имеет широкий диапазон: от веселого развлечения, доброжелательного поддевания до сердитого обвинения и развенчания всего негативного, вредного.

Танцевальные песни, как правило, в лаконичной форме через лаконичную и конкретизированную художественную деталь реалистично изображают нрав человека, дают характеристику того или иного явления, оценку конкретной жизненной ситуации. Типичными темами этих песен являются танцы, танцоры и музыканты. В центре внимания находится обычная, привычная деталь или реалия (ботинки, закаблуки, юбка, ноги, халявы и т.д.), которая, однако, играет изобразительную роль. Достаточно одной детали - " Од Харькова й до Хорола черевички підпорола " (вариант: " Од Києва до Хорола черевички попорола "), чтобы создать четкое впечатление об упорстве и темпераменте танцовщицы. Немало песен непосредственно выражают богатые чувства и впечатления танцующих. Проникнуты светлым, бодрым настроением, они порой начиненные перцем.

В шутливых танцевальных произведениях описываются удачные и неудачные ухаживания, явные и тайные свидания, сердечные разговоры и временные ссоры, угощения и подарки, недоразумения, вызванные бытовыми, морально-этическими и социальными причинами. Итак, народные гуляния, танцевальные песни своеобразно готовили молодежь к семейной жизни.

Как и в шутливых, в танцевальных песнях нашли свое отражение самые разные комические ситуации семейной жизни. Здесь также высмеиваются бесхозяйственность, лень, неряшливость, супружеская неверность, психологическая несовместимость характеров. Эти песни подают широкую и многоцветную панораму народного быта. В них встретим и сапожника, и кузнеца, и мельника, непременных героев - зятя и тещу, свекровь и невестка, мать и дочь, кума и куму, деда и бабу. Попы, дьяки, богачи, дуки - в танцевальных песнях постоянный объект насмешки. Добродушный юмор здесь нередко переходит в едкую сатиру.

В украинском поэтическом творчестве сатире принадлежит особое место благодаря яркому художественном отражению в ней народной мудрости, непримиримой ненависти к классовым врагам, страстного социального протеста. В дооктябрьское время сатира была для трудящихся важным средством идеологической борьбы. Высмеивая своих классовых врагов, выражая протест против социального порабощения, невыносимой эксплуатации, против всего уродливого в жизни, народ в сатирических произведениях отстаивал идеалы добра, справедливости, свободной труда и высокой морали.

Большую группу сатирической песенности составляют социально-бытовые произведения, в которых изображены цари, цари и полупанки, богачи, церковь и попы, армейские офицеры, воры, внешние враги и их отношение к трудовому народу, и отношение народа к ним. Здесь ли не наиболее полно отразились народное мировоззрение, понимание народом социальных вопросов, мечты и стремления трудящихся. Направлена против привилегированных слоев и господствующей верхушки сатирическая напевность была мощным оружием и нападения и надежным щитом самообороны талантливых людей.

Народ едко высмеивает богача с "загребущими руками, завидущими глазами", который в ярмо "папу и маму запрягал, на капусту пахал"; сотского, что щеголяет перед десяцьким своим "высоким рангом"; ротного довольно красноречиво названо "рвотным"...

Отдельную группу сатирических песен составляют антирелигиозные, антицерковные и антипоповськие произведения.

Как известно, ощущение эксплуататорской сущности религии издавна было свойственно широким народным массам. Фольклор отражал мировоззрение народа, в своей основе чуждого религиозным догмам. Болезненным смехом народная поэзия снимает ореол святости с самого бога, его святых угодников; служителей религиозных культов изображает ограниченными, алчными, плотскими, мизерными, мстительными, лжецами-облудниками, пьяницами и воришками. Отношение народа к духовенству (попов, дьяконов, монахов и им подобных) - яркое свидетельство его антирелигиозных и антицерковных настроений.

Объектом народной сатиры всегда были внешние враги украинцев, кочевники-прихвостни, захватчики с востока и запада, севера и юга. Вспомним знаменитые письма казаков-запорожцев турецкому султану, произведения "їхав ляшок із Варшави", "Морквяний ляшок" и др. С поразительной идеологической и политической силой влияния зазвучала народнопесенное сатирическое творчество в годы Великой Отечественной войны. Недаром в народе говорили: "Пуля убьет одного, а песня - тысячи врагов". Произведения этого периода воодушевлены гневом и ненавистью, беспощадным смехом над немецко-фашистскими захватчиками и непоколебимой верой в победу народа

Клеймя негативные явления послереволюционного периода, песенная сатира смело вмешивается в политическую, социально-бытовую, морально-психологическую и производственную сферы. Ее острие направлено против носителей религиозных предрассудков, мещанства, демагогов, бюрократов, бездельников "со справками", карьеристов, подхалимов, лицемеров, рвачов, пьяниц и т.д. Высмеивая все негативное, что препятствует развитию общества, народные песни сохраняют жизнеутверждающий оптимистичный движение.

Своеобразную группу составляют сатирические аллегории и песни-байки. Аллегоричность едва ли не впервые появилась в сказках о животных, где звери выступают носителями определенных человеческих качеств: волк олицетворяет жадности и недальновидности; лиса - хитрость и подхалимаж, осёл - упрямство и т.д. В аллегорических песнях и песнях-байках, которым присуще инакоязычие, идея, понятие передаются с помощью конкретных образов. Так, ироничное изображение общественного организма, особенно господствующих слоев, находим в песнях о птицах. В некоторых произведениях описывается полная гармония в царстве птиц и насекомых, чем подчеркивается дисгармония в обществе, утопичность такой гармонии через неполадки и несправедливости реальной жизни. Песни-байки имеют еще и развлекательный характер - в частности, в детском фольклоре.

Эффект смешного, комического в устном поэтическом творчестве нередко достигается путем пародирования. Известный исследователь украинской пародии Г. Скука отмечает, что пародия как жанр зародилась на почве развития сатирического и юмористического творчества. В фольклоре она проявила себя давно и берет свое начало, вероятно, от комического подражания, смешного копирования речи, пения, движения и т. д. Смеховой эффект в пародии заключается в наполнении привычных к основному содержанию поэтических форм совсем противоположным смыслом, который отрицает привычный. Перенос форм героического на мелкобытовой специально вносит разрыв между содержанием и формой, что и создает комический эффект.

В народной поэзии чаще всего встречаются пародии на духовные церковно-религиозные произведения. Этим и объясняется сравнительно большое количество пародий на церковные службы, молитвы, гласы, акафисты, христианские колядки и щедривки.

Известны также пародии на отдельные думы и народные песни, хотя цель и характер высмеивание здесь другие - такие, что не имеют гневного обличения и возражения пародированного произведения.

К развлекательным песням относятся произведения шутливого характера. В отдельный цикл их условно выделяют по одной из основных функций. Песни-дотепы полны игровыми элементами, танцевальными ритмами и элементами шутливо-эротической двусмысленности. Функция их заранее определена и целенаправленная: это произведения, которые выполняются, как правило, при наличии слушателей, на аудиторию, потому что их цель не только развлечь присутствующих, но и высмеять отрицательные черты и ошибочные представления.

Значительное достижение народной смеховой культуры - песни-бессмыслицы. Чаще всего это небольшие поэтические произведения, построенные по принципу нанизывания независимых друг от друга событий, поступков, положений, которые, по сути, являются абсурдными, алогичными. Истоки этого жанра достигают древности; отдельные образцы первоначально имели магическое значение, выполняя вместе с тем и определенную социальную функцию.

В бессмыслицах высказано критическое отношение народа к существующему порядку вещей; здесь имеются элемент фантастической утопии с развлечением, своеобразный взгляд на привычные представления в загадочной, закодированной поэтической форме. Комизм заключается в том, что людям, животным, обычным предметам приписывается необычное, несвойственно, нереальное, фантастическое: "курочка бычка привела", "бычок нанес яичек", "ступа сидела на яйцах", безрукий берет те яйца и прячет "голом за пазуху", "безногий бежит", "немой крик", "глухой подслушивает", "лысый причесывается", "Иван коромыслом вперезався", "имел ставок на печи"; здесь летают поросята, рыба, звери и т.д.

Сочетание возможного с невозможным, реального с нереальным создают простор для фантазии и воображения и требуют логической расстановки изображаемого по своим местам. Поэтому песни-бессмыслицы имеют большое познавательное и воспитательное значение - особенно в детском возрасте. В них отразился неиссякаемый оптимизм народа.

Шуточные и сатирические песни имеют характерные композиционные средства и художественные приемы: диалогическая, самоповествовательная (монологическая), описательная и комбинированная (диалог с описанием) формы изложения; приемы контраста, сопоставления, самоизобличение (саморекламы), средства гиперболы и полетности (часто в сочетании с приемами несовместимости), нанизывание однотипных деталей, изображения от противного.

Диалогическое строение шутливо-сатирического творчества берет свое начало от ceremonially-игровой и хороводной поэзии. Немало шуточных песен построено в виде диалога между парнем и девушкой, дочерью и матерью, сыном и отцом, мужем и женой ("Девушка в сенях стояла", "Ой шло девчонка лучками", "Грицю, Грицю, до работы", "И куда едешь, Явтуше", "Ой, мать, мать, есть дьяк в доме", "Татьяна, Татьяна, вари галушки" и др.). Средством диалога воспроизводится динамика комического события или сценки, столкновения контрастных точек зрения героев раскрывает определенные черты их характера и поведения, "оголяя" их для смехового эффекта.

В произведениях самоповествовательных, где повествование ведется от первого лица, изображаемом предоставляется большей достоверности, ярко подчеркивается несовместимость действий и поступков героя, который рекламирует себя, "рисуется", с общепринятой жизненной нормой. Часто положительная самореклама сводится на нет негативными деталями-иллюстрациями.

Монологическая форма изложения является одной из самых распространенных в современном шутливом песнетворчеством.

Форма эпического описательного изображения, посторонней фиксации комических сцен, ситуаций, черт характера также часто встречается в шутливых песнях (особенно в тех, которые воспроизводят трудовые процессы: "Не тот ли то Омелько", "Ой, на горе ржи много", "За огородом козы пасла" и др.).

В шутливо-сатирических произведениях иногда умышленно объектом изображения выбирают мелкие и малозначительные вещи, приключения; столкновения ничтожного, скудного содержания притворно серьезным изложением порождает вспышки искрящегося смеха. Например, комический эффект песни "Как я шел с Дебречина домой" сосредоточен в том, что курица перешла парню дорогу.

Важную роль в достижении комизма играют такие средства и стилистические приемы, как контраст, антитеза, гипербола, сопоставление, сравнение, гротеск, параллелизмы, повторы.

Одним из самых распространенных изобразительных приемов юмора и сатиры является противопоставление героев песен на возрастной (молодой и старый, молодой и старая), социальной (бедный и богатый или наоборот), семейной (женщина своя и чужая, соседка, женщина и кума), профессиональной (музыка, жнец, и швец, писарь, тракторист), эмоциональной основе (любимый и нелюбимый). При этом положительный образ воспроизводится идеально и нередко величально, а негативный - средством гротескного портрета и сатирической характеристики. Последнее касается, прежде всего, социально негативных фольклорных типов - богачей, попов, шинкарей и т.д. Вот как, например, подано контрастную характеристику богатой и бедной девушкам: в богатой "ноги - как «підтоки», брови - как «волоки», она "гордая и пышная", а "убогая красивая, как в саду вишня".

В песенной юмористике местами наблюдается доведение контрастного изображения до нереальности, абсурдности ("Ой пошел Косьмина, пошел Волос"). Через недостоверное, бессмысленное высмеиваются персонажи в песне "Побила сапожника бедствия час". На сочетании деталей, что логично взаимно исключаются, на основе небиличности построена песня "мой милый заболел" ("Кисель"), где выведена фигура женщины-недотепы, которая "поступила кисель в безодній дежи", "кисель на морозе кипел". Главным средством достижения комического эффекта здесь выступает оксюморон.

Гипербола (преувеличения изобразительного явления) и литота (умаление его размеров и значения) - частые приемы юмористически-сатирического изображения, контрастирующие с реальной жизнью. Пример гиперболы - в песне об Охриме, который "убил комара, начинил колбасы", "зарезал наседку, наложил сала аж целую бочку"; в первой строке песни "От Києва до Лубнов насіяла коноплі". Прием литоты использован в песне о ленивой хозяйке, которая хоть и "два огороды обработала", но в результате ее трудовых усилий лишь "одна дыня родила".

Художественная задача тропа - поразить чувства и воображение диковинкой. Чтобы поиздеваться над мужем, авторы песен прибегает к литоте.

К средствам комизма исследователь поэтики украинской народной песни О. Дей относит и нанизывание однотипных деталей, совокупность которых создает смеховой эффект. Самые распространенные виды этого:

a)     перечень различных имен и профессий при описании массовых сцен ("Пусть же нас бог спасает"), слишком большой семьи, которая выступает анахронизмом и воспринимается в условиях распада патриархального рода как аномалия ("А у нашего Омелечко");

b)    однородное накопление различных процессов и действий: ловелас-прелюбодей богатеет мечтой и соображениями вокруг того, что делала бы каждая женщина, когда бы он их имел двадцать ("За что бы нас господин бег наказывал");

c)     показ развертывания процессов по логике и динамике чувства ("Удовицю я любил", "Ой, кум до куми ухаживал").

Способами смехового эффекта является также контраст мелодии и текста, языковые средства (синонимика, эпитеты, добро-уменьшительные формы, возгласы и т.п.).

Богатства шутливо-сатирической песенности оказали заметное влияние на развитие украинской художественной литературы, музыки, искусства.

Немало шуточных песен вошли в литературу и театр через вертепну драму. Отдельные песенные образцы, очевидно, были специально созданы для интермедий ("Ой под вишней, черешней"). В комедиях, водевилях, пьесах, начиная от И. Котляревского, Г. Квитки-Основьяненко, Г. Кропивницкого, И. Карпенко-Карого, Г. Старицкого, И. Франка и до наших дней, шуточные и сатирические песни - неотъемлемый компонент.

Непревзойденным мастером творческого осмысления идейно-художественного содержания, образной системы народной юмористики является М. Гоголь в "Вечерах на хуторе близ Диканьки", "Тарасу Бульбе", "Миргороде" и других произведениях.

              Творчество Тараса Шевченко также опиралось на интонации шуточной песни. Единство творческой манеры великого Кобзаря с фольклором была органическое; скажем, исследователям непросто определить, где в песнях кобзаря Волоха из поэмы "Гайдамаки" поэта, а где народное творчество. Едкая ирония, гиперболизация и контраст в сатирических произведениях Т. Шевченко тоже имели народнопоэтические истоки.

Выдающийся писатель-демократ Степан Руданский органично соединил народную песню и юмор в «співомовці» - жанровые, которого, по выражению И. Франко, не имеет ни один писатель.

Творческое осмысление, использования и трансформация шутливых и сатирических песен ярко проявилась в наследии советских писателей (П. Тичина, Г. Рыльский, А. Малышко, Остап Вишня, С. Воскрекасенко, О. Ильченко, С. Олийнык, О. Ковинька, П. Глазовой, Г. Годованец, Д. Белоус, В. Лагода, В. Ефимович, юмористы, объединенные вокруг журнала "Перец").

Широко вошла смеховая песенная традиция в украинское оперное искусство и в репертуары хоровых коллективов, хореографических, вокально-инструментальных ансамблей, выдающихся певцов (Д. Гнатюк, А. Мокренко, А. Соловьяненко, Д. Петриненко, Н. Матвиенко, О. Басистюк, Г. Кириченко, Г. Стефюк).

Украинский народный юмор зазвучал мощно раскатистым хохотом "Запорожцев" И. Репина; отбился он и в советском изобразительном искусстве, в частности, в творчестве А. Кульчицкой ("Танцевала рыба с раком"), А. Монастырского ("Гопак", "Ой ходила девушка каемочкой") и др.

Шуточные и сатирические песни пользуются широкой популярностью на свадьбах, семейных праздниках, массовых народных гуляниях. Активность бытования и создания этих песен заключается в том, что они наполнены глубоким оптимизмом, остроумием, красотой и постоянно выступают средством познания действительности, не теряя функций катарсиса (морально-психологического, душевного очищения), развлечения и воспитания. Шутливо-сатирическая напевность вместе с другими жанрами фольклора получила мировую славу - славу художественно непревзойденных произведений поэтического гения украинского народа.

 

Раздел 2 Мелодико-интонационные особенности жанра шуточных песен

2.1 Музыкальный фольклор в творчестве украинских композиторов

Народные песни создают имидж народа, общее представление о его ментальности. Песни, как и любое устное творчество, являются нематериальными памятниками культуры.

Развитие музыкальной — композиторской и исполнительской практики, активное вовлечение в музыкальную культуру и жизнь старинной доклассической музыки, привело к тому, что в музыковедческих исследованиях все больше стало уделяться внимания не только стилевым характеристикам творчества, но и самим теоретическим разработкам проблем стиля, отшлифовке понятийной системы и методики анализа, акцентируя именно взаимосвязь фольклора и профессиональной традиции, а также классифицирую основные исторически сложившиеся этапы использования народных мелодий в творчестве композиторов. В данном случае речь ведется о цитатном способе, переинтонировании. Когда мелодико-интонационный язык композитора или произведения насыщен мелодическими структурами, генетически интонационно связанными с народным творчеством, но не прямо повторяя его, и перетрансформировании,  когда композитор, используя звуковую базу, средствами профессиональной традиции, создает полноценную картину из народной жизни.

Это и есть сохранение духовного наследия народа, для наиболее приближенной иллюстрации современным поколениям того, как жили наши предки, как чувствовали, пробуждать чувство приятия произведения на когнитивном уровне.

К сфере песенного народного творчества  украинские композиторы обращались в разные исторические периоды. Именно этот жанр, который в основном свойственный украинской музыкальной традиции, и раскрывает оригинальность мышления творческих персоналиев. Следует отметить, что разная историческая эпоха, а также ее стилевое направление, отпечатывались в самих обработках произведениях.

Жанр обработки народной песни по праву можно считать оригинальным жанром украинской национальной культуры. Композиторы  в разные исторические эпохи обращались к народному музыкальному творчеству, причем данный процесс в украинской профессиональной традиции и произошел ранее, чем в западноевропейской культуре. Следует также выделить, что изначально обработка, как и использование, украинской народной песни была в той же жанровой природе, что и изначальный материал, то есть хоровая обработка – на первом этапе (Н. Леонтович, М. Лысенко), затем камерно-вокальная (лысенко, Стеценко, Степовый и др.)и лишь потом инструментальная (Л. Ревуцкий, М.Лятошинский, др.).

Искусство, в частности песня, а именно народная песня – это отражение характера народа в целом, песня, и вообще не одно произведение не приживётся если не сумеет отразить жизнь, чувства, быт, либо настроения народа ходя бы отчасти . Искусство субьективное, как правило обреченно на провал, как и жалкая пародия. Издревле ведутся споры о так называемой «золотой середине». Создание песни это аккумуляция жизненного опыта автора, его видения, и знаний которые формируются в зависимости от культурной среды и традиций в которых находится автор.

Так и каждая народная песня изначально имела автора, который выдвигал своё мнение и мысли в музыкальном оформлении, а народ поддерживал это произведение передавая из уст в уста, дополняет всё новыми колоритами и историями. Таким образом у одной и той же песни появлялись всё новые и новые соавторы.

Существуют песни, что буквально кочевали из губернии в губернию и благодаря своим языковым особенностям и содержанию приживались в регионах, где имели актуальность и близость по духу. Иные песни дожили и до нашего времени самобытными, и за определённые географические либо этнические рамки так и не вышли. Зачастую такие песни являются ценной основой для современных направлений в музыке предполагающих фольклор в обработке как классической, так и эстрадной.

Цель таких обработок заключается в адаптации старинного произведения для наиболее положительного восприятия этого произведения современным слушателем. Одним из подобных итогов народного искусства является песня «Чом, чом не прийшов» в классической обработке О. Чишка.


2.2 Стилистические черты украинской народной песни «Чом, чом не прийшов» в обработке О. Чишка

 

Ярким примером шуточных песен является песня «Чом, чом не прийшов». Следуя сюжетной линии – это произведение следует отнести к шуточным произведениям самоповествовательного типа. Центральным действующим лицом произведения является молодая девушка, которая ожидание своего возлюбленного старается не акцентировать, а незлобно высмеять саму причину и свое эмоциональное состояние. Ласковые обороты, обращения, которые чередуются с незлобной руганью и своеобразными обвинениями в сторону возлюбленного, создают ощущения диалога и являются важным фактором драматургического строения литературного текста. Повторность второго и четвертого куплета подчеркивает основную мысль произведения, завуалированную, однако всем остальным текстом – девушка на самом деле слегка обижена, но все, же очень сильно ожидает любимого и готова простить ему его оплошности. Здесь народ, как автор использует прием литоты, который заключается в преуменьшении словесных оборотов. Это одна из наиболее характерных черт шуточных песен в аспекте стихосложения.

С музыкальной точки зрения песня состоит из двух разноплановых  эпизодов. Одним из основных принципов развития музыкального материала в данном случае является вариационность, которая выявляется во втором и четвертом куплете. В формообразовательном плане следует отметить также своеобразную вариационность на более высоком уровне – здесь соединяются черты простой двучастной формы и вариаций, где тема первого куплета – основная тема для дальнейших вариаций. В целом, структура произведения выглядит следующим образом – АА1 АА1. Каждый куплет написан в форме 12-тактового периода повторного строения. Первое предложение из 4-х тактов и второе предложение из 4-х тактов, дважды повторенное. Между первым и вторым куплетами 4-хтактовый проигрыш. Мелодия второго куплета варьированна, т.е. движется не по звукам тонического трезвучия, как в первом куплете(16-17 такты), а поступенно (32-33 такты; 34-35 такты).

Мелодическая линия шуточной песни пятихордовая, с преобладанием восходящего движения с чередованием поступенного движения и терцовых ходов. Постепенный подход, повторность, одна кульминационная вершина в конце мелодической структуры – это черты характерные вокальной мелодике, именно песенного склада и является еще одной отличительной чертой песни. Повторность, вариационность, периодичность – как главная масштабно-синтаксическая структура – основные черты, характерные для мелодических линий шуточных песен танцевального плана. Метроритмическая сторона лишь подчеркивает  жанровую и функциональную природу песни. Здесь используются несложные ритмические соединения с акцентом первой доли в двухдольном метре. Выбор метра также обоснован: двухдольность, которая присутствует в мелодической линии, также подчеркивается сопровождением, в котором как раз и проявляется танцевальная жанровая природа – ощущается ритм польки, столь характерных для украинских народных песен. Хотя, в то же время, во втором куплете в общую музыкальную ткань  вводится трехдольный метр, что переводит настрой произведения в иную образную среду, придавая лиричности и плавности, что созвучно ее образному наполнению – в данном эпизоде акцентируется момент зазывания молодой девушкой возлюбленного.

Вступление к песне вводит в характер данного произведения, здесь проводится основная тема – таким образом, вступление отыгрывает роль увертюры и свидетельствует об важной функции именно музыкального обрамления. В данном случае вступление имеет изобразительную функцию, а также кроме юмористической направленности подчеркивает танцевальный характер и жанровость песни. Звучит вступление очень ярко, насыщенно, богато акцентами. Динамика развивается от p к ff c ускорением к началу куплета (к 16 такту), мелодия взлетает от малой октавы к третей и очень эффектно звучит резкое p c которого начинается пение, что придаёт игривость и шутливость песне (тут звучит дерзкий упрёк). Можно отметить что для этого произведения характерна гибкая агогика (небольшие отклонения (замедления, ускорения) от темпа и метра, подчинённые целям художественной выразительности) и динамика. Сама песня исполняется в основном на p , лишь в конце (28 такт; 44 такт) F на высокой ноте (G 2-ой октавы) как возглас «Гей!».

Проигрыш ко второму куплету звучит спокойно на p с последующим ritenuto(в 31 такте). Характер второго куплета другой эмоциональной окраски – нежный, звучит менее подвижно, что соответствует смыслу текста песни (тут девица ласково зазывает парня). В конце куплета очень уместно звучит замедление, меняется размер с 2/4 на ¾ (с 42 такта) с последующей резкой сменой темпа на Allegro. Композитор, прочувствовав основной и первоначальный художественный образ, очень умело использует весь спектр средств музыкальной выразительности для создания именно той звуковой и образной атмосферы, созвучной основному замыслу произведения. характеру и содержанию песни, в данном случае — темповые. Вся агогика отвечает одной задаче — яркому, эмоциональному звучанию песни.

              Наличие в конце каждого куплета возгласа «Гей» на самой высокой интонационной точке свидетельствует, во-первых, о географическом происхождении песни (Полесье), во- вторых, еще больше подчеркивает танцевальность произведения, и наконец, может свидетельствовать об обрядовости песни – по образному содержанию, музыкальном языке «Чом, чом не прийшов» принадлежит к родинно-обрядовым песням, связанными с интерлюдией в свадебном народном обряде.

              О. Чишок очень творчески подошёл к обработке. Прежде всего, это введение яркого аккомпанемент, который богат октавными удвоениями, пассажами, мелкими длительностями, пунктирным ритмом. Песня звучала бы намного бледнее без сопровождения. Аккомпанемент придаёт песне концертный статус и носит поддерживающий характер. В аккомпанементе мы слышим гармонический минор и наряду с аккордами основных трезвучий, во 2-ом куплете встречается септаккорд 6-ой повышенной ступени, на доминантовом басу (т.е. Секундаккорд) с последующим переходом в доминантсептаккорд и тонику. На возгласе «Гей!» в аккомпонименте вводится отклонение в тональность субдоминанты С-moll посредством побочной доминанты.

              Таким образом, песня «Чом, чом не прийшов» принадлежит к числу шуточных песен танцевального характера с рядом четко выраженных особенностей. Эта и пентатоническая структура мелодической линии, и плавная метроритмика, и развита агогико-динамическая сфера. С точки зрения композиционных особенностей следует выделить наличие вариационности, вариантности, повторность и контрастного сопоставления тематических структур на одном мелодическом материале. В целом, композитор в пределах небольшой украинской народной песни, придерживаясь традиций музыкального фольклора этого жанрового направления, привносит в музыкальную ткань черты, свойственной музыкальной традиции ХХ века.

 

 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В длительной борьбе за свою национальную идентичность украинский народ проявлял не только героизм и волю к победе, но и развивал критическое мировосприятия. Это было своеобразным средством духовного утверждения и самозащиты. Национальная специфика юмора исторически переменной, она обусловлена постоянными изменениями в социально-политической и экономической жизни народа. Однако изучение смеховой культуры в историческом контексте еще не стало предметом глубокого внимания историков. А между тем шутки хорошо раскрывают характер людей. Об этом хорошо сказал знаменитый древнегреческий философ и историк Плутарх. В своем жизнеописании Александра Македонского он писал "часто... слово или шутка лучше раскрывают характер человека, чем битвы..."

Юмор и сатира присущие многим жанрам устного народного творчества. Сказки и песни, анекдоты и рассказы, загадки и частушки, пословицы и поговорки, были полны неисчерпаемым юморным колоритом, целой гаммой разнообразных оттенков смеха - от ласковой улыбки, дружественного безобидной шутки, забавного и веселого насмешки, доброжелательной критики к саркастического высмеивание, злой иронии, чувствительного насмешки, сокрушительный осуждения и испепеляющего возражения.

Песни этого вида фольклора в юмористически-развлекательной и сатирической формах отражают быт, национальный характер и мировоззрение народа, его этические, эстетические предпочтения и оптимизм.

Песня «Чом, чом не прийшов» в обработке О. Чишка созвучна общехарактерным канонам композиционного, мелодико-интонационного строения шуточных песен. Об этом свидетельствует:

1.      Образное содержание песни – самоповествовательный тон произведения, где повествование ведется от первого лица с контрастным сопоставлением разных тонких эмоциональных оттенков;

2.      Основными способами смехового эффекта является также контраст мелодии и текста, языковые средства (синонимика, эпитеты, добро-уменьшительные формы, возгласы и т.п.).

3.      использует прием литоты, который заключается в преуменьшении словесных оборотов.

4.      Повторность, вариационность, периодичность – как главная масштабно-синтаксическая структура – основные черты, характерные для мелодических линий шуточных песен танцевального плана.

Шуточные и сатирические песни пользуются широкой популярностью на свадьбах, семейных праздниках, массовых народных гуляниях. Активность бытования и создания этих песен заключается в том, что они наполнены глубоким оптимизмом, остроумием, красотой и постоянно выступают средством познания действительности, не теряя функций катарсиса (морально-психологического, душевного очищения), развлечения и воспитания. Шутливо-сатирическая напевность вместе с другими жанрами фольклора получила мировую славу - славу художественно непревзойденных произведений поэтического гения украинского народа.

 


ЛИТЕРАТУРА

 

Информация о работе Стилистические тенденции использования сарказма и сатиры в украинской камерно-вокальной лирике