Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 22:32, контрольная работа
Южнорусские танки и карагоды представляют собой грандиозное явление русского хореографического творчества.
Карагоды по своему виду не похожи на общерусские хороводы. Танки, в этом отношении, ближе к хороводам. Понятие «водить танки» соответствует общерусскому понятию «водить хороводы».
Знаток южнорусской фольклорной традиции Анна Васильевна Руднева писала: «Танки - это хороводы преимущественно плясового характера с развитыми хореографическими построениями и множеством фигур. Но есть танки с элементами сценического действия - игрового начала.
Южнорусские танки и карагоды
представляют собой грандиозное
явление русского хореографического
творчества.
Карагоды по своему виду не похожи на общерусские
хороводы. Танки, в этом отношении, ближе
к хороводам. Понятие «водить танки» соответствует
общерусскому понятию «водить хороводы».
Знаток южнорусской фольклорной традиции
Анна Васильевна Руднева писала: «Танки
- это хороводы преимущественно плясового
характера с развитыми хореографическими
построениями и множеством фигур. Но есть
танки с элементами сценического действия
- игрового начала.
Карагоды в Курской области - род пляски,
в основе которой лежит индивидуальное
мастерство пляшущих, самостоятельность
действий, почти полная независимость
плясуна, плясуньи или пары солистов от
других пляшущих.
Существенное различие между танками
и карагодами отражается и в музыке. Танки
исполняются только под песни самих участников,
а карагоды - часто под игру музыкантов».
(Руднева А.В. Курские танки и карагоды.
М.: Советский композитор, 1975. с. 82).
В представленных танках и карагодах отчётливо
просматриваются такие особенности художественного
метода русского хореографического фольклора,
как коллективность творчества, отсутствие
автора - постановщика, импровизированный
характер исполнения, при котором процессы
создания и исполнения происходят одновременно.
Надеемся, что нынешняя танцевальная самодеятельность
вернётся к своим корням и будет активнее
развивать многовековой опыт и традиции
русского хореографического фольклора.
Народная культура и проблемы ее изучения - Вып 4 |
В настоящее время в
отечественной этномузыкологии
проблемы ареального исследования песенных
традиций являются одним из активно
разрабатываемых направлений. Для
исследователей, занимающихся изучением
местных форм традиционной культуры,
стало нормой рассматривать локальные
традиции в их географических границах,
выделяя целый ряд В верхнем течении реки
Псёл и ее притоков выделяется локальная
традиция, которая охватывает несколько
южных районов Курской области
(Суджанский, Беловский, Обоянский, Больше-Солдатский,
частично Медвенский и Пристенский),
а также северо-западные районы Белгородской
области - Ивнянский и Ракитянский,
частично Прохоровский и Борисовский,
которые ранее входили в состав
Курской губернии. Яркая и самобытная
культура Курско-Белгородского Не все исследователи курской традиции едины в жанровом определении песен, сопровождаемых хореографическими движениями. Так, для В.М. Щурова, автора монографии «Южнорусская песенная традиция», термины «хоровод», «танок», «пляска» являются синонимами и при употреблении не дифференцируются: «Место календарных обрядовых в данном районе прочно заняли сезонные хороводные («карагодные») и их особая разновидность - «таночные» песни», или «.чередовались хороводные игры и пляски...» (8, с.51). Ту же тенденцию мы видим в монографии И.Н. Карачарова: «В псельской традиции основными формами бытования хороводно-плясовых песен являются танки и карагоды». (4, с.17). Между тем, еще несколько десятилетий назад Е.М. Рогачевская указывала на отсутствие четкой классификации хореографических жанров как на одну из проблем их изучения: «Абсолютная неразработанность классификации русского песенно-игрового и танцевального фольклора и отсутствие общепринятых научных определений его разновидностей приводило и приводит ко многим противоречиям и недоразумениям». (5, с.121-122). Разграничить значение терминов
«танок» и «карагод» Трудности в жанровой дифференциации
танков и карагодов, в выделении
в них классификационных Рассмотрим подробнее уровни организации текста, составляющие сущность жанров «танок» и «карагод». Обращаясь к хореографическому компоненту, мы можем выделить уже в нем как минимум два уровня организации: уровень хореографической лексики (характерные для данной местности виды шага, движения рук, корпуса исполнителей), и уровень хореографической композиции. Хореография танков и карагодов Курского Попселья достаточно подробно рассмотрена в книгах Рудневой(6) и Веретенникова(1). Анализируя тот материал, который в них относится к освещаемой нами традиции, можно констатировать, что танок и карагод, проявляя единство на уровне хореографической лексики, демонстрируют разительные отличия на уровне композиции. Танки в исследуемой традиции принципиально неоднородны, имеют массу вариантов хореографических композиций, которые различаются от села к селу. Ограничимся в данной статье перечислением основных принципов построения таночных композиций: 1. Исполняемые на месте:
а) на основе круга (с 2. С перемещением в пространстве:
а) танки-шествия Карагод, напротив, отличается стабильностью композиционного строения на всей очерченной территории. В основе его лежит форма круга, или вернее, нескольких концентрических окружностей: в центре - круг музыкантов, стоящих друг к другу лицом, вокруг них -круг пляшущих, и более широкий круг - зрительский: Здесь и далее на рисунках полукругами обозначены женщины, треугольником - мужчины. Открытая сторона -перед Из трех этих кругов внутренний (круг музыкантов) и внешний (круг зрителей и отдыхающих) стабильны по своему строению, а средний круг - пляшущих - мог иметь различные варианты построения. Они возникают по разным причинам: - варианты построения
пляшуших могут быть участвующие в карагоде мужчины образовывали пары с женщинами, находясь рядом с ними (а) или перед ними (б). Если мужчина находится перед женщиной, то, как правило, он идет спиной по ходу движения, а женщина лицом, хотя возможен вариант, когда девушка идет спиной, а парень лицом; Существенным свойством карагода является то, что он, хоть и движется по кругу, тем не менее, стоит на месте, поэтому слово «карагод» часто употребляется в значении места, где происходят карагоды. Обычно это место твердо закреплено в каждом селе и предназначено именно для карагодов: «у нас на плану (в центре села - О.Т.) всегда карагод был»» (с.Плехово Суджанского р-на Курской обл.), «зли школя карагод сабиралси» (с.Песчаное Беловского р-на Курской обл.), «у саду» (с.Бегичево Обоянского р-на курской обл.), «зли клуба» (с.Бобрава Беловского р-на курской обл.). То, что карагод прочно ассоциировался с определенным локусом, наглядно демонстрируют речевые обороты типа «пайти у карагод», «зайтить у карагод», «скакать у карагодя». Танок же в отличие от карагода
водят, его основная идея - перемещение
в пространстве, имеющее определенную
конечную цель. Чаще всего это движение
к месту карагода (= гуляния). "Танок
- эта крух людей(в значении «группа
людей») атдельный. И ани сабирают
танок и с паясами идут в
танке и крутятся, выкручиваются.
В карагод(Здесь: в значении «место
гуляния») идут танками... Идут в карагод
и сами танок ведут. Можна и
в карагоде(Здесь: в значении «форма
досуга») танки вадить." (Селехова
Е.П., Бегичево) Реже танок - это круговое
движение на месте. Но даже круговые формы
танков отличаются от карагода: в карагоде
участники двигаются Обращает на себя иерархичность участников танков и карагодов, которая также различна. В «кривом» танке (а также в танках «вилёк», «журавль», «щука», «ворота», «поясок», «плетень») всегда выделяются ведущие («танководники, «танководницы», «хазуны») и ведомые. Вожатый выделялся из всей остальной группы участников танка, получал статус «ритуального специалиста»: от него требовалось умение «вести» танок, организовать его пространственное воплощение. Этот особый статус часто подчеркивался и половозрастными отличиями: танководниками были, как правило, мужчины, зачастую пожилые; участницами танка - исключительно девушки брачного возраста и молодки, еще не родившие детей. В карагоде участники совсем по-иному наделены культурной значимостью: здесь важна иерархия карагодных кругов, внутри каждого из которых все равны по статусу. Наиболее высоким статусом обладают участники внутреннего круга - музыканты, следом за ними идут составляющие средний круг искусные танцоры. Внешний круг - зрительский - наиболее пассивный. Карагод не имел такого жесткого половозрастного ограничения, как танок: в карагоде принимала участие молодежь обоего пола, молодожены, мужчины, независимо от возраста. В целом состав участников карагода обнаруживает тенденцию к максимально возможному расширению, так как кто не играл на инструментах или не плясал, тот присутствовал во «внешнем кругу» в качестве зрителя. Красноречивы с этой точки зрения свидетельства информантов о том, что в праздничные дни село «словно вымирало» - дома не оставалось практически ни одного человека, «все были в карагоде». Оппозиция танков и карагодов проявляется и в их календарной приуроченности, что неоднократно отмечалось исследователями. Карагоды оформляют все значительные праздники в течение года, за исключением времени Великого поста, принимая вид массового, поистине всенародного гуляния в дни великих праздников (среди них выделяются прежде всего Рождество, Крещение, Троица) и престольных праздников, которых в каждом селе было, как правило, два. Время исполнения танков, напротив, ограничено в календаре. Крайними точками их вождения в отдельных случаях являются масленица (с. Крупец Беловского р-на Курской области) и Троица (с. Бегичево Обоянского р-на Курской области). Но наиболее часто упоминаются «разрешенные» дни Великого поста - Благовещение и Вербное воскресенье, иногда воскресные дни с 3-ей недели поста. Это время вождения «постовых», или «говеенских» танков. Другой период, изобилующий упоминаниями о вождении танков -пасхальная неделя, как правило, не с первого, а со второго дня после Пасхи. В тех селах, где начало вождения танков было приурочено к Пасхе, они длились до Красной горки или до «маргосок» - дня жен-мироносиц, 2-го воскресенья после Пасхи. Концентрация танков в этом периоде календаря говорит об их особой обрядовой функции - они являлись знаком ранневесеннего периода, который ощущался как время перехода к новому аграрному циклу. То, что в основе приуроченности исполнения танков первоначально лежала ориентация не на церковные праздники, а на природные приметы, видно из частых определений вроде «танки водють - как только земля чуть падсохня». В противопоставлении двух жанров значимо становится не только годовое время, но и суточное. Танки водили всегда в светлое время суток - по неоднократным упоминаниям, «днём, после обедни». Карагод же, начинаясь во второй половине дня («с церкви придём, паснедаем - и в карагод»), мог продолжаться до глубокой ночи. Время карагодного гуляния даже обретало внутреннее членение и соответствующее ему поведение участников: днём в карагод одевали самый лучший наряд, чтобы «показать себя во всей красе», а с наступлением сумерек его меняли на одежу попроще, так как в темноте внешний вид был менее важен, а дорогой наряд следовало беречь. При анализе музыкально- 1) структурные особенности, характерные и для танков, и для карагодов; 2) структурные особенности не характерные для танков; 3) структурные особенности не характерные для карагодов. К первой группе следует отнести наиболее общие закономерности организации текстов, которые будут демонстрировать общность жанров танка и карагода. Это: - опора на силлабический тип стихосложения, состоящий из двух слоговых групп с одинаковым количеством слогов (5+5, 6+6, 8+8); - организация композиционной
единицы поэтического текста
по принципу AR, где А - смыслонесущие
слова, R - рефрен (припевные слова
«ляли, лёли» в различных - реализация СМРФ в рамках строгослоговой формы (первичный тип композиции, по принципу слог - нота или мелизматический распев) - использование цезурированного
типа ритмического периода, - организация КЕ напева по принципу повтора одного или двух ритмических периодов (АА или АВАВ соответственно); - координация музыкального ритма с ритмом хороводного движения, включение ритма пляски в ритм пропевания слогов; - в звуковысотном строении
- использование архаичных - использование гетерофонного
типа фактуры (вариантная Наряду с этими объединяющими признаками есть ряд черт, по которым и в структурном отношении танки и карагоды противопоставлены друг другу. Итак, мы можем видеть, что
карагод пользуется большим арсеналом
выразительных средств, чем танок,
стилистически группа карагодных песен
неоднородна, так как находилась
в постоянном развитии и пополнялась
стадиально более поздними явлениями.
Танок более консервативен и
ограничен в отборе используемых
средств, его структура Подведем некоторые итоги. Танок и карагод в традиционной
культуре Курско-Белгородского Бытование танков только в
ранневесенний период, участие в
них особо выделенной социо-возрастной
группы - девушек и молодаек - говорит
об обрядовом происхождении этого
хореографического жанра. Обилие форм
реализации танков в пределах одной
традиции объясняется тем, что традиция
курско-белгородского Напротив, жанр карагодной песни
выполняет в местной традиции
функцию консолидации, является централизующим
компонентом системы. Отсюда -стремление
к объединению всех групп населения
в карагодных гуляниях, их регулярность
в течение года, унификация форм
бытования (карагод - это всегда пляска
по кругу, часто с музыкантами
в центре). Карагод берет на себя
роль календарного жанра, сопровождая
все годовые праздники, влияет на
семейный цикл обрядов, особенно на корпус
свадебных песен, а также выполняет
социально-регулирующую функцию и
становится оформлением любого вида
праздничного досуга. Полифункциональность
карагода приводит к тому, что он
перерастает границы жанра, становится
комплексным фольклорным |