Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 22:05, доклад
Выдающийся пианист, педагог, дирижёр. Родился 25 января 1852 года в станице Ищерской Терской области в казачьей семье.
Музыкальные впечатления детства – народные песни, то лихие, то грустные, да сигналы полковых горнистов. Впоследствии часто вспоминал о чистоте их строя, добиваясь от профессиональных оркестрантов точности интонаций.
В 1862 году его отца отправляют на службу в Петербург; переход от берегов Терека до столицы, проделанный в маршевом порядке и продолжавшийся около четырёх месяцев, оставил глубокий след в сознании мальчика и обогатил его новыми впечатлениями.
Василий Ильич Сафонов
(1852-1918)
Выдающийся пианист, педагог, дирижёр. Родился 25 января 1852 года в станице Ищерской Терской области в казачьей семье.
Музыкальные впечатления детства – народные песни, то лихие, то грустные, да сигналы полковых горнистов. Впоследствии часто вспоминал о чистоте их строя, добиваясь от профессиональных оркестрантов точности интонаций.
В 1862 году его отца отправляют на службу в Петербург; переход от берегов Терека до столицы, проделанный в маршевом порядке и продолжавшийся около четырёх месяцев, оставил глубокий след в сознании мальчика и обогатил его новыми впечатлениями.
В Петербурге Сафонова определяют
на учёбу в гимназии, а затем, за
отличные успехи в учёбе, в Александровский
лицей.
После переезда его старшая сестра Анастасия
начинает брать уроки музыки у профессора
Лешетицкого, которые настолько заинтересовывают
Сафонова, что он уговаривает родителей
обучить его игре на фортепиано. Так его
первым учителем стал Александр Иванович
Виллуан, с которым он занимался около
двух лет. Позже брал уроки у Теодора Лешетицкого.
Поражает та ответственность и ревностность,
с которой он относился к занятиям музыкой.
Известен случай, когда он попросил директора
лицея разрешить ему во время некоторых
лекций пользоваться «немой клавиатурой»
для тренировки пальцев. Самое любопытное,
что эта просьба была удовлетворена.
В 1872 году окончил лицей,
и стал служить коллежским асессором
в канцелярии, продолжая при этом
брать уроки у Лешетицкого, а
также изучая композицию и другие
музыкально-теоритические
В 1879, хотя отец поначалу был против, поступает в Петербургскую консерваторию в класс профессора Луи Брассена, по композиции обучается у Зарембы. Сафонов поступил в консерваторию с такой крепкой и серьёзной подготовкой, что уже спустя год Брассен посоветовал ему готовиться к выпускным экзаменам, в 1880 году. С этого времени начинает совмещать педагогическую деятельность в Петербургской консерватории с концертной, выступает в ансамбле с виолончелистом Константином Юрьевичем Давыдовым.
В 1882 году женится на Варваре Вышнеградской, дочери министра финансов, закончившей консерваторию годом ранее по классу пения.
В 1885 по предложению Чайковского становится профессором Московской консерватории, а уже с 1883 – её директором, принеся с собой большие изменения. Профессор М. Л. Пресман писал: «Вступление в должность директора консерватории В. И. Сафонова чрезвычайно ярко разграничило два периода в жизни Консерватории, которые бы я назвал рубинштейновским и сафоновским…
Период рубинштейновский – это сердечное, дружеское и, пожалуй, товарищеское отношение к учащимся; полное запанибратство с учащими, но зато отсутствие дисциплины, граничащее с распущенностью.
Период сафоновский – это период строго деловой, при котором то учащий и учащийся хорош, который дело своё знает и хорошо к своим обязанностям относится». Организовывал силами учащихся общедоступные концерты (в здании цирка).
С начала 20 века в музыкальной деятельности Сафонова наметился решительный перелом в сторону дирижёрского искусства, который всё более и более его увлекает. Выступает в Берлине, Париже, Вене, Праге, Лондоне, Риме, Амстердаме. Постепенно свёртывает педагогическую деятельность. В конце 1904 года с огромным успехом дирижирует в Америке, что немало содействует славе и популяризации русской музыки за границей.
В феврале 1905 года возвращается в Москву и попадает в напряжённую, революционную атмосферу. В 1906 оставляет пост директора Московской консерватории.
С 1911 возобновляет частые выступления на родине, также и в качестве пианиста.
5 февраля 1917 прочёл доклад
в Московской консерватории и
продемонстрировал свою
В апреле 1917 Сафонов последний раз выезжал за границу в Гельсингфорс, затем уехал на Кавказ. Летом он ещё часто выступал с камерными концертами в Кисловодске, где довольно часто встречался с Рахманиновым и Прокофьевым. Осенью и в начале зимы дал три симфонических и три камерных концерта во Владикавказе. В начале 1918 года его настигла тяжелая болезнь, от которой ему не суждено было оправиться, приковала его к постели. 14 февраля скончался в Кисловодске.
Сафонов-пианист
Начал публичную исполнительскую
деятельность в 28 лет. Для него характерно
стремление к содержательному
Как уже было сказано выше,
его первый учитель – Виллуан.
Преимущественно обращал
Лешетицкий на первое место
ставил изящество исполнения, с ним
Сафонов значительно
А у Брассена он получил
то, чего не нашёл у Виллуана и
Лешетицкого. Через него Сафонов
ярко воспринял идейно-
Всесторонняя образованность,
широкий кругозор, художественная зрелость
и верный эстетический вкус выделяли
Сафонова среди воспитанников
Осенью 1885 переезжает в Москву
и продолжает концертную деятельность,
выступая в квартетных и симфонических
собраниях Московского
Весной и осенью 1887 – большое концертное турне по Росси и Европе совместно с Давыдовым. Многие концерты повторялись, многие были даны с благотворительной целью. В некоторых отзывах об этих концертах подробно пишется о Сафонове: «Игра Сафонова отличается мягким туше и прозрачностью; исполнение его в высшей степени музыкально». Артисты настолько серьёзно относились к своему делу, что повсюду за ними следовал концертный рояль во избежание срыва какого-нибудь концерта из-за отсутствия хорошего инструмента.
В 90-х годах выступает
реже. Правда, его иногда можно увидеть
в качестве аккомпаниатора выдающихся
солистов (Нежданова, Шаляпин, Фишер) в
симфонических общедоступных и
благотворительных концертах
К числу значительных сольных выступлений следует отнести концерт, посвящённый 100-летию со дня смерти Моцарта (23 ноября 1891). Исполнил Концерт d-moll, а через день повторил его на общедоступном утреннике.
Каждое выступление Сафонова носило на себе печать идейной глубины, художественное воздействие на аудиторию было необычайно сильным.
В дальнейшем почти отходит от пианистической деятельности, однако в 1909 году, в Америке, после долгого перерыва появляется за роялем, и даже в годы Первой Мировой войны продолжает концертировать. Пользовался особым вниманием, любовью и почётом в Англии.
Подводя итоги пианистической деятельности , следует отметить, что в его лице мы встречаемся с новым типом исполнителя, музыкального просветителя, который сформировался в борьбе с салонно-развлекательным, внешне виртуозным направлением.
Для Сафонова на первом месте в музыке философская глубина содержания , правда, искренность чувств и переживаний, верность народному, национальному началу искусства.
Сафонов-педагог
Огромную пользу принесла и его педагогическая деятельность. Он не ограничивался только обучением игре на фортепиано, но пробуждал в своих учениках интерес к литературе, поэзии, живописи, скульптуре.
Его отличительной чертой
была способность увлекать учеников
высокохудожественным и темпераментным
исполнением, показом, умением практически
«объяснить» трудный приём, найти
самую лёгкую и удобную аппликатуру.
Если в классе Сафонова в первые годы не
было таких блестящих имён, как в дальнейшем,
то всё же на значительной части его выпускников
лежала печать сафоновской школы. Большой
популярностью пользовались открытые
его первыми учениками музыкальные школы
(Гнесиной, Зограф-Плаксиной, Маслова,
Воскресенской). Педагогические достижения
Сафонова росли с каждым годом. Постепенно
его ученики приобретают известность
далеко за пределами Московской консерватории
и музыкальной Москвы.
В. И. Сафонов не оставил полного и стройного изложения своих педагогических принципов, его брошюра «Новая формула» касается только отдельных сторон техники игры на фортепиано.
Все технические упражнения
у Сафонова были направлены на достижение
определённого характера
Сафонов вписал замечательные
страницы в историю развития русской
фортепианной педагогики. Воспитал многих
ведущих представителей старшего поколения
советских пианистов и
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
МОГИЛЕВСКИЙ ФИЛИАЛ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛОРУССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ»
Кафедра хорового дирижирования и
инструментального исполнительства
«Василий Иванович Сафонов – пианист и педагог»
курсовой реферат
по дисциплине
«История фортепианного искусства»
студентки 1 курса
отделения фортепиано
Костеровой Анны Сергеевны
Могилев 2013