Влияние музыки на развитие дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2015 в 16:33, контрольная работа

Описание работы

Влияние музыки и музыкальной деятельности на формирование личности ребенка, в развитии творческой деятельности, очень велико. Музыка, как и любое искусство, способно воздействовать на всесторонние развитие личности ребенка, побуждать к нравственно - эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению. Общее музыкальное воспитание должно отвечать основным требованиям: быть всеобщим, охватывающим всех детей и всесторонним, гармонично развивающим все стороны личности ребенка.

Содержание работы

Влияние музыки и музыкальной деятельности на развитие личности ребёнка……………………………………………………………………...3
Формирование у детей эстетического отношения к музыкальному искусству и окружающему миру…………………………………………6
Возрастные особенности музыкального развития детей дошкольного возраста…………………………………………………………………….9
Развитие основ музыкальной культуры в дошкольном возрасте……..12
Изучить особенности проявления начал музыкальной культуры старших дошкольников. Подобрать и провести диагностические задания, направленные на формирование основ музыкальной культуры………………………………………………………………….. 14
Литература ……………………………………………………………….17

Файлы: 1 файл

контрол. по музыке.docx

— 41.06 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

4.Развитие основ музыкальной культуры в дошкольном возрасте.

Музыкальную культуру детей можно рассматривать как специфическую субкультуру определенной социальной группы (дети дошкольного возраста). В ней можно выделить два компонента:

1) индивидуальная музыкальная  культура ребенка, включающая его  музыкально-эстетическое сознание, музыкальные знания, умения и  навыки, сложившиеся в результате  практической музыкальной деятельности;

2) музыкальная культура  дошкольников, которая включает  в себя произведения народного  и профессионального музыкального  искусства, применяемые в работе  с детьми, музыкально-эстетическое  сознание детей и разные институты, регулирующие музыкальную деятельность  детей и удовлетворяющие потребности  их музыкального воспитания.

Соответствующий дошкольному возрасту объем музыкальной культуры общества ребенок перенимает в семье, детском саду, через средства массовой информации, музыкально-культурные учреждения.(4.34)

Проблему развития основ музыкальной культуры у дошкольников можно рассматривать в трех ракурсах:

- во-первых, с точки зрения  того, какие положения современной  психологии могут быть взяты  за исходные при построении  системы музыкального воспитания;

- во-вторых, каковы конкретные  методы и приемы проведения  музыкальных занятий в детском  саду;

- в-третьих, как организовать  необходимые психолого-педагогические  условия для создания музыкальной  атмосферы жизни детей.

К организации музыкального образования, причем самых первых его «ступенек», которые чрезвычайно ответственны, необходимо подходить весьма серьезно, на основе анализа наиболее крупных современных психологических теорий, а именно концепций А. Валлона, Л.С. Выготского и его школы, Ж. Пиаже. Деятельностный подход, деятельностный принцип, разработанный еще А.Н. Леонтьевым, при построении программы обучения должен стать главным для определения содержания и методов музыкального воспитания дошкольников.(2.63)

Собственное пение, ритмические движения под музыку, аккомпанемент самих детей на простейших музыкальных инструментах, умение слушать — все это необходимо рассматривать как различные виды музыкальной деятельности. Сюда же относятся и хороводы детей, и рисование ребенка, связанное с той музыкой, которая звучит и которую он слушает. Вершиной такого рода разнообразной по форме музыкальной деятельности может стать создание маленького оркестра, где на самых простых инструментах — колокольчиках, кастаньетах, треугольниках, бубнах и барабанах — дети сообща «аккомпанируют» звучащей мелодии или сами исполняют какую-то пьеску, коллективно импровизируют.

Таким образом, ставя своей задачей сделать музыку доступной для каждого ребенка, необходимо найти способ максимального включения детей в «активное слушание».

 

 

 

 

 

 

5.Изучить особенности проявления начал музыкальной культуры старших дошкольников.

Ядром понятия «музыкальная культура дошкольника» является эмоциональная отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального искусства, которая играет для ребенка роль первоначальной положительной оценки и способствует формированию интереса к музыке, начал вкуса, представлений о красоте. Развитие у детей эмоциональной отзывчивости и осознанности восприятия (эмоционально-оценочного отношения к музыке) ведет к проявлениям предпочтений, желанию слушать музыкальные шедевры, рождает творческую активность.(7.49)

Музыкальная культура дошкольника формируется во всех видах музыкальной деятельности (восприятии, исполнительстве, творчестве, музыкально-образовательной деятельности, музыкально-игровой деятельности), с опорой на развитие эстетических эмоций, интереса, вкуса, представлений о красоте.

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Именно в детстве формируются эталоны красоты, накапливается опыт деятельности, от которого во многом зависит последующее музыкальное и общее развитие человека. Чем раньше ребенок получает возможность накапливать опыт восприятия народной музыки и шедевров мировой музыкальной классики разных эпох и стилей, тем богаче его тезаурус, тем успешнее достигается его развитие, духовное становление.

Музыкальные шедевры формируют у ребенка представления о красоте, эталоны красоты, основы эстетического вкуса.

В результате развития основ музыкальной культуры у ребенка формируются первоначальные ценностные ориентации: способность ценить красоту в жизни и искусстве. Творческое восприятие музыки детьми способствует их общему интеллектуальному и эмоциональному развитию.

Поэтому формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической культуры ребенка – важнейшая задача сегодняшнего дня, позволяющая реализовать возможности музыкального искусства в процессе становления личности.(2.9)

При этом весьма существенно, что ценностные ориентации личности можно воспитать только на восприятии истинных ценностей и постоянных их оценках ребенком.

Получая с детства художественно полноценные музыкальные впечатления, ребенок привыкает к языку интонации народной, классической музыки, постигает «интонационный словарь» музыки разных эпох и стилей.

Подобрать и провести диагностические задания, направленные на формирование основ музыкальной культуры.

ДИАГНОСТИКА МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

 

 

 

 

Ф.И. ребенка

Ладовое

чувство

Муз.-слуховое представление.

Чувство

ритма

 

 

Всего

 

 

Общий уровень

1

2

1

2

3

2

3

 

Саша Г.

 

+

 

+

 

+

     
 

Саша Е.

 

+

   

+

+

     
 

Матвей Г.

 

+

       

+

   




в средней  группе

в средней  группе

 

 
                      Высокий уровень                   21 баллов                                                   

ближе к высокому                  17-20

     Средний уровень        15 баллов

              ближе к низкому      7-10

Низкий уровень                      8 балла

 

Ладовое чувство

Задание № 1: Послушать и различить две пьесы, разные по жанру. (марш, плясовая), с помощью пособия, показать соответствующую картинку.

«3» - внимательно слушает произведение от начала до конца, яркие

         внешние впечатления, эмоциональная  отзывчивость , правильный выбор  карточки.

         «2» - слушает невнимательно, отвлекается, но карточки выбирает правильно.

«1» - нет заинтересованности, почти не реагируют на музыку.

Музыкально-слуховое представление.

Задание: Пропевать знакомую песню самостоятельно  с музыкальным сопровождением.

«3» - пропевает  всю фразу, дикция четкая, интонирование близкое к правильному.

«2» - подпевание отдельных слов, дикция не разборчива.

«1» - интонирование отсутствует, эмоциональная реакция без подпевания.

 

Чувство ритма.

Задание № 1: Прохлопать  простейший ритмический рисунок,

   мелодии из 3-5 звуков.  Р.н.попевка «Мы идем»

  «3» - точное выполнение ритмического рисунка.

 «2» - не совсем точное.

«1» -с заданием не справился

Литература.

1.Методика музыкального воспитания в детском саду: «Дошк. воспитание»/ Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 2000. – 270 с.: нот.

1. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей . – Воронеж: НПО «МОДЭК», 2008.

2. Груздова И.В. Процесс  формирования основ музыкально-эстетической  культуры у дошкольников: сущность, проблемы, решения // Современные проблемы  науки и образования. – 2012. – № 5.

3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Искусство, 2000. 

4. Основы дошкольной  педагогики / Под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. – М.: Наука, 2000. – 236 с.

5. Проняева С.В. Формирование  коммуникативных умений у детей  дошкольного возраста: дис. … канд. пед. наук / С.В. Проняева. – Екатеринбург, 1999.

6. Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников: учеб. для студентов высших и  сред. пед. учеб. заведений / О.П. Радынова и др. – М., AcademiA, 2008.

7. Тарасов Г.С. О  коммуникативной природе музыкальных  способностей // Музыкальная психология  и психотерапия. – 2008. – № 3.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Влияние музыки на развитие дошкольника